«...Лучше сидеть одному, чем со злым.
Но еще лучше сидеть с добрым, чем одному.
И лучше передать ищущему знание, чем хранить молчание.
Но лучше молчать, чем вести пустой разговор…
Побольше молчать и всегда находиться в добром
расположении духа – что еще может быть лучше этого?»
(Приписывается пророку Мухаммеду).
Неожиданная находка
Однажды я рассматривал старые фотографии и случайно наткнулся на уникальный снимок, сделанный в Афганистане.
Моё внимание привлекла машина неизвестной марки с облицовкой радиатора, как у ГАЗ-24 «Волга».
Мне стало интересно: что же это за странный пикап?
Разбираясь с загадкой, я наткнулся на очередной всеми забытый исторический пласт, связанный с малоизвестной историей миграции автомобилей знаменитого автоконцерна.
Сначала я подумал, что изображенный на снимке пикап чистокровный американец, которого нелегкая судьбинушка занесла в эту дикую, Богом забытую страну.
Но на другом снимке была запечатлена задняя часть пикапа, где на откидном борту различалась большая надпись латинскими буквами Symorgh, продублированная на фарси.
Рядом с ней по центру была отштампована какая-то неизвестная мне эмблема, не имеющая ничего общего с символикой автопроизводителей США.
Мне подумалось, что, скорее всего, задний борт не оригинальный и изготовлен в какой-нибудь местной кузовной мастерской.
Но для очистки совести я решил пропустить слово Simorgh через интернет-поисковики.
Каково же было мое удивление, когда «Гугл» выдал мне ссылку на статью, где я первым делом увидел точно такой же пикап, как и на моем фото, только синий.
Не торопясь, я прочитал весь текст и понял, что автор рассказывает историю малоизвестной иранской автомобильной фирмы, выпускавшей в середине 70-х годов прошлого века машины на основе модели Honcho, производимой фирмой Kaiser-Jeep, входившей в концерн American Motors Corporation. И приводит фото страниц какого-то каталога и иные непонятно как к нему попавшие фотоснимки.
Но сам текст был составлен несколько своеобразно, сразу было понятно, что писал его американец.
В тексте автора наблюдалась неуверенность, какие-то сомнения и явная недосказанность.
А некоторые его изречения меня изрядно посмешили, например:
«Я не понимаю, зачем в Иране, где такая страшная жара, устанавливать в машину отопитель кабины?»
А потом еще автор, следуя старой доброй традиции, заведенной в давние времена иностранцами, изучающими по фотографиям историю неведомой им страны, все переврал и неверно указал название фирмы. А это уже не есть гуд.
Словом, тема неизвестного пикапа была недостаточно глубоко раскрыта.
Но тем не менее необходимо признать, что сведения, изложенные автором, просто уникальны и больше нигде не встречаются.
И тут я понял, что нашел алмаз, но надо было еще здорово потрудиться, чтобы сделать из него бриллиант.
Короче говоря, работу пришлось доделывать, попутно исправляя чужие ляпы.
И вот что в итоге вышло.
Что означает Sherkat-Sahami?
Автор пишет, что иранская фирма называлась Sherkat-Sahami.
Что же означает это название?
Слово Sherkat в переводе с фарси означает «компания», а Sahami похоже на фамилию. Следовательно, название можно перевести как «Компания Сахами».
По всей видимости, подумал я, жил на свете некий Сахами, который открыл фирму по выпуску автомобилей и наладил производство этих пикапов.
Но вскоре я обнаружил, что в Иране существует много фирм, имеющих в своем наименовании эти два слова, причем фирмы были самые разнообразные, в том числе и не связанные с техникой.
Я уже решил было забросить все это дело, но неожиданно наткнулся на некий документ на английском, и после его изучения пришел к выводу, что наименование Sherkat-Sahami не является именем собственным и, согласно законодательству Ирана, обозначает форму юридического лица, дословно: «акционерная компания».
Например, фирма, которая сейчас выпускает в Иране машины, имеет полное наименование Pars Khodro Company Pjsc (Sherkat Sahami Khas Khodro).
Таким образом, автор, чей материал я изучал, где-то «потерял» собственное наименование фирмы, выпускающей машины, и привел только его юридическую форму.
Говоря по-русски, он заявил примерно следующее: «Эти машины выпускала иранская фирма, которая называлась «Акционерная компания».
Обидно, но ничего не поделаешь – американец, ну какой с него может быть спрос?
Мне сразу вспомнилось, как иностранные историки в XVIII веке писали:
«В России есть три породы лошадей: конь, кобыла и кляча».
Так как же именовалась фирма, выпускающая эти машины?
Я еще раз внимательно просмотрел материалы и обратил внимание вот на эту страницу:
По всей видимости, это заглавная страница каталога, где представлен модельный ряд выпускаемых машин. На ней имеется эмблема фирмы (стилизованная роза ветров) и четко написано её наименование: Sherkat-Sahami Jeep.
