Крестный путь «Крестов»

Крестный путь «Крестов»
Ночным кошмаром советских адмиралов были не АУГ, с ними как раз бороться можно, имея тот самый большой подводный флот в мире и морскую ракетоносную авиацию – а РПКСН.

С момента начала вступления в строй «сорок одного на страже свободы» сценарий скрытного удара в упор по советской территории стал реальностью. А к концу 60-х вдобавок появилась проблема сопровождения наших авианесущих кораблей, сначала «Москвы» и «Ленинграда», потом и авианесущих крейсеров.

Сначала был крейсер

30 декабря 1961 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 1180-510, ставшее основанием для разработки проекта ракетных крейсеров 1134.
Никита Сергеевич очень любил ракеты и не любил надводные корабли, вот моряки и сообразили: если ставить ракеты на крупные единицы флота, то Хрущев разрешит постройку.

Сначала был эсминец-переросток проекта 58, точнее – аж четыре эсминца, перекрещенных в крейсера, а уж потом и 1134 «Беркут». Вернее – сначала была мысль построить все в корпусе проекта 58, но, как показала практика – кольчужка маловата, и водоизмещение подросло до 5 500 тонн.

Впрочем, других компромиссов тоже хватало – скорость скинули до 33 узлов (как показала практика, это даже много), вместо М-11 «Шторм» поставили «Волну», по причине неготовности нового ЗРК, ракет П-35 оставили восемь вместо 16 на предшественниках (из них 4 – в погребе, четыре – на пусковых).

Но реальность и здесь подгадила – перезарядка в море оказалась вещью трудной и малореальной, в итоге П-35 осталось всего четыре.

А в целом корабль вышел симпатичным – с хорошими на тот момент ударными возможностями (головной «Адмирал Зозуля» вступил в строй в 1967 году, когда ПВО еще не гарантировала перехват даже четырех П-35), нормальным ГАС «Титан», системой целеуказания «Успех-У» и неплохим ПВО.

Был и модернизационный потенциал – при некоторых расходах П-35 можно было заменить на более современные ракеты, а ЗРК М-1 – на М-11. Вертолет же на крейсере был изначально.

Служба крейсеров в целом удалась:

1. «Адмирал Зозуля».

С 1967 года в составе Северного флота, много времени проводил на Средиземноморье, оказывал помощь египтянам, в 1977 году с БПК превратился в крейсер, как и остальные три его брата-близнеца, а в 1986 – переведен в состав Балтийского флота в надежде на ремонт.

Ремонт был, в Кронштадте крейсер привели в порядок, но после окончания ремонта немедленно списали.

Логику в этом уловить сложно – такие корабли могут служить по 35 лет, минимум восемь лет отремонтированный крейсер (эсминец по факту) мог бы еще находиться в строю. Но новых проектов 956 и 1155 было много, а советские запасы казались бездонными...

2. «Владивосток».

Вступил в строй в 1969 году, с 1970 – в составе Тихоокеанского флота.

Вся история корабля походы – Нигерия, Сомали, Маврикий, Йемен, Вьетнам...

А спустя 20 лет пришло время серьезного ремонта. Но в стране уже вовсю бушевало новое мышление, и 19 апреля 1990 года крейсер попросту списали, в возрасте 21 год, при возможности продолжать службу еще долгие годы. Потому как уже в апреле 1990 года все было, в принципе, ясно, и у России уже врагов не было. Разобрали крейсер в Австралии, кто-то заработал немного валюты.

3. «Вице-адмирал Дрозд».

В строю с декабря 1968 года, сначала Балтийский, а с 1975 года – в составе Северного флота.

Судьба его, в общем, стандартная – служба на износ, без соблюдения ремонтных циклов, а когда нужда стала крайней, то СССР доживал последний год.

В итоге крейсер попросту списали 1 июля 1990 года и продали в Индию на металл. Как и у его братьев-близнецов сыграли две вещи – неправильная эксплуатация и развал страны, его породившей.

