Универсальные десантные корабли (УДК) в составе военно-морского флота (ВМФ) России в настоящее время отсутствуют. Все помнят эпопею с приобретением четырёх французских УДК типа «Мистраль», закончившуюся продажей предназначенных российскому ВМФ судов в Египет и возвратом Францией денежных средств за их приобретение. Уже тогда в адрес УДК типа «Мистраль» звучало много критики, начиная от предполагаемых конструктивных недостатков и заканчивая отсутствием целей и задач для кораблей такого класса. После обострения отношений со странами Запада и разрыва контракта по «Мистралям», России пришлось решать вопрос создания УДК своими силами.
Французский УДК типа «Мистраль». Фото wikipedia.org
В настоящее время для ВМФ России строятся два универсальных десантных корабля (УДК) проекта 23900 «Прибой». И опять же, как и в случае с «Мистралями», зачастую высказывается мнение, что эти корабли абсолютно бесполезны для российского ВМФ.
Рассмотрим, так ли это на самом деле? Какие задачи могут решать УДК проекта 23900 «Прибой» в составе российского ВМФ, каким образом, и какая авиагруппа необходима УДК проекта 23900 «Прибой» для решения этих задач?
Противолодочная оборона (ПЛО)
Подводные лодки противника – это одна из наиболее существенных угроз российскому ВМФ. Особую угрозу представляет возможность того, что многоцелевые атомные подводные лодки (ПЛА) противника могут «сесть на хвост» российским ракетным подводным крейсерам стратегического назначения (РПКСН) при их выходе из мест базирования, а затем одновременно уничтожить их в рамках нанесения противником внезапного обезоруживающего удара.
О проблемах российской противолодочной обороны в целом, и противолодочной авиации в частности, неоднократно говорилось на страницах Военного обозрения. Строящиеся УДК проекта 23900 способны нести, по данным из различных источников, порядка 16-20 вертолётов. При решении задач ПЛО, УДК проекта 23900 «Прибой», оснащённый авиагруппой, состоящей только из противолодочных вертолётов Ка-27М (или тех, что придут им на смену), способен существенно усилить противолодочные возможности отечественного ВМФ, обеспечив безопасное развёртывание РПКСН.
Вертолёт Ка-27М морской авиации Черноморского флота. Фото function.mil.ru
Разработка современного противолодочного вертолёта и его крупносерийное производство являются одним из основных приоритетов ВМФ РФ.
Помимо противолодочных вертолётов УДК проекта 23900 «Прибой» вместо десантных кораблей могут нести в доковой камере безэкипажные катера (БЭК) и автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА), также оптимизированные для выполнения противолодочных задач.
Таким образом, при решении задач ПЛО, УДК проекта 23900 «Прибой» не уступят, а в чём-то даже и превзойдут «классические» авианосцы. Разумеется, это будет так только при условии оснащения УДК современными и эффективными противолодочными вертолётами, БЭК и АНПА.
Раньше преимуществом авианосцев типа «Нимитц» была возможность нести палубные самолёты ПЛО, но сейчас таких самолётов на вооружении военно-морских сил США нет. Возможно, палубные самолёты ПЛО в новом тысячелетии первым построит Китай. В любом случае, для развертывания РПКСН вполне достаточно самолётов ПЛО берегового базирования. А вот вертолёты ПЛО не обладают большой дальностью полёта, поэтому для них плавучий аэродром будет весьма кстати.
Палубный самолёт ПЛО Lockheed S-3 Viking – снят с вооружения. Фото wikipedia.org
Противовоздушная оборона (ПВО)
Важнейшей задачей авианосца является обеспечение ПВО авианосной/корабельной ударной группы (АУГ/КУГ). Наилучшим образом решать эту задачу могут авианосцы, оснащённые катапультами, способными обеспечить взлёт самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). В свою очередь, обеспечить поражение атакующих самолётов и противокорабельных ракет (ПКР) противника должны палубные истребители.
Безусловно, возможности УДК в этом плане значительно скромнее, но, тем не менее, этот тип кораблей также способен значительно усилить ПВО КУГ.
В первую очередь речь идёт о вертолётах ДРЛО – их вполне эффективно используют те страны, которые не могут позволить себе палубные самолёты ДРЛО. Например, на новейших британских авианосцах типа «Куин Элизабет» размещаются именно вертолёты ДРЛО – отсутствие катапульт не позволяет размещать самолёты ДРЛО, несмотря на внушительное водоизмещение авианосца, составляющее порядка 76 000 тонн.
