Нервный шум вокруг Ту-160

Если отбросить шелуху и вой, поднятый в ангажированных СМИ относительно «первого в мире самолета с ракетами обратного старта», который смотрится откровенной глупостью, то можно спокойно поговорить на эту тему и разобрать все без истерии.
Нервный шум вокруг Ту-160

Вообще, конечно, день сегодняшний поражает. Точнее, подход многих СМИ. «Первый в мире самолет с уникальными ракетами обратного старта». Ну естественно, разве может быть в России разработан самолет, не уникальный и имеющий аналоги в мире? Конечно, нет. И ракета должна быть ему под стать. То есть, уникальная.
Нервный шум вокруг Ту-160

Да, сделать перемогу из ничего у нас научились. Интересно будет потом почитать, как оценят ее там, у потенциальных противников.

Не уверен, что забьются в истерике (как это обычно изображают наши СМИ) от страха, что вот он, шедевр, которому все НАТО ничего не сможет противопоставить.

Итак, перемога! В России разработали первый в мире самолет с «уникальными ракетами обратного старта»!
Нервный шум вокруг Ту-160

Ура, товарищи? Ну вроде как да.

Но «Военное обозрение» такой ресурс, который может себе позволить беспристрастно и пристально рассмотреть любой вопрос и высказать свое мнение. Чем мы сейчас бессовестно и без истерики, займемся.

На самом деле, «первый в мире» самолет был разработан в Советском Союзе, почти 50 лет тому назад.
Нервный шум вокруг Ту-160

Потому если задать всем крикунам вопрос: «А что было разработано в плане нового самолета», сомневаюсь, что будет внятный ответ.

Всем нормальным и понимающим людям ясно, что ничего. Самолет не новый, со всеми вытекающими последствиями. Модернизация? Да, но об этом мы поговорим чуть ниже.

Далее у нас «уникальная ракета обратного старта».
Нервный шум вокруг Ту-160

Вообще, конечно, звучит. Примерно так, как «перенос сроков сдачи вправо» вместо «сорвали поставку».

Что уникального в ракете Р-73, принятой на вооружение в 1983 году, сказать сложно. В следующем году изделие разменяет пятый десяток, но на мировой арене это все еще одна из лучших ракет малой дальности класса «воздух-воздух». Другой вопрос, что сегодня чем длиннее рука у самолета, тем это считается лучше.

20 километров уверенной работы у Р-73 в современном воздушном бою мало. Это как с ПМ против АК что-то изображать пробовать. Вопрос подготовки и везения.

Итак, новый самолет не разработали, как уверяют многие СМИ. «Уникальная» Р-73 не такая уж и уникальная, как показывает практика. Обыкновенная ракета малой дальности, изобретенная в прошлом веке в прошлой стране. Но шум на всю страну. Дрожите, враги, гордитесь, наши!

Может, нов сам принцип? Самолет же «первый в мире». Хорошо хоть, пока еще не употребили это вечное «не имеющий аналогов», хотя, думаю, все еще впереди.

Нет, принцип обороны задней полусферы был сформирован еще во времена Первой Мировой войны.

Нервный шум вокруг Ту-160

И многие самолеты, причем, не только бомбардировщики, но и истребители, несли на борту пулемет, стреляющий назад-вверх. Очень удобно было дырявить аэростаты, дирижабли и шары корректировщиков артиллерии.
Нервный шум вокруг Ту-160

До ракет в СССР было сделано очень интересное изобретение: авиационные гранаты. Создал их конструктор А. Ф. Турахин. Предназначалось это оружие для защиты нижней задней полусферы таких самолетов, как Ил-2, Ил-4, Пе-2, в общем всех, у кого были проблемы с установкой пулеметов, стреляющих назад-вниз.
Нервный шум вокруг Ту-160

Авиационная граната АГ-2 представляла собой шар из литого чугуна весом 2 кг.
Нервный шум вокруг Ту-160

Шар заполнялся зарядом ВВ весом от 80 до 100 граммов. К шару крепился тормозной парашют. Гранаты закладывались в держатель авиационных гранат ДАГ-5 или ДАГ-10 и когда надо было применить оружие, пилот просто выбрасывал гранату из держателя приводом. Одновременно срабатывал запал и через 2,5-3 секунды граната взрывалась на 40-50 метров ниже самолетов на удалении 250-300 метров в зависимости от скорости.

Эффективность была так себе, да еще существовала возможность зацепить осколками свои самолеты, летящие в строю. Но были и случаи поражения немецких самолетов вплоть до сбития осколками.

Так что и идея защиты задней полусферы пулеметами и гранатами не нова. Ракеты… Если бы немцы продержались чуть дольше по времени, скорее всего, они тоже придумали бы нечто такое… обратного старта. После «Шраге музик» я уже ничему не удивляюсь.

Напрашивается вывод, что этот самый «обратный старт» просто никому не был нужен. До сегодняшнего момента.

И теперь мы посмотрим на ситуацию без радостных криков о «не имеющем аналогов», «новом», «уникальном» и прочем пропагандистском громе с молниями.

