В рамках данной темы мы рассмотрим возможность противостояния России и Японии в акватории Тихого океана в районе Курильских островов.
На данные размышления, признаюсь, натолкнул комментарий одного из читателей, в котором говорилось о том, что зря «Адмирала Лазарева» не стали восстанавливать. Было бы два крейсера, можно было бы «погибнуть с честью», а так вообще без шансов выходит.
Да, состояние Тихоокеанского флота беспокоит многих настоящих патриотов, и не беспочвенно. Действительно, с союзниками у нас не очень, а вот противник более чем сильный и достойный.
Прошедшие не так давно совместные российско-китайские учения – это совершенно не повод считать, что «в случае чего» китайские корабли встанут рядом с российскими в районе Курильской гряды. Совершенно не стоит так думать. У Китая свои интересы в регионе, и Курилы туда не входят.
По крайней мере, именно так стоит думать по поводу совместных боевых действий, пока у нас с КНР не будет заключен всеобъемлющий договор о союзничестве. Защищать за свой счет чужие интересы – это не совсем согласуется с курсом Компартии Китая.
Станут ли вообще подписывать такой договор китайцы – это вопрос отдельного обсуждения. Нас же интересует тот факт, что вряд ли Китай примет участие в разрешении территориальных споров России и Японии силовым путем, пусть и в рамках конвенций. То есть – без применения ядерного оружия.
Соответственно, столкновение двух флотов при поддержке береговых структур – это будет происходить в лучшем случае в формате «один на один». Больше у нас союзников нет, и возможно, союзник Японии в этот конфликт не полезет.
Итак, российский Тихоокеанский флот и часть японских морских сил самообороны. Если подумать, то скорее всего, 1-я и 3-я эскортные флотилии, базирующиеся в Майдзуро и Йокосуке. Опорной базой, без сомнения, будет база Оминато, где в обычное время базируется один дивизион эсминцев (3 шт.) и два дивизиона фрегатов (4-6 шт.). Но естественно, одна из старейших военно-морских баз Японии способна принять и обеспечить большее количество кораблей.
Итак, что сможет выставить Япония.
Две эскортных флотилии плюс одна флотилия подводных лодок. Это будет следующий список:
— 2 эсминца-вертолетоносца либо (в зависимости от времени) 1 легкий авианосец и 1 эсминец-вертолетоносец;
— 4 эсминца УРО;
— 12 эсминцев;
— 4 фрегата;
— 8-10 подводных лодок.
Тральщики, десантные корабли, десантные катера опускаем.
Тихоокеанский флот России
— 1 тяжелый крейсер «Адмирал Нахимов»;
— 1 ракетный крейсер «Варяг»;
— 1 эсминец «Быстрый»;
— 4 фрегата/БПК проекта 1155;
— 3-5 атомных (торпедных и ПЛАРК) и 8 дизельных подводных лодок.
Применение корветов и различных катеров на таком удалении от баз представляется проблематичным, но к этому вопросу мы вернемся в самом конце.
Итак, что мы наблюдаем? Мы наблюдаем то, что справедливо заметил наш читатель: с таким составом корабельной группировки можно, пожалуй, с достоинством погибнуть. У Японии надводных кораблей больше, и корабли новые. О подводных лодках мы поговорим отдельно.
Надводные корабли. Оперировать, конечно, проще японцам. От их базы до Курил около 600 км. Наши корабли базируются намного дальше, расстояние вдвое больше. Но варианты есть. И, собственно, не факт, что наше противостояние закончится Цусимой или Порт-Артуром. Но здесь нужно смотреть на цифры.
Для начала рассмотрим атакующие возможности группировок.
У нас вся надежда на то, что после модернизации «Адмирал Нахимов» станет реальным пугалом для противников. Конечно, у корабля есть минусы в виде отрицательной маскировки. Громадина будет заметна для всех и в целом крейсер представляет собой просто прекрасную мишень. Ни о какой незаметности речи не идет, но мишень эта весьма зубастая.
80 установок УКСК 3С14 вне зависимости от того, чем их зарядят, «Калибр», «Циркон» или «Оникс» - это 80 ракет, которые пойдут к целям.
«Варяг». К сожалению, все, что может предложить «Варяг» - это залп из 16 противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан». Ракеты старые, советской разработки, но все-таки представляют собой весьма грозное оружие. Сверхзвуковая скорость и боеголовка из 500 кг взрывчатки – это серьезно.