Проще говоря, фирма называлась Jeep и была зарегистрирована в Иране в соответствии с требованиями местного законодательства.
Внизу указан адрес в Тегеране и номер телефона, по-видимому, офиса компании.
В пользу версии, что это фирма иранская, может также свидетельствовать оригинальная эмблема производителя и оригинальные названия моделей. На моей фотографии хорошо видна эта эмблема, крепившаяся на «гриль» около левой (по ходу движения) фары, а также отштампованная на заднем борту пикапа.
Встречаются сведения, что автопроизводство основал иранец Джафар Ахаван в 1956 году, наладивший лицензионный выпуск различных моделей американского концерна Kaiser Jeep.
И пикап «Симург» производился с 1967 года.
После этого я решил попытаться отгадать, а что же означает название пикапа?
Symorgh
Согласно древним персидским легендам Симург (симур, симург, сэнмурв), царь всех птиц – огромная птица с головой собаки, когтями льва и в рыбьей чешуе (что символизировало ее господство на земле, в воде и в воздухе), способная одним глазом вглядываться в прошлое, а другим – взирать в будущее.
Она прожила много тысячелетий и видела, как мир на нашей планете трижды рушился. Птица обладает колоссальными знаниями, собранными за прожитые тысячелетия, и необыкновенной мудростью. Ей также приписывают способность исцелять людей от сильных недугов. Живет высоко в горах, у источников, там, где берут начало горные реки. После воцарения династии Сефевидов изображение Симурга стало эмблемой Ирана наряду с его государственным гербом.
На мой взгляд, выбранное имя наилучшим образом подходит для автомобиля.
Большая квадратная кабина, с добродушным оскалом «гриля» и обрезанными ушами-зеркалами – словно голова среднеазиатской овчарки, а массивные колеса с торчащими когтями-грунтозацепами так похожи на лапы льва! При этом общий силуэт пикапа выглядит легким, как птица.
«Симурги» использовались в иранской армии, затем эта крепкая машина поступила в Пакистан и Афганистан, где стала непременным участником многочисленных локальных войн, не прекращающихся в этом уголке Ближнего Востока.
В Афгане «Симурги» часто принимали участие в боевых действиях, воюя «на два фронта». Духи приспособили их под перевозку бойцов, оружия и боеприпасов, иногда на них устанавливали крупнокалиберные пулеметы.
Военнослужащие СА на фоне «Симурга» – носителя вооружения
«Симурги», следовавшие в составе «духовского» каравана,
уничтоженного разведчиками 173 ооСпН
Разведчики группы ооСпН у «забитого» «Симурга»
В свою очередь, отряды специального назначения ГРУ тоже использовали трофейные «Симурги» в качестве транспортных средств или делали на их основе боевые машины, устанавливая над кабиной пулемет.
Иногда военнослужащие СА в Афгане называли «Симурги» тойотами (или наоборот), но это неправильно – к изделиям известного японского концерна этот иранский автомобиль никакого отношения не имел, да и по размерам был больше самой крупной «Тойоты» (его грузоподъемность составляла около 1,5 т).
Удобство использования трофейных пикапов отрядами СпН ГРУ ГШ состояло в том, что в случае серьезной поломки во время боевого выхода их можно было, не особо расстраиваясь, тут же бросить. А вот «штатные» автомобили в таких случаях приходилось доставлять в ППД, что срывало выполнение боевой задачи, да еще влекло за собой риск потерь в ходе эвакуации.
Пикап «Тойота», используемый 370 отрядом СпН,
вооруженный пулеметом НСВС-12,7 «Утёс»
К тому же использование духовских машин являлось дополнительным элементом обеспечения скрытности действий отрядов (когда разведчики переодевались в афганскую одежду), так как пикапы обычно не вызывали подозрений у наблюдателей моджахедов.
В Америке производился брат «Симурга».
Это тоже был воин – армейский пикап Kaiser Jeep M715 Military Truck 1967–1969.
Была и гражданская версия данного автомобиля, носившая имя «Хончо» или «Мачо».
Этот пикап по совокупности потребительских качеств оказался настолько хорош, что модель М-715 прослужила в армии США аж до 1985 года. А лицензии на выпуск базовой модели, помимо иранской фирмы Jeep, приобрели южнокорейская KIA (где он тоже выпускался для армии под индексом KM450) и индийская ТАТА.
В заключение необходимо отметить, что при ведении боевых действий пикапы являются очень удобным и многофункциональным транспортным средством, поэтому и в наши дни широко используются, как спецподразделениями государственных армий, так и боевиками на Ближнем Востоке и в странах Африки.
И замены им в ближайшее время не предвидится.
Использованная литература:
Козлов С. и др. Спецназ ГРУ-2. М, Русская панорама, 2002.
Сухолесский А. Спецназ ГРУ в Афганистане 1979–1989. М., Русская панорама, 2009.
Источник: topwar.ru