4. «Севастополь».

Служба для этого проекта типичная: вступление в строй – Северный флот. Дальше – Средиземноморье, походы в Атлантику, слежение за АПЛ НАТО, визит на Кубу. С 1981 года переведен на Тихий океан, где до 1989 года использовался на износ, в том числе принял участие в сборе обломков сбитого южнокорейского «Боинга».

В итоге же к 1989 году корабль требовал ремонта и модернизации, вместо которых был списан 15 декабря 1989 года и продан в Индию.

В целом же свою службу эта четверка отслужила – став первыми современными большими надводными кораблями флота они службу вели весьма активно и износились в итоге порядком.

С учетом же того, что массово вступали в строй корабли новые, да и холодная война закончилась, их списание решение дурацкое, но по-своему разумное – тратиться на стариков смысла в текущих обстоятельствах не было. Чего не скажешь о следующем поколении.

БПК

В 1966 году на заводе имени Жданова в Ленинграде начата постройка второй серии «Беркутов» с добавкой в шифр буквы «А».

Разница между ними и предшественниками заключалось в замене «П-35» на ракетоторпедный комплекс «Метель», установке ЗРК «М-11 Шторм», то есть, в принципе, в том, что планировали для 1134, но по той или иной причине не успели.

Завод к тому времени уже наработал немалый опыт, и головной БПК «Кронштадт» вступил в строй в конце 1969 года, практически одновременно с типом предыдущим.

Всего было построено 10 кораблей, последний «Адмирал Юмашев» вступил в строй в 1977 году.

Серия вышла не эпохальной, конечно, но удачной – хорошие эсминцы для АУГ, способные действовать и самостоятельно, они выполняли широкий спектр задач – от реализации «политики канонерок» и до своих прямых обязанностей по обеспечению ПЛО и ПВО эскадр.

Четыре корабля даже успели модернизировать, заменив «Метель» на «Раструб-Б», повысив их эффективность.

Тем нелепее то, что произошло дальше – все их списали в 1991–1993 годах, самому молодому из них на момент списания было 15 лет.

Понять причины, опять же, можно – корабли, которые они должны были эскортировать, активно списывали, США превратились в друга и партнера, а 1134А нуждались в ремонте.

Такая вот незатейливая людоедская логика, по итогам которой сначала избавляемся от старого, затем в хлам убиваем новое, списываем и его, а потом вдруг понимаем – эсминцев у нас нет, и посылать в океан тоже некого. Точнее – послать с пиар-акцией как раз есть кого, а вот постоянное присутствие...

Между тем корабли были надежными, отработанными промышленностью и вполне себе ремонтопригодными. Что и доказали их младшие братья – серия 1134Б.

Почти как долгожители

Когда мы становились на авианесущих кораблях в Севастополе на Угольной, наш взгляд невольно задерживался на стоявших напротив, на Северной стороне, мощных и архитектурно совершенных кораблях типов «Николаев» и «Слава»...
Контейнеры пусковых установок противолодочных и противокорабельных ракет, поднятые наклонно вверх, подчёркивали стремительный силуэт этих кораблей, и создавалось впечатление, что, даже находясь у причальной стенки, они готовы немедленно вступить в бой...
В 1965 году началось проектирование черноморской серии «Беркутов» с газотурбинными установками.

Они получили новую ГАС «Титан-2», буксируемую ГАС «Вега», способную искать ПЛ под слоем температурного скачка. Доля средств вооружения и защиты в стандартном водоизмещении подросла до 19,4 процента.

Одним словом, получился новый корабль, а финальный корабль серии «Таллин» еще при постройке был вооружен «Раструб-Б», способным, в отличие от «Метели», вести огонь по надводным кораблям.

Очень удачная серия в семь единиц (головной «Николаев» вступил в строй в 1971 году, финальный «Таллин» – в 1979) с необычной судьбой.

