В ходе боевых действий на Корейском полуострове выяснилось, что дальние бомбардировщики B-29 Superfortress, являвшиеся до середины 1950-х основным средством доставки американских атомных бомб, весьма уязвимы для реактивных истребителей МиГ-15.
В связи с этим, ещё до принятия на вооружение в СССР сверхзвуковых перехватчиков и массового развёртывания зенитных ракетных комплексов, в США началась разработка межконтинентальных баллистических ракет, способных доставить ядерные боеголовки за океан, вне зависимости от погодных условий и противодействия сил ПВО.
История создания и служба американских МБР в годы холодной войны
В 1954 году американская компания Convair получила заказ на разработку первой баллистической ракеты большой дальности, которая впоследствии обрела наименование «Атлас» (Atlas).
В октябре 1959 года к несению боевого дежурства приступила 576-я стратегическая ракетная эскадрилья ВВС США, имевшая на вооружении МБР SM-65D Atlas (шесть ракет в двух стартовых комплексах по три стационарных пусковых установки).
Запуск ракеты SM-65D Atlas
Дальность стрельбы жидкостной ракеты «Атлас-D» со стартовой массой 120 т превышала 10 000 км, КВО – 1–2 км.
Ракета, имевшая длину 23,1 м и диаметр 3,05 м, оснащалась моноблочной термоядерной боевой частью мощностью 1,44 Мт. Всего к маю 1961 года было развернуто 30 таких ракет, которые эксплуатировались до 1964 года.
Первые американские МБР размещались на незащищённых стартовых площадках. Но большая часть ракет «Атлас-D» хранилась в закрытых железобетонных ангарах в горизонтальном положении.
Перед стартом крыша ангара раздвигалась, ракета приводилась в вертикальное положение и заправлялась компонентами ракетного топлива (керосин и жидкий кислород). На подготовку к старту уходило 15–20 минут.
В начале 1960-х годов были созданы и приняты на вооружение еще две модификации – «Атлас-Е» и «Атлас-F».
Они имели усовершенствованную систему управления и моноблочную боевую часть мощностью 3,75 Мт. Ракеты хранились в шахте глубиной 53 м, заправленные керосином, а заправка окислителем осуществлялась непосредственно перед стартом. На заправку уходило 5–7 минут. Ракета в уже заправленном состоянии поднималась из шахты на поверхность с помощью специального лифта.
Ракета «Атлас-E» на стартовой позиции
МБР семейства «Атлас» оказались проблемными в эксплуатации, и во время несения боевого дежурства из-за утечек топлива и окислителя произошло несколько взрывов. В связи с высоким риском возникновения аварийных ситуаций и неудовлетворительной защищённостью стартовых позиций, в апреле 1965 года все ракеты «Атлас» были сняты с боевого дежурства.
Впоследствии их переделали в ракеты-носители и использовали в космических программах.
На случай неудачи с созданием ракет семейства «Атлас», компании Martin в 1955 году было выдано задание на проектирование МБР Titan I. Двигатели этой ракеты также работали на керосине и жидком кислороде. Масса ракеты превышала 105 т, длина 31 м и диаметр 3,05 м. Максимальная дальность – около 10 000 км. КВО – 0,9–1,4 км.
МБР SM-68 Titan I изначально должна была размещаться в защищённых шахтах, её развёртывание с апреля 1961 года велось параллельно с ракетами семейства «Атлас».
Пусковой комплекс МБР «Титан-1» располагался под землей и включал три шахты с ракетами, разнесенными на расстояние 400–500 метров. При каждой пусковой шахте располагалось заглубленное хранилище жидкого кислорода и горючего и контрольный бункер.
Пусковая позиция МБР SM-68 Titan I
Так как в качестве окислителя использовался быстро испаряющийся жидкий кислород, заправка происходила при поступлении команды на подготовку к пуску.
Запуск из шахты был невозможен, заправленная ракета поднималась на специальном лифте и стартовала с поверхности. Заправка и подъём ракеты занимали около 15 минут.
Для оснащения шести ракетных эскадрилий поступила 101 ракета (по 9 ракет в эскадрилье). Всего в шахтах находилось 54 ракеты, ещё 6 ракет имелось в оперативном резерве, с возможностью быстрой загрузки в шахту. Остальные МБР хранились на складах.
