Очередная эпатажная военная новость была опубликована 14 января 2022 года в газете «Известия».
Министерством обороны принято решение вооружить тральщики ВМФ подводными аппаратами «Марлин-350». Перевооружить тральщики решили после успешного похода кораблей Балтийского флота летом прошлого года в Финский залив, во время которого велись масштабные работы по разминированию... тральщики Балтийского флота «Александр Обухов» проекта 12700 шифр «Александрит» и «Леонид Соболев» проекта 1265 шифр «Яхонт» с помощью «Марлинов-350» нашли и уничтожили методом подрыва около 20 якорных и донных магнитных мин... недалеко от острова Гогланд.
Как будет показано ниже, в реальности все было «...и не в преферанс... и не выиграл, а проиграл». Впрочем, для подкрепления любых новостей (особенно не имеющих отношения к реальности) в наших лубочных СМИ существуют «известные эксперты»:
– В составе ВМФ России числится несколько тральщиков еще советской постройки, но они уже устарели, – объяснил «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков. – Появление «Марлинов» значительно расширит возможности этих кораблей... К сожалению, темпы поступления новых кораблей недостаточны. Заменить ветеранов должны тральщики проекта «Александрит»… Для поиска и уничтожения мин на борту есть система «Диамант» – это два… беспилотных катера со специальными подводными роботами, внешне напоминающими торпеды. Благодаря пластиковому корпусу и малошумному двигателю на эти аппараты не реагируют мины, что позволяет им спокойно прочесывать морские районы. Катера обнаруживают мины с помощью гидроакустических систем и магнитомеров. После этого с них или с борта тральщиков спускают в воду подводных роботов, которые уничтожают смертоносные «подарки». Искать объекты на большой глубине помогают подводные аппараты системы «Александрит-ИСПУМ».
Радует, что «известный эксперт» все-таки заметил недостаточные темпы постройки новых противоминных кораблей, при том, что все остальное в данном «экспертном заключении» является не более чем продуктом бурного воображения, усугубленным особым пристрастием к организации, получавшей за импортный (и по факту небоеспособный) комплекс DIAMAND весьма щедрое бюджетное финансирование, подробнее – «Фальшивый блеск» «стекляшек» DIAMANDa.
Главное же – до сих пор основой противоминных сил ВМФ являются тральщики старых проектов, так и не получившие никакой модернизации, и по факту небоеспособные. Например, в составе крупнейшего Северного флота имеются только старые тральщики советских проектов, в составе второго по численности флота – Тихоокеанского – сегодня есть только «целый один» новый «Александрит», все остальное – небоеспособное старье...
Возвращаясь к работам по разминированию у Гогланда, учитывая количество находящихся там мин, их результаты продемонстрировали именно нищету и немощь противоминных сил Балтфлота, причем реальную работу по уничтожению мин выполнял исключительно аппарат СТА комплекса ИСПУМ (ибо «диамандовские» аппараты могли решать только гражданские обследовательские задачи). Официоз Минобороны об этом:
30.09.2021 (05:15)
Тральщики Балтийского флота «Александр Обухов» и «Леонид Соболев» обезвредили около 20 мин времен Великой Отечественной войны в акватории Финского залива. С 10 августа 2021 года экипажи базовых тральщиков Балтийского флота выполняли задачи по ликвидации остаточной минной опасности в одном из районов Финского залива.
Экипажами кораблей с помощью штатного оборудования было обнаружено около 20 гальваноударных якорных и донных магнитных мин времен Великой Отечественной войны, которые впоследствии уничтожались методом подрыва прямо на месте.
Большинство опасных находок было обнаружено и уничтожено при помощи современного оборудования, стоящего на вооружении базового тральщика «Александр Обухов» – гидроакустической станции «Александрит», телеуправляемого аппарата «Си Скан» и одного из самоходных телеуправляемых аппаратов, находящихся на корабле.
«Мы уже третий год подряд устраняем остаточную минную опасность», – сообщил командир тральщика «Александр Обухов» капитан 3 ранга Сергей Пожидаев. «Мы спускаем аппарат, на который прикреплена бомба, подходим к мине, закладываем эту бомбу, затем отходим на безопасное расстояние и производится подрыв мины», – добавил он.