Нет, начиналось все, как и у проекта 1134А, в смысле – интенсивная боевая служба, износ и списание вместо ремонта, ибо денег нет, и врагов тоже нет. Но даже безумие политиков имеет свои пределы, и Цусиму начала 90-х некоторые 1134Б пережили.

Первым из них стал «Азов», который еще в далеком 1977 году перевооружили на С-300 «Форт» для испытаний комплекса.

В итоге менее изношенный БПК прослужил в составе флота аж до 1998 года, успев еще поучаствовать в грузино-абхазском конфликте и побыть яблоком раздора между Россией и Украиной.

Но, пережив первую волну развала флота, корабль не пережил вторую – его списали в 1998 году, когда резали уже остатки флота.

Вторым везучим кораблем стала «Керчь».

БПК повезло – его экипаж в 1984 году угробил ГЭУ корабля, после чего «Керчь» стала на трехлетний ремонт с модернизацией. Резать вполне боеготовый корабль при дикой их нехватке на Черном море не стали, не рискуя остаться вообще без флота, и «Керчь» продолжила активную службу.

А в 2005 году нашли деньги на ремонт, и корабль прослужил еще долго.

В 2014 году его ставят на ремонт, ибо других такого класса на Черном море нет и не предвидится, были даже планы сделать его флагманом флота вместо РКР «Москва» на время его ремонта. Но 4 ноября 2014 года на БПК произошел серьезный пожар и ремонт отменили.

В 2017 году были планы создать музей, в итоге же в 2020 году последний «Беркут» передали для разборки на металл.

Мучеником серии стал БПК «Очаков».

Вступивший в строй в 1973 году он был поставлен на ремонт в 1990 году. Но ремонт толком не начался – распался СССР.

А в 1993 году на БПК произошел пожар. Казалось бы, место ему на разделке, но флот делили, и до 1997 года он дожил. А дальше просто стоял в ожидании ремонта, того самого, который так и не начался.

Списали его в 2011 году, но по-прежнему не разобрали, а поставили на отстой.

Впрочем, повоевать БПК в итоге пришлось, точнее – послужить стране напоследок:

…в ночь на 6 марта 2014 года российская сторона затопила списанный из состава Черноморского флота старый большой противолодочный корабль «Очаков» проекта 1134Б на фарватере у входа в озеро Донузлав в Крыму, преградив выход в море кораблям Южной военно-морской базы военно-морских сил Украины.
Подняли корабль спустя полгода и передали для разборки на металл, по факту чего тянет сказать разве – «отмучился».

Если же не умничать – эсминцы противолодочники нужны государствам с геополитическими амбициями и мощными флотами, для государств с амбициями уровня РФ 90-х годов, да и СССР 1989–1991 года, такие корабли ни к чему.

Технически они могли служить еще долго, да и деньги на ремонты-модернизации при желании нашлись бы даже в ту эпоху, но политически – страна избавлялась от сверхдержавности, адмиралы пытались спасти более новые корабли, жертвуя тем, что уже послужило.

И в эти жернова попал 21 горшковский эсминец, которые прозвали на Западе «Крестами».

Черноморским «Крестам» относительно повезло, их спас раздел флота и кабальный российско-украинский договор, затруднявший замену кораблей.

Остальными пожертвовали легко и просто, пытаясь спасти новейшие корабли и суда.

Были ли они полезны?

Конечно, «Керчь», спокойно ходившая на боевую службу в 2014 году, тому пример.

Нужны ли они были России 90-х?

Нет.

Весь ВМФ СССР мог существовать только в рамках сверхдержавы, умерла она – умер и ее флот.

Но корабли, конечно, красивые и функциональные, стоившие миллиарды, но проданные за копейки, ушедшие неизвестно куда, впрочем, как и вся страна, погибшая в 1991 году.

Источник: topwar.ru

Добавить комментарий