В связи с появлением более совершенных МБР, продолжительность боевой службы ракет «Титан-1» была небольшой. К маю 1965 года все «Титаны» первой модели извлекли из шахт и отправили на хранение, где часть из них находилась до 1980-х годов.
Ещё на стадии разработки ракеты «Титан-1» стало ясно, что использование жидкого кислорода сильно затрудняет эксплуатацию, не позволяет быстро запустить ракету после получения команды и создаёт предпосылки к аварийным ситуациям.
Служебно-эксплуатационные и тактико-технические характеристики можно значительно улучшить за счет применения самовоспламеняющихся компонентов топлива и использования более мощных двигателей на обеих маршевых ступенях.
Шахтная пусковая установка, технический бункер и командный пункт для управления запуском МБР «Титан-2»
Переход на полностью инерциальную систему управления давал возможность размещать МБР в отдельных шахтах, удалённых друг от друга на 11–16 км, и повысить их стойкость к разоружающему удару.
В марте 1962 года состоялись летно-конструкторские испытания ракеты LGM-25C Titan II, которая уже в июне 1963 года была принята на вооружение.
Старт ракеты LGM-25C Titan II
В качестве горючего на обеих ступенях ракеты применялся «аэрозин-50» (смесь равных долей несимметричного диметилгидразина и монометилгидразина), в качестве окислителя – азотный тетраоксид. Ракета запускалась прямо из шахты по горячей газодинамической схеме с запуском двигателей первой ступени.
Стартовая масса МБР «Титан-2» увеличилась до 150,5 т. Длина – 32,92 м. Диаметр – 3,05 м. Дальность стрельбы – до 15 000 км.
Ракета была оснащена моноблочной термоядерной боеголовкой мощностью 9 Мт с КВО не более 1,6 км. Эта БЧ была самой мощной среди американских МБР. Для повышения вероятности преодоления ПРО ракета также несла легкие надувные ложные цели и дипольные отражатели.
В общей сложности построено 108 ракет «Титан-2», и в 1967 году было развернуто наибольшее их количество – 63 единицы.
Хотя первоначально предполагалось, что служба ракеты продлится не более 10 лет, она оказалась гораздо более продолжительной. Но после ряда тяжелых аварий, случившихся в конце 1970-х – начале 1980-х, президент Рональд Рейган в октябре 1981 года принял решение о выводе из эксплуатации всех МБР «Титан-2».
Последняя ракета этого типа была снята с вооружения в мае 1987 года. Значительную часть МБР «Титан-2» конверсировали в ракеты-носители и использовали для запуска космических аппаратов.
Благодаря прогрессу, достигнутому американскими химиками в области создания эффективных рецептур твёрдого реактивного топлива и наличию промышленных мощностей для налаживания его массового производства, во второй половине 1950-х началась разработка твердотопливной МБР.
Использование твердого топлива позволяло сделать эксплуатацию ракет гораздо более безопасной, удобной и менее затратной, а также существенно продлить срок их службы.
В конкурсе на создание новой ракеты победила компания Boeing, субподрядчиками, ответственными за изготовление твердого топлива и двигателей, являлись фирмы Aerojet и Thiokol.
При создании ракеты, которая получила первоначальное обозначение SМ-80А (с 1963 года LGM-30А Minuteman I), ставилась задача создания простой, относительно дешевой МБР, в конструкцию которой без кардинального изменения основных элементов можно было бы вносить различные усовершенствования, касающиеся силовой установки, системы управления, наведения и боевого оснащения.
Первый успешный испытательный пуск «Минитмена» на мысе Канаверал состоялся 1 февраля 1961 года.
Параллельно с испытаниями на авиабазе Мальстрем (шт. Монтана) развернулось строительство шахтных пусковых установок для первого боевого крыла.
Испытательный пуск ракеты «Минитмен-1»
Серийное производство ракет «Минитмен-1А» развернулось в 1962 году. Эта трехступенчатая ракета оказалась самой компактной среди серийных МБР. Ее длина составляла 16,37 м. Масса – 29,7 т. Диаметр первой ступени – 1,68 м. Дальность стрельбы – до 9 300 км. КВО – 1 км.
МБР «Минитмен-1», подготовленная для испытательного пуска
Отделяемая боевая часть Мк.5 была снабжена собственным малогабаритным жидкостным двигателем и несла термоядерный заряд мощностью 1 Мт.