Давайте просто посмотрим на стратегические бомбардировщики, как вид оружия и на тактику их применения.

Сегодня такой вид оружия доступен только трем странам. Россия, США, Китай.

Китайский Xian H-6A мы в расчет не берем, это Ту-16 со всеми его недостатками. И пока китайские конструкторы очень сильно отстают во всем, начиная от ядерного оружия и заканчивая его носителями.

Остаются российские и американские стратегические бомбардировщики.
Нервный шум вокруг Ту-160

Американским стратегам все значительно упрощает авианосная группировка из 10 сараев, на которых размещается почти тысяча самолетов. То есть, плавучие аэродромы могут занять позиции в мировом океане так, что стратегические бомбардировщики будут прикрыты почти на всей дистанции подхода к рубежам пуска.

Могут, конечно, и не успеть занять. Но учитывая, что какие-то количество авианосцев все равно находится на боевом дежурстве, американцам проще.

Кроме того, пилоты морской истребительной авиации, поднятые с авианосцев, могут весьма запросто перехватывать российские стратегические бомбардировщики. По крайней мере, американцы на это рассчитывают и уповают.

И получается не очень приятный расклад. Могут наши истребители обеспечить сопровождение стратегическим бомбардировщикам над Тихим, Северным Ледовитым или Атлантическим океаном? Нет. Не хватит дальности, да и в случае с Атлантикой придется лететь над странам блока НАТО, так что приключений будет более чем достаточно. В остальных случаях, увы. Су-35 даже с подвесными баками максимум сможет долететь до Шпицбергена или Исландии. И все.

Про нашу морскую авиацию сейчас пока говорить не стоит. Да и в дальнейшем, перспективы так себе, признаем честно.

А вот американцы смогут приготовить «комитет по торжественной встрече» даже для Ту-160. О Ту-95 даже не говорю, это понятно, что смертники или отвлекающий маневр, не более того.

А вот у Ту-160 есть шанс. Скорость бомбардировщика и скорость F/A-18E/F «Super Hornet» примерно равны, а значит, у пилота «Супер Шершня» будут проблемы с перехватом.

Усугубить проблемы противника и осложнить ему задачу – это очень умный ход.

РЛС обзора задней полусферы – это очень перспективно. Хоть этому приему фактически 80 лет, но тем не менее. Впервые РЛС для обзора задней полусферы стали устанавливать на своих тяжелых бомбардировщиках «Галифакс» и «Ланкастер» британцы. По данным этих РЛС («Моника» и AGLT) стрелки хвостовых установок вели ночью огонь по немецким ночным истребителям.
Нервный шум вокруг Ту-160

Нервный шум вокруг Ту-160

Нервный шум вокруг Ту-160

Конечно, в наше время никто сидеть на антенне излучателя не станет, но сама идея вполне. РЛС обзора по наведению которой будут уходить ракеты – это очень красивый ход. Не будет так нагружаться основная аппаратура бомбардировщика, а ресурса по питанию, уверен, там хватит.

Что касается «прорывных и уникальных ракет» так называемого «обратного старта» — ну если закрыть глаза на восторженные глупости, то получится, что тут тоже все в порядке. Просто надо спокойнее смотреть.

Как ракете проще стартовать? По воздушному потоку или против? Физика говорит, что по потоку. Так что ничего такого сверхъестественного в ракетах, которые стартуют навстречу догоняющим самолетам противника, нет. Они могли бы и вперед, «по старинке» стартовать, но это время. То есть, пока ракета развернется, пока найдет цель – и вот уже топливо выработано. Конечно, навстречу проще.

И что у нас получилось? Ничего такого инновационного, ничего «не имеющего аналогов». Как раз аналогов в мире было хоть отбавляй в военной истории. Просто грамотно был рассмотрен вопрос защиты бомбардировщиков, которым необходимо дать дополнительную защиту, а значит – шанс на успешное выполнение задания.

Нового ничего. Просто прекрасно переложенное старое.

Стрелка, обороняющего заднюю полусферу заменила РЛС. Да, еще 80 лет назад. Локатор смотрит дальше и видит лучше.

Пулемет или авиационные гранаты с успехом заменят ракеты, разработанные в стране, где умели делать хорошее оружие.

Ракеты хорошие. Да, они не выворачиваются наизнанку, не совершают инновационных кувырков. Они просто подвешиваются в обратную сторону. И летят навстречу самолетам противника. Вообще они ничего другого и не умеют. Найти, догнать, убить. Все, но надо ли больше?

Хорошо проделанная в рамках заявленной ранее глубокой модернизации Ту-160, работа. И ведь это действительно так и есть: глубокая модернизация, суть которой направлена на то, чтобы экипаж и самолет могли максимально эффективно выполнить свою боевую задачу.

Касаемо поднятой истерии в заключение хочется сказать только одно: спокойный и уверенный голос намного более впечатляет, чем самый громкий визг.

А казанским авиастроителям успехов в дальнейшей работе над Ту-160.

Источник: topwar.ru

Добавить комментарий