Логотип программы HX и ее участники. Графика Минобороны Финляндии
10 декабря Финляндия официально объявила итоги программы HX Fighter Program, целью которой являлся выбор нового истребителя-бомбардировщика для ВВС. Победителем этого конкурса стал американский самолет Lockheed Martin F-35A Lightning II. В ближайшее время финская и американская сторона уточнят условия и заключат контракты, в соответствии с которыми будет осуществляться строительство и поставка техники.
Программа обновления
В настоящее время истребительная авиация Финляндии представлена только самолетами F/A-18C/D Hornet американского производства в количестве порядка 60 ед. Несмотря на моральное устаревание, эта техника пока будет оставаться в строю. Ее планируют эксплуатировать до конца десятилетия, но после 2025 г. начнется постепенная замена старых Hornet новыми самолетами.
С учетом будущих потребностей ВВС, в 2015 г. военное ведомство Финляндии запустило программу HX. Ее целью являлся поиск и выбор наилучшего современного истребителя, соответствующего требованиям финской армии. По итогам конкурсной части предполагалось подписать контракт на 64 самолета, вооружение, обслуживание и т.д.
В начале 2018 г. был определен окончательный круг участников конкурса. Компания Lockheed Martin предложила Финляндии свой самолет F-35A, а Boeing вышла на конкурс с машинами F/A-18E/F и EA-18G. Европейскую промышленность представляли истребители Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale F4 и Saab JAS-39E/F.
После изучения документации по проектам и различного моделирования, в начале 2020 г. состоялись демонстрационные испытания с участием техники всех пяти типов. Затем конкурсная комиссия приступила к анализу всех собранных данных, по итогам которого должна была определить победителя. Эти работы заметно затянулись, и их результаты стали известны только сейчас.
[center]F-35 в полете. Фото Минобороны США
В начале декабря финские СМИ, ссылаясь на свои источники в Минобороны, сообщили, что победителем конкурса HX стал истребитель F-35A Block 4. Официальный пресс-релиз на эту тему появился 10 декабря. Военное ведомство подтвердило уже опубликованную информацию, а также уточнило причины сделанного выбора. Сообщается, что американский Lightning II обошел конкурентов по техническим, боевым и экономическим качествам.
Причины выбора
Как сообщается, конкурсная комиссия использовала достаточно сложную систему сравнения техники. Различные параметры и особенности каждого из самолетов включались в сложную формулу, из которой выводилась общая оценка. Чтобы получить шанс на победу в программе, претендент должен был набрать не менее 4 баллов. Самолет F-35A получил оценку 4,47 и стал единственным, сумевшим преодолеть заданный барьер. Ближайший конкурент набрал лишь 3,81 балла.
Как сообщает Минобороны, при оценке и сравнении самолетов учитывались разнообразные параметры в четырех направлениях: это боевой потенциал образца, его доступность, вопросы поставок и участие финской промышленности в производстве.
В контексте боевого применения F-35A полностью устроил финские ВВС. Испытания и моделирование показали, что он полностью соответствует предполагаемой роли и способен решать все выдаваемые задачи. При этом тактико-технические характеристики, состав оборудования и вооружения обеспечат эффективную боевую работу как сразу после поступления на вооружение, так и в отдаленном будущем.
Финляндия планирует самым активным образом участвовать в производстве самолетов. На ее предприятиях будет освоена сборка носовой части фюзеляжа и, возможно, других узлов и агрегатов планера. Кроме того, финские заводы возьмут на себя окончательную сборку двигателей. Непосредственно производство позволит создать массу рабочих мест с общей загрузкой 4500 человеко-лет. Еще 1500 человеко-лет потребуется в смежных сферах.
«Лайтнинг» зимой. Фото Lockheed Martin
Также финская сторона планирует взять на себя большую часть работ по обслуживанию, ремонту и модернизации самолетов. В Финляндии появятся новые площадки для проведения таких работ, интегрированные в общую международную сеть обслуживания самолетов F-35. С их помощью собираются повысить надежность и устойчивость эксплуатации техники.
Любопытно, что F-35A назвали самым экономически выгодным. От других участников HX он отличается наименьшей закупочной ценой и стоимостью эксплуатации. Расчеты показали, что эксплуатация всего парка из 64 самолетов будет стоить менее 254 млн евро в год – ок. 4 млн евро на каждый борт. Эксплуатация других предложенных истребителей была бы существенно дороже.
Закупки и затраты
В ближайшее время Финляндия собирается провести оставшиеся переговоры и заключить контракты с несколькими подрядчиками. В первую очередь, появится контракт с компанией «Локхид-Мартин» непосредственно на поставку самолетов. Также договорятся о передаче технологий и запуске производства агрегатов на финских площадках. Появятся и контракты с поставщиками агрегатов, вооружений и т.д.
