С 2007 г. российская авиационная промышленность реализует крупную программу капитального ремонта и модернизации имеющегося парка истребителей-перехватчиков МиГ-31. На днях стали известны новые подробности модернизации технического и организационного характера. Кроме того, раскрыли существование новых наработок для дальнейшего обновления самолетов.
Официальный визит
Капитальный ремонт и модернизация перехватчиков по современному проекту МиГ-31БМ осуществляется нижегородским авиазаводом «Сокол» при участии ряда поставщиков необходимых изделий и под надзором министерства обороны. На днях производство в очередной раз проверила делегация ведомства-заказчика.
25 ноября завод «Сокол» посетил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. Замминистра осмотрел производственные мощности и познакомился с ходом текущих работ по модернизации перехватчиков. Затем состоялось совещание, посвященное вопросам выполнения гособоронзаказа.
Руководство «Сокола» отчиталось о проведенных работах и достигнутых успехах, а также раскрыло некоторые планы на будущее. Так, сообщается, что в последнее время удалось практически полностью выполнить импортозамещение. Почти 100% необходимых деталей и узлов поступает от российских производителей. От услуг поставщиков из стран постсоветского пространства отказались.
Работы по модернизации самолетов до МиГ-31БМ осуществляются ритмично и с требуемым темпом. От поступления до сдачи перехватчика проходит менее года. При этом сроки ремонта и обновления конкретной машины в значительной мере зависят не от возможностей «Сокола», а от работы поставщиков второго и третьего порядков.
Технические подробности
Проект восстановления самолетов с доведением до состояния «БМ» разрабатывался еще в конце девяностых годов, но в дальнейшем неоднократно дорабатывался и совершенствовался. Во время визита делегации Минобороны руководство «Сокола» раскрыло или уточнило некоторые подробности работ и в целом проекта в его текущем виде.
В первую очередь, прибывший самолет разбирается; с планера удаляются все узлы и агрегаты. Затем планер проходит дефектовку, по результатам которой определяется план его ремонта и объем необходимых работ. На следующем этапе осуществляется замена корродированных участков металлических деталей. В зависимости от возраста, особенностей эксплуатации и общего состояния самолета под такую замену идет от 15 до 50 проц. конструкций.
На следующих этапах осуществляется замена других изделий и компонентов. Прокладываются новые жгуты электропроводки, соответствующие обновленному составу оборудования. Также заменяются все резиновые изделия. Устанавливается новый фонарь кабины. Как сообщает руководство «Сокола», подобные меры по капитальному ремонту позволяют обеспечить практически безотказную эксплуатацию техники в строю.
Второй целью проекта МиГ-31БМ является полная замена бортового радиоэлектронного оборудования. На месте устаревших приборов монтируются радиолокационная станция, система управления вооружением, средства навигации и связи, а также другие средства и агрегаты современных моделей. Вся новая аппаратура имеет российское происхождение. Ее внедрение обеспечивает почти трехкратный рост боевой эффективности перехватчика в сравнении с базовой моделью.
Новая модернизация
Примечательно, что процесс обновления МиГ-31 не останавливается, и прямо сейчас разрабатывается новый проект такого рода. Как сообщило руководство завода «Сокол», предусматривается замена систем управления. Вместо имеющейся механической проводки предлагается внедрить электродистанционное управление.
Проектирование такой доработки самолета уже выполнено. Кроме того, один из имеющихся перехватчиков прошел соответствующее переоснащение. Сейчас он находится на государственных испытаниях. Точные результаты такого проекта пока не называются, но сам факт его доведения до госиспытаний располагает к оптимизму.
С точки зрения техники предложенный проект имеет несколько любопытных особенностей. Так, внедрение ЭДСУ подразумевает отказ от существующих основных механических систем управления. При этом перехватчик получает обновленные органы управления в кабине и электрические исполнительные механизмы на рулях. Кроме того, предусматривается установка новых компьютеров, обрабатывающих команды от летчика и передающих их на соответствующие приводы.
Настоящее и будущее
Серийная модернизация перехватчиков по последнему проекту МиГ-31БМ стартовала в начале прошлого десятилетия и успешно продолжается до сих пор. Более того, в течение нескольких следующих лет она может завершиться, и все самолеты строевого парка будут относиться к современным модификациям.
По разным данным, в ВКС имеется до 150 «активных» истребителей МиГ-31 всех модификаций. К 2019-20 гг. модернизацию до «БМ» прошло порядка сотни машин. Соответственно, на обновление оставшейся техники требовалось всего несколько лет. Так, в 2018 г. руководство Объединенной авиастроительной корпорации утверждало, что вся программа может быть выполнена к 2023 г. При этом остается неизвестным и неясным будущее самолетов на хранении. Вполне возможно, что часть этих машин тоже отправится на капремонт и модернизацию для последующего возвращения на службу.
Результаты текущей модернизации очевидны – как для конкретных самолетов, так и для парка перехватчиков в целом. Главный результат заключается в восстановлении технической готовности и продления ресурсов эксплуатации. За счет этого МиГ-31БМ смогут оставаться в строю не менее 10-12 лет. Ожидается, что такие перехватчики будут охранять наши рубежи, как минимум, до начала или середины тридцатых годов.
Большое значение имеет радикальное обновление комплекса БРЭО. Новый прицельно-навигационный комплекс отличается повышенной дальностью обнаружения целей и увеличенным количеством сопровождаемых объектов. Кроме того, растет быстродействие и улучшаются возможности по групповому применению и работе в общих контурах ПВО.
Не менее важно и обновление систем управления вооружением. МиГ-31БМ сохраняет всю номенклатуру боеприпасов предыдущих модификаций, а также получает возможность применения современного оружия. При этом потенциал самолета в контексте вооружений еще не использован полностью. Это подтверждает проект МиГ-31К, в котором истребитель-перехватчик получил крупную и тяжелую ракету «Кинжал».
В обозримом будущем могут успешно завершиться работы по внедрению ЭДСУ. Эта система позволит упростить управление самолетом и в некоторой мере разгрузит летчика. Кроме того, открываются новые технические возможности по использованию автопилотов и иных систем подобного рода – вплоть до создания беспилотных модификаций перехватчика. Впрочем, неизвестно, будут ли их использовать.
Реализация перспектив
Таким образом, несмотря на солидный возраст, перехватчик МиГ-31 остается весьма удачной платформой для БРЭО и вооружений и еще не выработал свой модернизационный потенциал. Путем своевременного обслуживания и ремонта, а также за счет замены узлов и агрегатов можно как продлевать ресурс, так и получать новые возможности – что наглядно демонстрируют последние проекты «БМ» и «К».
При этом промышленность успешно справляется со всеми поставленными задачами. С требуемыми результатами продолжается и даже завершается полномасштабная программа модернизации самолетов, причем на одном из этапов проект обновления усовершенствовали с учетом импортозамещения. Кроме того, создаются новые проекты модернизации, эффект от которых в полной мере проявится только в будущем.
Источник: topwar.ru