Один плюс один
Последние месяцы оказались для авиастроения КНР более чем плодотворными. Поднебесная приступила к летным испытаниям первого в истории двухместного истребителя пятого поколения, созданного на базе «невидимки» J-20. Эту машину всё чаще рассматривают как платформу для управления БПЛА, чем будет заниматься оператор вооружений.
Ещё более интересна другая новинка — палубный истребитель, также впервые поднявшийся в небо не так давно. Слово «новый», как и в случае с J-20, можно применить условно. Машина, иногда обозначаемая неофициально как «J-35», стала развитием Shenyang FC-31, впервые поднявшегося в небо 31 октября 2012-го. Между тем она отличается от базового варианта куда сильней, чем серийный Су-57 от своего прототипа.
Сам FC-31 — нечто среднее между F-35 и F-22 Raptor. При этом он не является «копией» ни того, ни другого. Ни тем более российского истребителя пятого поколения Су-57.
Как и многие малозаметные истребители, машина имеет два двигателя, V-образное оперение и одно место пилота. Всё это унаследовал и палубный вариант, однако сразу обращает на себя внимание важное различие, на которое в числе первых обратило внимание англоязычное издание The Drive.
Особенности новинки
До появления последней версии FC-31 прототип и последующая усовершенствованная версия имели «куполообразный» фонарь с хорошим обзором задней полусферы. Новый вариант отличается полностью изменённым расположением фонаря и кабины летчика. Де-факто пилот вообще не имеет возможности нормально видеть то, что происходит позади: верхняя часть фюзеляжа «сливается» с задней частью фонаря.
Нечто похожее можно видеть на F-35, однако не на самом массовом сухопутном варианте (А), и не на палубном ©, а на самолете с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, предназначенном для универсальных десантных кораблей.
Американский летчик тоже в значительной мере «слеп», если говорить про обзор задней полусферы. Однако здесь есть нюанс. Во-первых, в случае с F-35B жертва оказалась вынужденной и была продиктована необходимостью размещения за кабиной подъёмного вентилятора, без которого самолет не смог бы вертикально сесть. Кроме того, система камер должна позволять пилоту 35-го смотреть «сквозь» самолет благодаря инновационному нашлемному дисплею. Как это удалось реализовать на практике — другой вопрос, сейчас мы его касаться не будем. Известно, что невозможность посмотреть «через плечо» до сих пор остаётся серьёзной проблемой американских летчиков.
Говорит ли это о том, что Китай создаёт самолет укороченного взлета и вертикальной посадки? Такой истребитель может пригодиться для легких авианосцев или авианосцев, не имеющих стартовых катапульт. К числу таких, например, относится новый британский авианосец «Куин Элизабет», для которого после отказа от катапульты выбрали F-35B вместо предполагавшегося F-35С. Сама же необходимость разработки «B»-версии была продиктована наличием у США универсальных десантных кораблей, для которых этот вопрос в силу ограниченного места на палубе стоит ещё острее.
Что мы видим на примере КНР? Китайцы уже построили несколько универсальных десантных кораблей типа 075, ставших одними из самых крупных боевых кораблей в истории Китая. Однако при всех своих достоинствах это не аналог американского УДК типа «Америка», на которых базируются F-35. 75-й — «чистый» вертолетоносец, способный нести около 30 винтокрылых машин.
Помимо этого, Пекин имеет два авианосца — «Шаньдун» и «Ляонин». Они лишены стартовых катапульт, но имеют крупные трамплины, позволяющие запускать тяжелый J-15 — китайский вариант Су-33. Третий строящийся сейчас авианосец получит катапульту. Как и последующие, нужно полагать. Именно для них и создают новый истребитель.
Таким образом, у Китая нет прямой необходимости в создании самолета укороченного взлета и вертикальной посадки. Причина «странного» облика J-35 может крыться в другом. Возможно, китайцы решили максимально использовать внутреннее пространство, чтобы самолет смог нести как можно больше топлива. Это критически важно по двум причинам. Во-первых, огромные морские пространства традиционно требуют большого боевого радиуса. Во-вторых, если истребитель пятого поколения хочет оставаться «невидимым», он не должен нести подвесные топливные баки.
Наконец, ограничения накладывают чрезвычайно крупные внутренние отсеки для вооружений. Именно в силу причин, перечисленных выше, американский F-35 выглядит «раздутым», что нередко ставят ему в упрёк, называя «летающим топливным баком» (и другими, ещё менее лестными прозвищами).
Нельзя также исключать, что компоновка китайского палубника продиктована требованиями аэродинамики или же необходимостью разместить за фонарём какую-то аппаратуру. Однако всё это можно было сделать, не прибегая к столь резкому ограничению обзора у летчика.
Главная скрипка морской войны
Как бы там ни было, всю правду о новом самолете мы едва ли узнаем в ближайшем будущем (не факт, что это вообще будет известно когда-нибудь). Это касается его летно-технических качеств, показателей малозаметности, состава БРЭО и арсенала вооружений. Одно можно сказать наверняка. Появление аналога F-35C открывает совершенно новую главу в истории Военно-морских сил Китая.
Сейчас основа его палубной авиации — упомянутый выше Shenyang J-15. Это истребитель четвертого поколения, который часто критикуют за его высокую аварийность, общую недоработанность и отсутствие технологии стелс. Единственными реальными преимуществами машины перед старым Су-33 можно назвать более высокий уровень БРЭО и гораздо более широкий арсенал авиационных средств поражения. Однако ни того, ни другого недостаточно для эффективного противодействия американским палубным F/A-18E/F Super Hornet, не говоря уже об истребителе пятого поколения F-35C.
Таким образом, «Шаньдун» и «Ляонин» с их J-15 нельзя рассматривать как эффективную меру против ВМС США. Де-факто мы сейчас лишь в начале формирования по-настоящему мощной авианосной ударной группы Пекина. Её история начнётся с появлением Type 003.
Новый палубник может стать ключевой частью АУГ будущего, однако не единственным потенциально эффективным оружием против ВМС США. Недавно китайцы показали слайд, на котором представлено столкновение американской и китайской авианосных ударных групп. Акцент сделан не на пилотируемые машины, а на применение БПЛА GJ-11, которые хотят запускать с УДК типа 075 и которые смогут нести крупные высокоточные бомбы и ракеты.
Палубные истребители пятого поколения тоже присутствуют на изображении: они летят позади БПЛА и осуществляют прикрытие.
Источник: topwar.ru