По сравнению с ракетой «Титан-2», двигатели которой работали на жидком топливе, «Минитмен» представлял собой значительный прогресс. Он стал первой в мире серийной твердотопливной МБР, запускаемой непосредственно из шахты, время от получения команды на пуск до старта ракеты составляло всего одну минуту. Эскадрилья «Минитменов» почти равнялась по количеству ракет девяти эскадрильям «Титанов».
С самого начала приоритетными целями «Минитменов» являлись элементы советских стратегических ядерных сил: пусковые установки МБР, базы подводных лодок и дальних бомбардировщиков.
В июле 1962 года первые МБР «Минитмен-1А» поступили на вооружение 341-го стратегического ракетного крыла, развёрнутого на авиабазе Мальстрем.
В состав 341-го крыла вошло три ракетных эскадрильи. Каждая эскадрилья включала в себя пять стартовых звеньев (10 ШПУ и один КП). Таким образом, на вооружении эскадрильи имелось 50 МБР, а в крыле – 150 ракет.
Вскоре после принятия на вооружение совершенствование первой модификации «Минитмена» продолжилось.
МБР LGМ-30B получила новый бортовой вычислитель с увеличенным объёмом памяти, что позволило вводить координаты двух целей – основной и запасной. КВО удалось уменьшить до 600 м. Часть конструктивных элементов из нержавеющей стали заменили титановыми.
Благодаря экономии веса на ракете установили более тяжелую БЧ с зарядом мощностью 2 Мт. Длина новой модификации ракеты увеличилась до 17,05 м, масса возросла до 31,3 т. Дальность стрельбы – 10 200 км.
Первые три ракетные эскадрильи, вооруженные МБР «Минитмен-1В», достигли боеготовности осенью 1963 года. К середине 1965 года ВВС США имели 650 развёрнутых ракет «Минитмен-1В» и 150 «Минитмен-1А». Боевое дежурство также ещё несли 54 МБР LGM-25C Titan II (ракеты «Титан-1» и «Атлас» к тому моменту сняли с вооружения).
В общей сложности было изготовлено 930 МБР «Минитмен-1» обеих модификаций, которые эксплуатировались до середины 1970-х.
При всех своих достоинствах МБР «Минитмен-1А/В» не имели возможности поражать цели на всей территории СССР.
В связи с этим было выдано задание на разработку более дальнобойного варианта.
Новая модификация в снаряженном состоянии весила 33,7 т. Длина ракеты – 17,68 м. Дальность стрельбы – 11 300 км.
Ракета, известная как LGМ-30F Minuteman II, поступила на вооружение в августе 1965 года и частично вытеснила МБР LGM-30A/B.
Всего было построено 688 МБР «Минитмен-2», на боевое дежурство поставлено 500 ракет.
В апреле 1967 года количество развёрнутых американских МБР стало максимальным – 1 054 единицы, включая 54 «Титана-2» и 1 000 «Минитменов».
В 1991 году в составе СЯС США числилось 450 развернутых «Минитмен-2» и около 50 ракет находились в резерве.
В 1993 году начался вывод МБР «Минитмен-2» из боевого состава.
К началу 1996 года все они были сняты с вооружения.
Для своего времени МБР «Минитмен» первой и второй модели обладали высокой степенью технического совершенства и весьма неплохими характеристиками. Однако перспективы развития в СССР систем ПРО во многом обесценивали боевую значимость ракет, несущих моноблочные боевые части.
В середине 1960-х МБР стали оснащать ложными целями – уголковыми отражателями и надувными имитаторами боевых блоков, призванных обмануть радары противоракетной обороны.
Следующим шагом в развитии возможностей преодоления ПРО стало внедрение разделяющихся головных частей.
В 1968 году начались испытания МБР LGМ-30G Minuteman III, оснащённой двигателем третьей ступени с увеличенным временем работы. Новая ракета несла три боевых блока Мк.12 с зарядами W64 мощностью 170 кт и нескольких ложных целей.
Уменьшение мощности каждого ядерного заряда по сравнению с боеголовкой «Минитмена-2» компенсировалось лучшей точностью (КВО 300–400 м). Дальность стрельбы возросла до 13 000 км. Длина «Минитмена-3» составляла 18,24 м. Масса – 35,25 т.
