Старые корабли: проблема США и России

Старые корабли: проблема США и России
Для начала небольшое отступление в адрес читающих и (особенно) комментирующих. У нас разная по составу аудитория. И по культуре, и по образованию. Соответственно – и по качеству комментариев. Некоторая (обычно быстро покидающая нас) часть аудитории считает, что можно опускаться до откровенного хамства и глупости. Обычно почему-то это так называемые «ура-патриоты», у которых оскорбления – это главный аргумент. А хотелось бы аргументации иного характера.

Автора весьма часто обвиняют в отсутствии патриотизма. Дескать, видит только плохое. Простите, о хорошем просто прекрасно расскажут вам «Первый канал» и «Звезда». Если нужно позитива под ура-соусом – так это туда, там такое профессионалы (без ерничания, это так и есть) делают очень доступно и красиво. Мы же стараемся быть объективными.

Пара слов именно об объективности. Было в этом месяце две статьи, которые вызвали прямо разлитие желчи у «уряшных». О модернизации надводных и подводных кораблей. Сложно сказать, чем не угодил, но видимо, люди просто не совсем разбираются в тематике.

Я как-то уже пробовал автомобильным языком говорить, рискну еще раз. У вас «шестерка». От дедушки досталась по наследству. Свежая, всего-то 1982 года, собрана из советского металла и советскими руками. Кремень, короче.

Вы берете ее в работу. Меняете пороги, арки, крылья, красите, перебираете двигатель, плюхаете на него «современный» инжектор для «классики», ремонтируете коробку и красите. Ух? Да, конечно. Вся такая «шестерочка», как с конвейера, сияет.

И вы идете к соседу. Мериться. Но у соседа Chevrolet Cavalier того же года. Состояние не выставочное, но… кондиционер, коробка-автомат, электростеклоподъемники, гидроусилитель и прочие удовольствия.

Понимаете, о чем я? Да, патриотизм – очень хорошо. Но здравый смысл говорит, что Киа «Рио» или даже «Гранта» были бы лучше.

Вся наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком борьбы между патриотизмом и здравым смыслом. И кто-то считает, что латаный «Адмирал Шапошников», которому сменили половину корпуса – это несказанная «перемога», усилившая флот, и он имеет на это право. Равно как и то, что сорокалетний корабль – сомнительное такое усиление. Но увы, других мало того, что нет, так еще и не предвидится. И это данность нашего дня.

Но сейчас речь пойдет о том, что происходит по другую сторону океана, в США.

С одной стороны, публикации некоторых государственных СМИ прямо говорят о том, как все у американцев плохо. С другой – стоит ли так радоваться?

«Американские военно-морские верфи и судоремонтные заводы сильно изношены и не справляются с нагрузкой» — заявил глава Командования сил флота адмирал Дэрил Кодл.

Выступая на ежегодном собрании конференции Ассоциации надводного флота (Surface Navy Association conference) адмирал много и прямо говорил о том, что боевые корабли ремонтируются медленно и не так качественно, как хотелось бы, а новые корабли страдают переносом сроков сдачи (российский аналог «сдвига вправо»).

Хуже всего обстоят дела с авианосцами и подводными лодками, судостроительная отрасль в таком состоянии, что в случае выхода из строя нескольких крупных кораблей (например, в результате военного столкновения на море с равным по силе противником) с ремонтом их возникнут огромные сложности.

Не хватает людей, не хватает мощностей.

Нам все это очень знакомо, в России совершенно те же проблемы. И за то время, за которое в США строят атомный авианосец водоизмещением 100 000 тонн, у нас строят фрегат водоизмещением 4 500 тонн.

Как говорится, разница есть, и она ощутима.

Далее Кодл жалуется на то, что американскому флоту не хватает верфей и сухих доков. Те, что есть, работают на пределе своих возможностей. В случае ситуации, описанной выше, когда потребуется срочный ремонт многих кораблей, адмирал считает, что у ВМС США нет никаких резервов для того, чтобы выправить ситуацию.

Старые корабли: проблема США и России
В качестве примера адмирал привел пример с подводной лодкой «Коннектикут», которую экипаж обо что-то долбанул в Южно-Китайском море. Лодка все еще стоит в ожидании ремонта, и когда он начнется, пока никто не может прогнозировать. И насколько эффективным будет ремонт, тоже никто пока не загадывает.

Ремонт кораблей – это проблема. Это огромная проблема, потому что в военное время эта проблема может стать уязвимостью, возможно, даже критической.

Здесь стоит вспомнить опыт Второй мировой войны. Какие потери первоначально понес флот США от действий японской авиации и кораблей. И насколько уверенно страна смогла отремонтировать поврежденные и построить новые корабли, полностью нивелировать преимущество, которое Япония получила в первый год войны.

Смогут ли в США повторить? Уж если адмиралы американского флота сомневаются в этом…

Между тем, из военного бюджета США с 2015 по 2019 годы было выделено 2,8 миллиарда долларов именно на ремонт и реконструкцию верфей. Для сравнения это половина всего военного бюджета таких стран, как Украина, Румыния, Дания или Швейцария.

Однако, несмотря на потраченные деньги, согласно отчетам комиссии Сената, контролирующей ВПК, предприятия, которые получили субсидии на ремонт и развитие, сорвали около 70% работ по ремонту и обслуживанию авианосцев и атомных подводных лодок в плане сроков. Это, стоит подчеркнуть, предприятия, которые полностью или частично находятся в федеральной собственности.

У частников дела несколько лучше, но там в основном занимаются кораблями меньших размеров.