Вертолёт ДРЛО Merlin HM2 Crowsnest. Фото en.wikipedia.org
У ВМФ России также есть вертолёт ДРЛО – Ка-31. Эта модель уже несколько устарела, хотя и может применяться, но всё-таки ВМФ РФ нужен новый вертолёт ДРЛО, оснащённый современной радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Такая машина пригодится не только ВМФ, но и для обеспечения противовоздушной обороны (ПВО) наземных объектов. При отражении массированных атак низколетящих средств воздушного нападения (СВН), возможность увеличения дальности их обнаружения и возможность загоризонтного поражения ЗУР с помощью целеуказания от вертолётов ДРЛО будет крайне полезна с учётом хронического дефицита самолётов ДРЛО типа А-50М или перспективных А-100.
Российский вертолёт ДРЛО Ка-31. Фото wikipedia.org
Разработка современного вертолёта ДРЛО должна стать одним из важнейших приоритетов как для ВМФ РФ, так и для войск ПВО РФ.
Вертолёт ДРЛО не только может предупредить о приближении низковысотных СВН противника, но и осуществлять загоризонтное наведение на них зенитных управляемых ракет (ЗУР) с активной радиолокационной головкой наведения (АРЛ ГСН) или инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН), типа тех, что используются в зенитно-ракетных комплексах (ЗРК) «Полимент/Редут», которыми оснащаются современные российские боевые корабли (или «сухопутного» С-350 «Витязь»). Без самолёта/вертолёта ДРЛО дальность обнаружения низколетящих СВН всегда будет ограничена радиогоризонтом. Наличие на борту УДК 4-6 вертолётов ДРЛО позволит обеспечить их круглосуточное дежурство в воздухе в угрожаемый период.
В статье Взаимодействие наземных ЗРК и самолётов ВВС были указаны риски «дружественного огня» – поражения авиации ПВО огнём ЗРК из-за наличия множества быстро перемещающихся воздушных целей и работы средств РЭБ. Вертолёты ДРЛО в такой ситуации будут иметь определённое преимущество – они могут занять в воздухе строго определённый эшелон, который будет исключён из сектора обстрела корабельных ЗРК.
Возможности ПВО УДК не ограничиваются применением вертолётов ДРЛО. Вообще, вертолёт – это достаточно сложная воздушная цель для противника. Воздушные бои между самолётами и вертолётами случались не так часто – большинство вертолётов вообще не приспособлено для воздушного боя. Однако, когда они случались, то самолёты далеко не всегда выходили победителями. Не подлежит сомнению уничтожение иракским боевым вертолётом Ми-24 иранского истребителя F-4. Есть и неподтверждённая информация об уничтожении сирийским боевым вертолётом Ми-24 американского истребителя F-14 – а это уже не шуточки.
Тем не менее вертолёты прошлого времени были плохо приспособлены для воздушных боёв, но сейчас ситуация меняется.
Новейший российский боевой вертолёт Ка-52М несёт радиолокационную станцию «Резец» с активной фазированной антенной решёткой, включающей 640 приёмо-передающих модулей (ППМ), способной осуществлять обнаружение воздушных целей на расстоянии до 50 километров. Ранее производились испытания вертолётов семейства Ка-52 с ракетами «воздух-воздух» малой дальности. Не существует никаких технических препятствий для оснащения Ка-52М как ракетами РВВ-МД (малой дальности) с инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН), так и ракетами РВВ-СД (средней дальности), с АРЛ ГСН. При этом целеуказание РВВ-СД за пределами дальности работы РЛС «Резец» может выдаваться вертолётами ДРЛО. Аналогичные решения могут быть внедрены и на корабельном боевом вертолёте Ка-52К.
Прототип боевого вертолёта Ка-52 с ракетой «воздух-воздух» малой дальности Р-73. Фото wikipedia.org
Потенциально Ка-52М/Ка-52К способны нести по 4 РВВ-СД, или до 8 РВВ-МД, или 2 РВВ-СД и 4 РВВ-МД (в худшем случае 2 РВВ-СД и 2 РВВ-МД). Ракет «воздух-воздух» на базе переносных зенитных ракет (ПЗРК) или перспективных малогабаритных ракет «воздух-воздух», разработанных на базе ЗУР, вертолёт типа Ка-25 может взять ещё больше – порядка 16 ракет на боевую машину (а то и более).
Таким образом, в варианте комплектования авиагруппой для решения задач ПВО, УДК проекта 23900 «Прибой» могут нести 4-6 вертолётов ДРЛО и 12-14 боевых вертолётов Ка-52К, способных совокупно поднять в воздух порядка 50-200 ракет «воздух-воздух» различного типа.
Преимуществом боевых вертолётов, особенно заблаговременно размещённых на палубе УДК, является их способность максимально быстро подняться в воздух, оперативно вступая в бой и избегая поражения ПКР на палубе УДК.