Платформа с макетами боевых блоков Mk.12 в музейной экспозиции
В апреле 1970 года на базе Майнот состоялась постановка на боевое дежурство первой МБР «Минитмена-3», а к началу 1972 года ими было полностью перевооружено 91-е крыло, до этого эксплуатировавшее МБР «Минитмен-1B».
С середины 1976 года на боевом дежурстве находилось 450 МБР «Минитмен-2» и 550 – «Минитмен-3».
Всего было поставлено 830 ракет LGM-30G, значительная часть которых израсходована в ходе контрольно-тренировочных пусков.
МБР LGМ-30G Minuteman III в ШПУ
В 1970–1980-е годы МБР LGМ-30G поэтапно прошли несколько улучшений.
В частности, появилась возможность быстрого перенацеливания, а КВО снизилось до 250 м. Более половины ракет оснастили боевыми блоками Mk.12A с зарядом W78 мощностью 340 кт.
К 2006 году американцы в одностороннем порядке на всех ракетах «Минитмэн-3» сократили количество боеголовок до одной.
В период с 2007 по 2012 год часть ракет «Минитмена-3» перевооружили боевыми блоками Mk.21 с термоядерной боеголовкой W87 мощностью 300 кт. Боеголовки W87 были демонтированы со снятых с вооружения МБР LGM-118 Peacekeeper .
В середине 1970-х между СССР и США был достигнут ракетно-ядерный паритет.
Кроме того, американские эксперты прогнозировали резкое увеличение точности советских тяжелых МБР, что, в сочетании с оснащением их многочисленными боевыми блоками с индивидуальным наведением, резко увеличивало риск внезапного массированного разоружающего удара.
С учётом всех факторов конце 1970-х было выдано задание на разработку перспективной ракеты, значительно превосходящей существующие МБР по точности, возможностям прорыва системы ПРО, количеству и мощности боеголовок.
Программа создания такой ракеты получила наименование Missiele experiment (МХ). При этом новая ракета должна была стать весьма компактной и помещаться в ШПУ, построенные для МБР «Минитмен». Также планировалось создать мобильные грунтовый и железнодорожный комплексы.
Еще одним важным нововведением, заложенным в концепцию МХ, стала технология «холодного» старта. «Горячий» старт предполагал запуск двигателя первой ступени непосредственно в шахте, в результате чего внутренние элементы ШПУ повреждались, и быстрая перезарядка МБР была невозможна.
Окончательная сборка и общее проектирование осуществлялись компанией Martin Marietta. В производстве отдельных элементов ракеты МХ были задействованы компании Boeing, Aerojet, Thiokol, Hercules, Rockwell и Northrop.
Длина трёхступенчатой ракеты в сборе составляла 21,61 м. Диаметр – 2,34 м. Стартовый вес – 88,44 т. Дальность стрельбы – 9 600 км.
Ракета несла десятизарядную головную часть с боевыми блоками Mk.21 и зарядами W87 мощностью 300 кт. Такие боеголовки имели КВО 100–120 м.
Благодаря индивидуальному наведению, боеголовки одной ракеты могли поражать цели, расположенные друг от друга на расстояние до 100 км. Помимо боевых блоков, имелись средства прорыва ПРО. Внешняя поверхность корпуса ракеты имела специальное покрытие, предназначенное для защиты её от повреждения пылью и грунтом, поднятых ядерным взрывом.
Платформа с боеголовками Mk.21
Первый пуск МХ из шахты «Минитмена» состоялся в августе 1985 года, а в 1986 году ракету приняли на вооружение под обозначением LGM-118A Peacekeeper. Первые четыре «Миротворца» были поставлены на боевое дежурство в апреле 1986 года на позициях 400-й ракетной эскадрильи на авиабазе Уоррен в штате Вайоминг.
Старт МБР LGM-118A из ШПУ
С самого начала предусматривались различные варианты размещения МБР LGM-118A. По причине чрезмерных габаритов и массы, грунтовый комплекс сочли нежизнеспособным.
Согласно плану, принятому в начале 1983 года, предполагалось развернуть в шахтах 100 ракет. К 1992 году должны были быть введены в строй еще 50 подвижных железнодорожных пусковых установок (25 поездов по две ракеты на каждом).