Почему так? Понятно, что некоторые верфи очень старые. Тем же знаменитым верфям в Бостоне более 200 лет. Понятно, что они модернизировались время от времени, но заменить станочный парк – это одно, а изменить всю инфраструктуру – другое.

Техническое состояние флота, особенно большого военного флота – это огромная проблема. Это касается и нашего флота, который далеко не самый молодой в мире, так и американского, где тоже полно ветеранов.

В 2020 году опять же отчитываясь перед Конгрессом, специальная комиссия по проверке военно-морских сил сделала очень неприятный вывод для конгрессменов: старые корабли больше потребляют денег на обслуживание и ремонты, чем реально несут боевую службу. Выяснилось, что даже для такой страны, как США, с таким военным бюджетом, проблемно содержать такую армаду старых кораблей.

Когда об этом говорят в российских СМИ, даже с некоей толикой злорадства, это нормально. Но стоит помнить и о том, что в российском флоте проблемы совершенно того же плана.

Сегодня у нас некоторые радостно бьют в ладоши по поводу того, что корабли, которым по 35-40 лет «проходят глубокую модернизацию». И в то же время с воодушевлением говорят о «старом и разваливающемся флоте США».

Да, с кораблями, срок которых перевалил за 30 лет проблемы и у американцев, которые несколько более успешно строят корабли, чем мы. В количественном плане по крайней мере. Двигательные установки не выдерживают положенных нагрузок, выходят из строя, корабли не могут выполнять поставленных им задач.

Более того, именно проблемы с силовыми установками приговорили «Фридомы», те самые литоральные корабли, на которых в США делали весьма высокие ставки. Серия была остановлена, корабли больше не приобретаются флотом, а те, что находятся в строю, скорее всего, будут утилизированы за невозможностью их нормального использования.

Кстати, об утилизации.

Очень злободневный вопрос: что делать с кораблями, срок службы которых достиг своего максимума?

Понятно, что для американских адмиралов (наверное, не только для американских) списать в утиль боевые корабли – серпом или якорем…

В США список кораблей, подлежащих списанию утверждал лично и поштучно сам начальнике военно-морских операций адмирал Майкл Гилди.

Старые корабли: проблема США и России
Первые три из девяти «Фридомов». И к ним в компанию один из «Индепенденсов» («Коронадо»). То есть, четыре литоральных корабля идут на металл. После поломки силовой установки на «Коронадо» в комиссии пришли к выводу, что проще порезать, чем ремонтировать.

Семь из 22 ракетных крейсеров типа «Тикондерога» пойдут вслед за литоралами.

Старые корабли: проблема США и России
Корабли вплотную приблизились к 35-летнему возрасту и на их содержание приходится тратить все больше денег. Кроме того, два корабля из семи, «Анцио» и «Хюэ Сити», попали в список на отправку в резерв после того, как выяснилось, что ремонт и модернизация этих крейсеров обойдется бюджету в полтора миллиарда. Проще порезать. И значительно дешевле.

Надо будет что-то делать с катерами прибрежной охраны типа «Циклон». Пять катеров, служащих с начала 90-х годов тоже выведут в утиль, пять оставшихся не сильно моложе. Нужна замена, которой пока не видно.

Ну и самый крупный корабль из списка – десантный корабль-док «Остров Уисби».

Старые корабли: проблема США и России
Кораблю 36 лет и последний раз он был замечен в активном процесс аж в 2016 году, когда участвовал в «Морском бризе» в Черном море.

Подход, возможно, оправдан тем, что в США есть все необходимое для постройки новых кораблей. Возможно, есть, потому как то, что происходит в стране последнее время, нельзя назвать позитивным процессом.

Сокращения верфей вызвали и сокращения всего ВПК после «победы» в «холодной войне». Нет, победа была, но она явно оказала пирровой, поскольку оказались не нужны тысячи специалистов. Ведь отпала надобность в приличном количестве боевых кораблей, а значит, и в их проектировщиках и строителях.

И началось все не вчера, а еще при администрации Клинтона, когда частные верфи начали закрываться из-за отсутствия работы и частная промышленность начала лоббировать получение для себя военных заказов.

И получилось. Часть инженерных и проектных работ начали отдавать на откуп частникам, хотя с проектированием боевых кораблей прекрасно справлялись в стенах NAVSEA, командования военно-морских систем. Именно здесь создали проекты весьма приличных кораблей типа УДК «Уосп» и крейсера «Тикондерога».

Экономия очень сильно отразилась на всем. И сегодня в США пожинают примерно те же плоды, что в России, только без оставшихся за рубежом предприятий типа заводов Николаева.

А у американцев вроде бы все на местах, но не в том качестве, в каком им хотелось бы.

С одной стороны, по принципу «у соседа дача сгорела, мелочь, а приятно», да, мы можем не то чтобы злорадствовать, а констатировать факт того, что в военно-морской отрасли США все далеко от идеала.

Однако, и в нашей отрасли не все так прекрасно, как хотелось бы. У нас абсолютно те же самые проблемы: отсутствие доков, промышленных площадок, заводов, силовых установок для кораблей.

Говоря о том, что нам сильно на руку происходящее в США стоит помнить о том, что американская нация не просто живучая. Да, сегодня янки далеко не тот, что десятками строил авианосцы и крейсера, совсем не тот. Но и мы не те, что во времена СССР. Так что в лучшем случае, учитывая проблемы у США можно сказать только то, что у нас есть еще некоторое количество времени, которое можно потратить не на латание старых кораблей, а на постройку новых.

Старые корабли: проблема США и России
Как это делали американцы в 1942 году. Но начать надо в России образца 2022-го.

Источник: topwar.ru

Добавить комментарий