Сочетание вертолётов ДРЛО, боевых вертолётов с ракетами «воздух-воздух» и корабельных ЗРК, способных получать целеуказание от вертолётов ДРЛО, позволит значительно повысить защищённость корабельных ударных групп от СВН противника.
В доковой камере могут быть размещены БЭК, способные нести средства РЭБ, ложные мишени и средства разведки, дополнительно увеличивающие возможности КУГ по отражению авианалёта.
Противокорабельные возможности
Возможности УДК проекта 23900 «Прибой» по борьбе с надводными кораблями противника будут определяться составом его авиагруппы. И здесь у российского ВМФ имеется серьёзное преимущество. Дело в том, что боевые вертолёты Ка-52К «Катран» предположительно должны иметь возможность применения дозвуковых низколетящих противокорабельных крылатых ракет Х-35 с дальностью стрельбы до 300 километров – более современного аналога американских ПКР типа «Гарпун», а также ПКР Х-31 со скоростью полёта свыше трёх махов и дальностью полёта порядка 100 километров.
Сверху-вниз – палубный боевой вертолёт Ка-52К «Катран», ПКР Х-35 и Х-31. Фото wikipedia.org
Таким образом, в варианте комплектования авиагруппой для решения противокорабельных задач, УДК проекта 23900 «Прибой» могут нести 4-6 вертолётов ДРЛО и 12-14 боевых вертолётов Ка-52К, способных совокупно поднять в воздух 24-28 ПКР различного типа.
Взаимодействие вертолётов ДРЛО, способных осуществлять обнаружение надводных кораблей противника на значительном расстоянии, а также боевых вертолётов, способных запускать ПКР «с подскока», позволит наносить внезапные и достаточно интенсивные удары ПКР по КУГ противника, не обладающего авиационной поддержкой.
Можно обратить внимание на то, что состав авиагруппы в противокорабельном варианте такой же, как и в варианте комплектования авиагруппы для решения задач ПВО – отличаться будет лишь состав вооружения, то есть этот тип авиагруппы УДК будет достаточно универсальным.
Не стоит забывать и про возможность использования противотанковых вооружений с боевых вертолётов, например, комплекса управляемого вооружения «Гермес-А», с дальностью стрельбы порядка 15-20 километров – такие боеприпасы могут быть эффективны против малых судов и вспомогательных кораблей противника, не обладающих сильной ПВО.
В противокорабельном варианте УДК проекта 23900 «Прибой» вместо десантных кораблей на воздушной подушке могут нести БЭК и АНПА, оптимизированные для выполнения противокорабельных задач, включающих ведение разведки, постановку помех, развёртывание морских мин и нанесение ударов ПКР.
Проекция силы
Сделаем небольшое отступление. Одной из важнейших задач флота являются экспедиционные действия – что поделать, в реальном мире правят не идеалы, а экономические интересы. Даже Советский Союз, несмотря на коммунистическую идеологию, активно продвигал свои экономические интересы за рубежом.
Теперь мы капиталисты – все хотят жить хорошо, а желательно и ещё лучше. Торговый баланс нашей страны таков, что огромное количество товаров бытового потребления, привлекательных для рядовых граждан, поставляется из-за рубежа. А те, что делаются в России, зачастую состоят из иностранных комплектующих. Ситуация эта изменится не скоро. Зарубежные товары приобретаются за свободно-конвертируемую валюту, и валюту эту надо где-то брать.
У нас есть товары, которые интересны многим зарубежным странам – это оружие, ресурсы, продовольствие, атомные электростанции, и многое другое, да и собственное производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью постепенно развивается.
Проблема в том, что свободный рынок существует только в головах особо «упоротых» либералов. В реальности, ведущие экономики планеты нещадно дерутся за рынки сбыта, не жалея ни врагов, ни союзников (достаточно вспомнить французов, которых США поставили в «известную позицию» сначала с «Мистралями», предназначенными для России, а теперь и с атомными подводными лодками, предназначенными для Австралии).
Иными словами, место под солнцем придётся выгрызать зубами – смещать неугодные режимы в странах третьего мира, поддерживать «свои», немного «пододвигать» союзников и жёстко «намекать» противникам. Учитывая то, что девяносто процентов мирового торгового оборота осуществляется посредством морских перевозок, примерно 70 процентов населения планеты живёт в пределах 100-километровой зоны от берегов морей и океанов, а большинство видов морской деятельности, таких как торговое судоходство, рыболовство и шельфовая добыча нефти и газа, осуществляются в пределах двухсотмильной зоны от морского берега, – флот в решении этих задач должен играть одну из важнейших ролей.
Большая часть экспедиционных войн в наше время ведётся силами специальных операций (ССО), частными военными компаниями (ЧВК), поставками вооружений и военных советников «дружественным» режимам.