Однако в дальнейшем от строительства БЖРК отказались, а количество ракет, развёрнутых в ШПУ, ограничили 50 единицами. Выпуск МБР LGM-118A завершился к 1998 году. Всего было построено 114 ракет.
Служба МБР «Пискипер» оказалась недолгой.
Последние ракеты сняли с дежурства в сентябре 2005 года. Их ликвидировали в связи подписанием договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. После окончания холодной войны БРПЛ «Трайдент-2», размещённые на подводных ракетоносцах, признали лучшей альтернативой.
После вывода из эксплуатации МБР LGM-118A Peacekeeper компания Orbital Sciences Corporation использовала маршевые ступени ракет для создания ракет-носителей Minotaur IV.
Структура ракетных частей стратегического назначения ВВС США
В настоящее время в составе Глобального ударного командования ВВС США имеется 20-я воздушная армия (штаб на авиабазе Уоррен), включающая в себя 90-е стратегическое ракетное крыло (319-я, 320-я и 321-я ракетные эскадрильи), 91-е стратегическое ракетное крыло (740-я, 741-я и 742-я ракетные эскадрильи), 341-е стратегическое ракетное крыло (10-я, 12-я и 490-я ракетные эскадрильи).
В состав 20-й воздушной армии так же входят 576-я летно-испытательная эскадрилья, 582-я вертолетная группа, 377-е базовое авиакрыло и 620-я учебная ракетная эскадрилья.
Ракетные эскадрильи 90-го стратегического крыла (штаб на авиабазе Уоррен, шт. Вайоминг), 91-го стратегического крыла (штаб на авиабазе Майнот, шт. Северная Дакота), 341-го стратегического крыла (штаб на авиабазе Мальстрем, шт. Монтана) являются подразделениями, несущими боевое дежурство, на вооружении которых стоят МБР шахтного базирования LGM-30G Minuteman III.
На базе космических сил Ванденберг в Калифорнии действует 576-я летно-испытательная эскадрилья, которая в настоящее время в основном занимается обеспечением контрольно-испытательных пусков ракет «Минитмен-3».
Спутниковый снимок Goоglе Earth: шахтная пусковая установка в северо-западной части авиабазы Ванденберг
В окрестностях авиабазы Ванденберг имеется несколько действующих шахтных пусковых установок, пригодных для размещения МБР. Однако в настоящее время эти шахты используются только для испытаний. После каждого старта ракеты несколько месяцев уходит на восстановление ШПУ.
Спутниковый снимок Goоglе Earth: подготовка к испытательному запуску на одной из ШПУ. Снимок сделан в 2019 году
Вдоль побережья до сих пор сохранилось до двух десятков старых ракетных шахт. Но испытательные запуски МБР «Минитмен-3» производятся лишь из четырёх, расположенных в северо-западной части базы.
Испытательный пуск МБР «Минитмен-3»
585-я вертолётная группа (штаб на авиабазе Уоррен) эксплуатирует вертолёты UH-1N Twin Huey. В 2021 году «Хьюи» начали заменять вертолётами MH-139A Grey Wolf.
Вертолёт UH-1N с бойцами группы быстрого реагирования на авиабазе Уоррен
Отдельные эскадрильи 585-й вертолётной группы, базирующиеся в районах развёртывания МБР, предназначены для поддержания деятельности ракетных эскадрилий и оперативной переброски подразделений быстрого реагирования в случае возникновения кризисных ситуаций.
В составе 377-го базового авиакрыла (штаб на авиабазе Киртланд, шт. Нью-Мексико) имеются подразделения, обеспечивающие охрану, снабжение, техническое и медицинское обслуживание ракетных частей, несущих боевое дежурство.
Численность и состояние наземной компоненты американских стратегических ядерных сил
В ряде российских СМИ активно продвигается мысль, что наземная составляющая американских СЯС давно «сгнила», а «ржавые» и «малочисленные» баллистические ракеты шахтного базирования «Минитмен-3» не представляют для нас особой угрозы.
Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Шахтная пусковая установка МБР «Минитмен-3» в штате Монтана
Согласно сведениям, опубликованным в открытых источниках, на территориях американских штатов Вайоминг, Колорадо, Монтана, Северная Дакота и Небраска в настоящее время развернуто до 400 МБР шахтного базирования LGM-30G Minuteman III.