Видео самих работ:
Очевидно, что данная информация была, скажем так, привычно и обычно «творчески интерпретирована» (хотя здесь просятся другие, гораздо более грубые, но точные выражения) «Известиями». Что поделаешь, такие у них «стандарты журналистики» (в кавычках). Подробнее о новых «александритах» и их проблемах – «Что «не так» с «новейшим» ПМК проекта 12700»?
При этом просто «феерические новости» о втором участнике работ у Гогланда – базовом тральщике (БТЩ) «Леонид Соболев», принес официоз Минобороны «Красная Звезда» – «Движение к высокой цели» (28.02.2020 г.):
Чтобы получить право на выход в море, экипаж любого корабля должен сдать курсовую задачу К-1... Для каждого из нас это были трудные недели, – вспоминает командир «Леонида Соболева» капитан 3 ранга Денис Сенкевич... Ввиду отсутствия у части экипажа должного опыта работы на боевых постах и в составе расчётов упор был сделан на практическую составляющую обучения – насколько, конечно, это возможно, когда корабль ошвартован у причальной стенки. При отработке действий корабельного боевого расчёта, например, гидроакустическую станцию миноискания опускали в воду лишь условно... Курсовую задачу К-1 экипаж сдал успешно. Вскоре состоялся первый после заводского ремонта выход корабля в море. Неделя, проведённая вдали от берегов, вместила в себя многое: постановку, выборку тралов и регулировку их элементов, поиск учебных мин различными видами тралов, подрыв плавающей мины, артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям… вторую курсовую задачу – плавание и ведение боя одиночным кораблём – БТЩ «Леонид Соболев» закрыл с оценкой «хорошо»... говорит командир корабля капитан 3 ранга Денис Сенкевич, – задач будет ещё больше, и мы готовы к их выполнению. Поборемся за звание лучшего корабля по противоминной обороне – чтобы двигаться вперёд, нужно ставить перед собой высокие цели.
То, о чем идет речь в тексте, это, по сути, тральная рухлядь времен Второй мировой войны, гидроакустика в «ауте», про искатели и противоминные аппараты, которые изначально имели БТЩ данного проекта во времена СССР, «доблестный ВМФ» благополучно забыл (хотя слово здесь просится гораздо грубее). Зато оценка «хорошо» (за фактическую неспособность решать задачи по предназначению) есть, и, более того, несмотря на всю «противоминную голозадость», публично заявляется о претензиях на статус «лучшего противоминного корабля» Балтфлота...
Теперь о «Марлинах»
«Марлин-350» – довольно неплохой обследовательский телеуправляемый подводный аппарат (ТНПА), разработанный «Тетис-Про» для импортозамещения одного из самых популярных в мире легких обследовательских ТНПА Saab Seaeye Falcon ROV, входивший в состав «тетисовского» (фактически «конструктор» из импортных комплектующих) поисково-обследовательского комплекса (ПОК) «Кальмар» противодиверсионных катеров (ПДРКА) проекта «Граченок».
Для обследовательских задач «Марлин» получился весьма неплох, заметно превосходя «Фалькон».
ТНПА «Марлин-350»
Проблема, однако, была в том, что прошлым руководством «Тетис-Про» ПОК «Кальмар» и ТНПА «Марлин-350» заявлялись в т. ч. для решения противоминных задач, для чего в существующем облике они были не только не приспособлены, но и существовала крайне высокая вероятность подрыва на минах их носителей.
На одном из мероприятий форума «Армия-2017» в презентации «Тетис-Про» была заявлена возможность оснащения перспективных рейдовых тральщиков (РТЩ) проекта 10750Э ПОК «Кальмар» (что действительно активно лоббировалось в это время).
Последовавшее на мероприятии обсуждение имело (в первую очередь со стороны автора) крайне жесткий характер, и причина этого была в том, что прошлым (ставка на импорт дорого обошлась компании в последние годы и привела к смене руководителей) руководством «Тетиса» прекрасно сознавалось, что в данном варианте РТЩ имеют крайне высокую вероятность самоподрыва на минах – т. е. их экипажи лоббистами заведомо посылались на убой.