Периодически возникают и будут возникать ситуации, когда своим может потребоваться экстренная поддержка с воздуха – нанесение удара по противнику, доставка боеприпасов, эвакуация.
В таких ситуациях УДК может оказаться бесценным ресурсом. В экспедиционном варианте УДК проекта 23900 «Прибой» могут нести 2-3 вертолёта ДРЛО и 8-12 боевых вертолётов Ка-52К и 6-7 транспортно-боевых вертолётов Ка-29 (или транспортно-боевых вертолётов, которые придут им на смену).
Сочетание боевых вертолётов Ка-52К и транспортно-боевых вертолётов Ка-29 может быть крайне эффективно для решения экспедиционных задач. Фото wikipedia.org
Максимальный радиус действия боевых вертолётов Ка-52К составляет порядка 500 километров, транспортно-боевых Ка-29 – порядка 350 километров. Использование подвесных топливных баков (ПТБ) позволит увеличить эту дальность примерно на 20 %. И это не предел.
Ка-52 с подвесными топливными баками
Ещё одним важнейшим приоритетом для российских вооружённых сил должно стать оснащение боевых и транспортно-боевых вертолётов, а также вертолётов ПЛО и ДРЛО системами дозаправки в воздухе.
В этом случае часть авиагруппы может выступать в роли топливозаправщиков, обеспечивающих существенное увеличение радиуса действия боевых и транспортно-боевых вертолётов, а также время патрулирования вертолётов ПЛО и ДРЛО.
Таким образом, УДК проекта 23900 «Прибой» потенциально могут обеспечить решение задач авиационной поддержки, снабжения и/или эвакуации бойцов ССО, специалистов ЧВК, военных советников, а также иных лиц, в пределах примерно 500-километровой зоны от береговой линии.
Ну и разумеется, УДК проекта 23900 «Прибой» могут не только оказывать авиационную поддержку, но и осуществить высадку примерно 1000 морских пехотинцев и 75 единиц боевой и автомобильной техники различного типа. Уменьшение количества боевых вертолётов, и увеличение количества транспортно-боевых вертолётов в составе авиагруппы УДК, позволит оперативно осуществлять снабжение десанта и эвакуацию раненых, при сохранении возможности авиационной поддержки (например, состав авиагруппы может быть таким: 2 вертолёта ДРЛО и 4-6 боевых вертолётов Ка-52К и 10-12 транспортно-боевых вертолётов Ка-29).
Кто-то скажет, что экспедиционные возможности УДК проекта 23900 «Прибой» будут ограничены действиями против стран третьего мира. Но мы ведь говорим не о действиях против более сильного, или даже равного противника – никто не собирается бросать УДК против Японии или Турции, и вообще, экспедиционные действия как раз и ведут в странах третьего мира. Кроме того, реальность такова, что без чрезвычайного напряжения сил и средств, а также огромных потерь, ни одна страна мира, включая США, в настоящее время не сможет вести экспедиционные действия или осуществить масштабную высадку десанта с моря против государств, обладающих сколь-либо современными и мотивированными вооружёнными силами.
Выводы
УДК является лишь средством для развёртывания его авиакрыла, десанта и средств его доставки. От их состава и эффективности зависит и эффективность самого УДК.
Многие из перечисленных в статье комплексов пока отсутствуют в российских вооружённых силах – нет современного вертолёта ДРЛО, устарели вертолёты ПЛО и транспортно-десантные Ка-29, боевые вертолёты Ка-25К «Катран» получили далеко ещё не все возможности, описанные в настоящей статье: нет БЭК и АНПА, способных выполнять противолодочные и противокорабельные задачи, решать задачи ПВО. При этом два УДК проекта 23900 «Прибой» уже заложены и строятся.
С другой стороны – «были бы кости, а мясо нарастёт». Поступательное развитие перспективных комплексов вооружений позволит поэтапно наращивать возможности УДК проекта 23900 «Прибой», расширять их функционал.
УДК проекта 23900 «Прибой». Фото wikipedia.org
Если укомплектование УДК проекта 23900 «Прибой» боевыми единицами, описанными в настоящей статье, будет реализовано в полной мере, то ВМФ РФ получит исключительно гибкий инструмент, способный решать задачи стратегического ядерного сдерживания (безопасное развёртывание РПКСН), действовать в интересах сил общего назначения (повышение эффективности ПВО КУГ и нанесение ударов ПКР), отстаивать экономические и политические интересы Российской Федерации в рамках экспедиционных операций.
Максимально полно потенциал УДК проекта 23900 «Прибой» будет раскрываться при формировании для них различных вариантов авиагрупп и десантных сил, как относительно универсальных, так и оптимизированных для выполнения узкоспециализированных задач.
Источник: topwar.ru