В общей сложности на программу перевооружения ВВС до 2030 г. планируют потратить 10 млрд евро или по 156 миллионов на каждый новый самолет. 21 миллион уже использовали для проведения конкурсных мероприятий. Остальные средства теперь пойдут на выполнение основных задач программы.
Непосредственно на 64 истребителя F-35A Block 4 потратят 4,703 млрд евро – менее 73,5 миллиона за штуку. Сопутствующее оборудование, запланированный объем запчастей, обучение персонала, техническая поддержка до 2030 г. обойдутся еще в 2,92 млрд евро.
Для новых самолетов закупят большое количество вооружений «воздух-воздух» и «воздух-земля». Это будут ракеты AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, AGM-158 JASSM и т.д., а также бомбы JDAM, GBU-39 SDB, GBU-53 SDB II и др. На первом этапе будут закупаться только ракеты AMRAAM и Sidewinder, и на них потратят 754,6 млн евро. Дальнейшие закупки будут определяться развитием авиационных вооружений и потребностями ВВС. На них выделят 823,8 миллиона.
Истребитель на взлете. Фото Минобороны США
Финляндия должна будет подготовить собственные производственные мощности для участия в строительстве, подготовить аэродромную инфраструктуру, наладить систему обслуживания и т.д. На эти процессы пойдет 777 млн евро.
Согласно финским планам, подготовительные мероприятия займут несколько лет. Непосредственное строительство истребителей начнется только к середине десятилетия, и первые машины передадут ВВС в 2026 г. Последнюю партию собираются принять не позднее 2030 г. Эксплуатация новых Lightning II будет продолжаться, как минимум, до 2060 г.
Факторы победы
ВВС Финляндии не только сделали свой выбор, но и объяснили его. В официальном сообщении о завершении конкурса HX приводится вся основная информация о преимуществах выбранного самолета, и она представляет большой интерес. Кроме того, эти данные потенциально способны повлиять на международный рынок боевых самолетов.
Комментируя свой выбор, финское Минобороны указывает на высокие тактико-технические, боевые и эксплуатационные характеристики американского истребителя. Это вполне понятно и объяснимо, т.к. F-35A действительно обладает известными преимуществами технического характера, хотя и не лишен недостатков. Плюсы такого рода уже помогли этому самолету попасть в ВВС целого ряда зарубежных стран.
Большой интерес представляет информация об экономических преимуществах выбранного самолета. Финские специалисты установили, что из всех участников конкурса именно F-35A является наиболее выгодным с точки зрения стоимости производства и эксплуатации. Это неожиданно, особенно если учесть, что самолеты принадлежат к разным поколениям и существенно отличаются сложностью конструкции и оснащения.
Один из первых F-35A для ВВС Норвегии. Вероятно, в будущем этой машине предстоит взаимодействовать с финскими самолетами. Фото Минобороны Норвегии
Важным конкурентным преимуществом стала готовность компании «Локхид-Мартин» не только продавать готовую технику, но и привлекать заказчика к ее производству. Благодаря этому финская сторона получает своеобразные гарантии выполнения ее потребностей, а американская обзаводится новым выгодным контрактом.
Не следует забывать и вопросы политики. США и Финляндия заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве в разных сферах, в т.ч. в области обороны и безопасности. Ожидаемый контракт на F-35A позволит двум странам улучшить подобные отношения – и получить известные выгоды. При этом планы по запуску производства на финских площадках показывают возможность длительного плодотворного сотрудничества.
Закупка F-35 упростит взаимодействие с другими странами в рамках действующих международных военных программ. Целый ряд европейских стран НАТО планирует или уже осуществляет переход на такие самолеты. Соответственно, в международных операциях финские F-35A будут взаимодействовать с однотипными иностранными самолетами, что даст очевидные преимущества.
Самолеты будущего
Таким образом, Финляндия выбрала новый истребитель, а заодно определила будущее своих ВВС на ближайшие 40 лет. В ближайшие годы она проведет необходимые подготовительные мероприятия, а во второй половине десятилетия начнется полноценный процесс перевооружения с освоением серийных самолетов F-35A. Их эксплуатация будет продолжаться до начала шестидесятых годов или далее.
Удастся ли выполнить все эти планы без затруднений и проблем, станет известно в будущем. Пока же ясно, что Финляндия намерена продолжать развитие своих вооруженных сил в целом и боевой авиации в частности. При отсутствии собственных инженерных и производственных возможностей, она обращается за помощью к третьим странам и при этом старается получить максимальные выгоды по всем направлениям. Сейчас надежды такого рода возлагаются на американский истребитель, и вполне возможно, что он их оправдает.
Источник: topwar.ru