Схема размещения американских МБР и пунктов управления стартовыми звеньями
Ракетные шахты разнесены друг от друга на 8–14 км, что исключает поражение взрывом одной ядерной боеголовки. Удаление ШПУ от поста управления составляет от 8 до 24 км.
Схема расположения стартовых звеньев 10-й ракетной эскадрильи 341-го ракетного крыла
Полторы сотни МБР и 15 пунктов управления, принадлежащие 341-му ракетному крылу, разбросаны вокруг авиабазы Малстрем в штате Монтана.
Спутниковый снимок Goоglе Earth: пункт управления стартового звена «В» из состава 10-й ракетной эскадрильи 341-го ракетного крыла в штате Монтана
Центры управления стартовых звеньев связаны с вышестоящими штабами и ШПУ кабельными линиями связи, по радио и через спутниковые каналы. Также предусмотрена передача сигналов боевого управления с борта самолётов «Судного дня» E-4B и E-6B.
Спутниковый снимок Goоglе Earth: ШПУ МБР LGM-30G Minuteman III 10-й ракетной эскадрильи из состава 341-го ракетного крыла
Пусковые установки 90-го ракетного крыла размещены в штатах Небраска (72 шахты), Колорадо (44 шахты) и Вайоминг (34 шахты).
Спутниковый снимок Goоglе Earth: ШПУ МБР LGM-30G Minuteman III 319-й ракетной эскадрильи из состава 90-го ракетного крыла, в штате Вайоминг
В западной части штата Северная Дакота рассредоточены 150 шахт и 15 центров управления трёх эскадрилий 91-го ракетного крыла.
Спутниковый снимок Goоglе Earth: пункт управления стартового звена «М» из состава 742-й ракетной эскадрильи 91-го ракетного крыла
Хотя три стратегических ракетных крыла 20-й воздушной армии обслуживают 450 ШПУ, реально боевое дежурство осуществляют не более 400 межконтинентальных баллистических ракет.
Все они оснащены только одним боевым блоком Mk.12А с боеголовкой W78 мощностью 350 кт или боевым блоком Mk.21 с боеголовкой W87 (демонтированы с ракет LGM-118А Peacekeeper) мощностью 300 кт.
Первоначально МБР «Минитмен-3» могла нести три боевых блока индивидуального наведения, но к 2006 году американцы в одностороннем порядке на всех ракетах шахтного базирования сократили количество боеголовок до одной.
Так как боеголовки W78 не соответствуют современным требованиям безопасности, а также находятся в завершающей стадии своего жизненного цикла, следует ожидать вывода из эксплуатации боевых блоков Mk.12А.
Впрочем, в ядерных хранилищах всё ещё имеется приблизительно две сотни более свежих боеголовок W87, и в случае необходимости на ракеты могут быть поставлены они.
Ракета LGM-30G Minuteman III поступила на вооружение в 1970 году, а серийное производство завершилось в 1978 году. Таким образом, возраст самой свежей американской МБР, несущей боевое дежурство, уже более 40 лет.
На основании этого «патриотично» настроенные российские граждане заявляют о «недееспособности» американских баллистических ракет шахтного базирования.
Также очень своеобразно рассматривают боевую ценность имеющихся «Минитменов» некоторые американские эксперты, специализирующиеся в области стратегических ядерных вооружений.
Ряд американских специалистов считает, что основным назначением четырёх сотен шахт МБР «Mинитмен-3», разбросанных по Монтане, Небраске, Колорадо, Вайомингу и Северной Дакоте, является «впитывание» вражеских боеголовок.
С учётом того, что атомные подводные лодки с ракетами «Трайдент-2», находящиеся на боевом дежурстве, практически неуязвимы для одновременного внезапного нападения, потенциальный агрессор с большой долей вероятности постарается вывести из строя стационарные ШПУ, координаты которых известны.
Уничтожение более уязвимых центров управления стартовыми звеньями не даст результата, а лишь отсрочит ответный удар. На этот случай предусмотрены резервные варианты. В частности, команды управления могут транслировать самолёты Е-4В и E-6B.
Для нейтрализации 400 ШПУ, инфраструктуры управления пусками, ракетных баз и арсеналов, по самым скромным оценкам, потребуется не менее 600 боевых блоков. То есть основная задача старых «Минитменов» может состоять в том, чтобы отвлекать на себя вражеские боеголовки, которые потенциально могут быть использованы против других важных объектов.