А прекрасно это сознавалось потому, что за год до этого все эти вопросы в деталях обсуждались с прошлым начальством «Тетиса» с привлечением профильных специалистов.
Ниже приводятся страницы из записной книжки автора этого самого обсуждения.
Главное – из-за заведомо ограниченного радиуса рабочей зоны (rОЗ) ТНПА «Марлин-350» не обеспечивается необходимая «дельта безопасности» носителя от опасной зоны мины.
Для достижения необходимого для противоминных задач радиуса рабочей зоны для легких ТНПА применяют особо тонкий кабель информационной связи, при этом силовое питание ТНПА получает от собственной батареи.
Один из самых распространенных примеров такого ТНПА – SeaFox, подробнее «SeaFox: маленький морской лис-убийца».
В отличие от него, и «Фалькон», и «Марлин-350» имеют силовое питание по достаточно толстому кабелю, который на течении начинает «парусить», резко ограничивая радиус рабочей зоны.
Единственное решение для задач противоминной обороны для таких ТНПА – это использование промежуточного безэкипажного катера (БЭК) носителя, что и было реализовано для ТНПА «Фалькон» во Франции.
БЭК C-Sweep/Halcyon, испытания с Saab Seaeye Falcon ROV с системой нейтрализации мин Ballista, 2013 г.
Видео с испытаний:
А что же старые тральщики?
Подробно об этом уже говорилось в статье 2019 года «Что «не так» с нашими тральщиками?» Причем с 2019 года ничего в лучшую сторону так и не изменилось...
Самые массовые в ВМФ БТЩ проекта 1265, на первом плане – БТЩ с ныне утраченными ТНПА «Луч-1» комплекса КИУ-2 (1973)
Планировавшаяся для модернизации и успешно прошедшая испытания контейнерная «Маевка» (единственный отечественный контейнерный противоминный комплекс) была вычеркнута из Гособоронзаказа и фактически уничтожена.
Для подтверждения сказанного ниже приведены фото двух «Маевок» (с чернью – контейнерная) и аппарата «Ливадия», фото испытаний контейнерного комплекса на морском тральщике «Валентин Пикуль» и скрины с документации комплекса (с сайта госзакупок), подтверждающие существование в т. ч. контейнерной модификации и наличие у нее литеры «О1».
Более того, абсолютно сознательно был заблокирован экспорт «Маевок», несмотря на наличие запросов на ее поставку.
Если посмотреть старые каталоги «Рособоронэкспорта», то на вооружении ряда экспортных проектов тральщиков приводится «Маевка», однако сама она ни разу не представлялась на выставках (т. к. намеренно и сознательно было заблокировано подписание ее рекламного и экспортного паспорта). Демонстрация «Маевки» в 2009 году на закрытой выставке закончилась скандалом и несмешными разборками на тему: «кто разрешил демонстрацию комплекса премьер-министру В. В. Путину».
Несмотря на то, что то, что происходило с «Маевкой», являлось абсолютно сознательным саботажем, ни одно должностное лицо не только не понесло за это ответственности – до сих пор ключевые фигуранты и соучастники этого саботажа занимаются интригами, в т. ч. по противоминной тематике. При этом ясным примером их абсолютной некомпетентности и технической безграмотности является «колбаска», упомянутая в статье «Рубиновые игрушки» .
Особо подчеркну – в последующие годы «Маевка» не была единственным вариантом модернизации тральщиков, были и другие варианты, однако говорить о них публично нецелесообразно. Однако все они были сознательно сорваны.
При этом никакая «экономия средств» здесь оправданием быть не может, в конце концов даже предельно простые ТНПА типа первых РАР-104 (подробнее – «Противоминная «тридцатьчетвёрка»: подводный аппарат РАР-104. Уроки и выводы») уже позволили бы на порядок повысить эффективность противоминных сил ВМФ.