Отсюда прозвище межконтинентальных баллистических ракет – «ядерная губка» Америки.
В период с 1998 по 2009 год все ракеты LGM-30G, несущие в настоящее время боевое дежурство, прошли через мероприятия по продлению эксплуатационного ресурса, что должно обеспечить их службу до 2030 года.
Только на замену твёрдого топлива в трёх ступенях было потрачено $543 млн. Также был заменён ряд критически важных компонентов и обновлена аппаратура управления.
В рамках программы REACT (Rapid Execution And Combat Targeting) проводились работы по улучшению характеристик системы управления и дистанционного контроля.
Пункты управления стартовыми звеньями и пусковые комплексы получили современную аппаратуру связи и отображения информации. Это позволило улучшить прохождение боевых команд, сократить время перенацеливания ракет.
Для подтверждения надёжности имеющихся МБР «Минитмен-3» и тестирования элементов системы ПРО с авиабазы Вандерберг регулярно осуществляются ракетные пуски.
Не все испытания оказываются удачными.
Иногда аппаратура связи оказывается не в состоянии принять и обработать сигналы боевого управления, транслируемые с борта самолёта Е-6В. В этом случае старт на некоторое время откладывается, и ракету запускают по команде наземного КП.
Так, в ходе испытаний, проводимых 576-й летно-испытательной ракетной эскадрильей в 2020–2021 гг., из пяти пусков один – был признан неудачным, один – перенесён по причине «неблагоприятных условий», а ещё один – отменён компьютером в ходе предстартовой подготовки.
Исходя из обнародованной в США статистики контрольно-испытательных пусков, у нас делаются заявления о неспособности «ржавых» МБР «Минитмен-3» выполнить боевую задачу.
Однако следует понимать, что для отстрела на полигоне используются самые старые ракеты, взятые с хранения и переоборудованные специалистами 576-й летно-испытательной эскадрильи.
Согласно экспертным оценкам, в случае необходимости Глобальное ударное командование ВВС США сможет запустить в течение получаса не менее 70 % процентов имеющихся МБР. Ещё примерно 20 % ракет, при условии, что их позиции не будут уничтожены, стартуют в ближайшие 24 часа.
Конечно, сколько-то ракет откажет в полёте, и часть боевых блоков может быть перехвачена системами противоракетной обороны. Но даже в этом случае к целям прорвётся более двух сотен боеголовок мощностью не менее 300 кт.
При воздушном подрыве термоядерного заряда с таким энерговыделением, в радиусе до 1,5 км от эпицентра будут полностью уничтожены городские постройки. В радиусе 3 км будет происходить обрушение жилых домов. На расстоянии до 6 км люди, застигнутые взрывом на открытой местности, получат ожоги 3-й степени. На дистанции 8 км от точки взрыва будут выбиты окна.
Ядерным взрывом мощностью 300 кт может быть полностью уничтожена центральная часть такого города-миллионника, как Воронеж. При этом около 200 тыс. человек погибнут или получат тяжелые ранения.
Россия понесёт очень тяжелые потери в случае внезапного удара по мегаполисам. В шестнадцати городах-миллионниках проживает не менее 34,5 млн человек – почти каждый четвертый россиянин.
То есть, утверждать то, что американские МБР не представляют для нас опасности, могут только очень наивные граждане или люди с неадекватной психикой.
Планы обновления американских МБР шахтного базирования
В 2019 году командование ВВС США решило не продлевать срок службы «Минитмен-3» и сконцентрировать усилия на создании новой ракеты.
С 2020 года в США компанией Northrop Grumman ведётся разработка МБР нового поколения GBSD (Ground Based Strategic Deterrent). Сумма контракта на НИОКР и испытания составляет $13,3 млрд.
Предварительно запланировано развернуть первые МБР нового поколения в 2029 году. Планируется закупить 659 ракет, 400 из которых будут развернуты в существующих ШПУ, а остальные – предназначены для тестовых запусков и резерва.
Ракеты GBSD смогут нести как моноблочные, так и разделяющиеся головные части. В качестве боевых блоков предполагается использовать модифицированные Mk.21 с обновлёнными зарядами W87-1.
Источник: topwar.ru