Ситуация с противоминными аппаратами – это яркий пример абсолютной некомпетентности и безответственности соответствующих должностных лиц. Например, упомянутый в статье «Что «не так» с нашими тральщиками» начальник противоминного и минного отдела ЦНИИ кораблестроения и вооружения (бывший «1 институт» – 1 ЦНИИ ВМФ) до сих пор занимает свою должность. После подобных примеров неудивительно, что ЦНИИ ВК имеет в кругах специалистов неофициальное наименование – ЦНИИ «кораблекрушения».
Ну а если война? Например, с Японией. Чем флот будет воевать? Крепким пролетарским словом? Или коллективными богослужениями?
Можно не сомневаться, что СМИ, взахлеб поющие сегодня о якобы эффективности якобы российских комплексов ПМО «Диаманд» (и выпускающие подобные лубочные новости), завтра будут воспевать героическое самопожертвование очередных «варягов». В конкретном случае – экипажей наших устаревших и утративших реальную боеспособность тральщиков, которые командование будет гнать «пузом на мины». Фактически на убой, причем без какой-либо перспективы реального выполнения боевой задачи.
Подчеркну: на вооружении специализированных противоминных кораблей должны быть именно специальные аппараты. Технически это реально и организационно может быть сделано промышленностью за год-полтора (сама работа – менее года, но вот согласование бумаг для серии – не менее 1,5 года).
Возвращаясь к «Марлину», мы приходим к «Грачатам»
Возвращаясь к «Марлину», мы приходим к «Грачатам», примерно половина которых (из трех десятков) укомплектована ТНПА «Марлин-350», заменившим «Фалькон» (а он в свою очередь – ТНПА «Обзор», получивший на флоте неофициальное «почетное» наименование – «позор»).
При этом, как уже указывалось, «Грачата» имеют крайне слабые поисковые возможности (ПОК «Кальмар»), и дело здесь не столько в «плохом МЛЭ» (многолучевой эхолот), сколько в крайне малой применимости МЛЭ в принципе (для решения специальных задач)! Нужен полноценный гидролокатор секторного обзора! И необходима замена «поискового костыля» – МЛЭ ПОК «Кальмар» – на действительно эффективный поисковый гидролокатор.
Сегодня, увы, что-то сколько-нибудь эффективно обнаруживать (да и то на малых дистанциях) «Грачата» могут только опускаемой «Анапой» на стопе. При этом единственное средство поражения диверсантов – многоствольный реактивный гранатомет ДП-65 скомплексирован только с «Анапой». Т. е. по сути средства поиска и поражения у катера-охотника за диверсантами крайне слабы, на уровне собственной самообороны.
Гранатомет ДП-65 сам по себе весьма неплох (при работе по боевым пловцам).
Пользуется успехом и на внешнем рынке, например, на фото – выступления китайских девушек на одной из баз спорного архипелага Спратли, на заднем плане стоит именно ДП-65.
Однако крайне малая масса боевой части гранаты РГ-55 («унаследованной» ДП-65 с ручного гранатомета ДП-61) чрезвычайно затрудняет поражение таких целей, как закрытые транспортировщики водолазов или подводных аппаратов.
Возможности поражения надводных целей у «Грачонка» также весьма ограничены, очевидна необходимость замены крупнокалиберного пулемета Владимирова на современный дистанционно-управляемый стабилизированный модуль оружия.
Для обнаружения таких современных целей, как БПЛА, нужна РЛС с соответствующими характеристиками.
Необходимость догона высокоскоростных надводных целей ставит вопрос замены старой малоскоростной бортовой лодки «Фаворит» на полноценный скоростной катер-перехватчик.
При этом, учитывая количество уже построенных «Грачат», представляется крайне целесообразным придание им ограниченных возможностей для решения задач противоминной обороны за счет оснащения ТНПА «Марлин-350» малогабаритными средствами поражения мин и применения их с безэкипажных катеров (с возможностью их бортового размещения на «Грачатах»).
И такое применение «Марлинов» для ПМО (с учетом нового гидролокатора ПОК «Кальмар») является вполне оправданным.
Но специализированные противоминные корабли должны нести и применять не эрзацы, а специализированные аппараты.
Источник: topwar.ru