Эсминец «Быстрый» со своими П-270 «Москит» и три из четырех БПК проекта 1155 не представляют опасности для противника, поскольку не могут причинить надводным кораблям значительного урона.
Единственный модернизированный корабль проекта 1155, «Маршал Шапошников» имеет в своем распоряжении 16 пусковых ячеек для ракет «Калибр» или «Циркон» и 8 ячеек для ПКР «Уран».
Итого:
— 96 ракет нового поколения типа «Калибр» или «Циркон»;
— 16 ПКР П-1000 «Вулкан»;
— 8 ПКР «Уран».
Причем, «Уран» можно сбросить со счетов. Дозвуковая ракета сегодня практически неактуальна, так как перехват ее не вызывает больших проблем. Плюс рассчитана ракета Х-35 на поражение кораблей водоизмещением до 5 000 тонн.
Так что – 112 ракет.
Теперь японская сторона.
Вертолетоносцы опустим. У них есть пусковые ячейки Mark.41, но появление в них ПКР маловероятно. Эти ракеты все-таки надо наводить, а радарным постам на авианесущем корабле есть чем заняться.
Эсминцы типа «Атаго». 8 ракет «Тип 90» на каждом. Это японский аналог «Гарпуна», с японской электроникой. То же самое стоит на вооружении эсминцев типа «Конго», «Акидзуки», «Асахо» и так далее.
То есть, японская сторона будет иметь в своем распоряжении 128 противокорабельных ракет. Да, эти ракеты сложно сравнивать с российскими новыми изделиями, но и «Гарпун» - вполне приличное изделие. По крайней мере, на счету этой ракеты не один потопленный корабль.
В принципе, можно сказать, что в плане численности, стороны равны. У японцев ракет больше, но российские ракеты мощнее. 225-235 кг БЧ у «Гарпуна» и 400-450 у «Калибра» - разница есть. 500 кг у «Вулкана» - тем более.
То есть, у огромного монстра проекта 1144 есть все шансы выдержать попадание «Гарпуна» и не одного. А вот сможет ли «Атаго» с его 7 500 тоннами водоизмещения мало шансов пережить попадание «Вулкана» или «Калибра». Это будет весьма неприятно.
Теперь оценим вторую сторону, то есть, защиту. Ракеты комплексов ПВО вполне способны кроме самолетов и вертолетов перехватывать и противокорабельные ракеты. И это весьма важная составляющая каждого морского сражения в будущем, ибо морской бой не будет похож на сражения Второй Мировой войны, когда корабли обменивались артиллерийскими залпами на протяжении длительного времени.
Современный бой подобен поединку фехтовальщиков: атака, защита, контратака. Залп всех ракетных установок, попытка отразить ракеты противника – и все. Кто преуспел – тот выиграл. Шансов перезарядит ПУ не будет ни у кого. Да и не все могут это сделать вне баз.
Российская сторона.
«Адмирал Нахимов» будет иметь 12 х 8 ракет комплекса «Форт-М». 96 ракет дальнего радиуса действия. Вместо «Кортиков» будет установлен «Панцирь-СМ». 6 установок по 8 ракет и 32 в запасе. То есть, к залпу готовы 48 и 192 ракеты в запасе.
«Варяг» может выпустить за раз 64 ракеты из ПУ «Форт».
«Быстрый» может дать залп 48 ракетам ЗРК «Ураган». Это морской аналог «Бук-1М». Не самый лучший комплекс, но и плохим не назвать.
БПК проекта 1144 имеют в своем распоряжении ЗРК «Кинжал» с 64 ракетами на каждом корабле.
Итого:
— 160 ракет дальнего радиуса действия;
— 48 ракет среднего радиуса действия;
— 304 ракеты ближнего радиуса действия.
Итого 512 ракет в залпе.
Плюс 138 стволов зенитной артиллерии калибром 30-мм.
Японская сторона
Японские эсминцы в зависимости от класса имеют от 32 до 90 пусковых ячеек. Понятно, что не все ячейки будут заряжены зенитными ракетами, для подводных лодок тоже надо что-то оставить, но даже если взять среднюю цифру в 32 ракеты, то получится 512 ракет типа SM-2. Сверхзвуковая (3М) и с дальностью полета в 160 км, это очень серьезная ракета.
И около 40 стволов зенитной артиллерии калибром 20-мм.
Паритет? Пожалуй.
Теперь перейдем к подводным лодкам. Сразу стоит сказать, что атомные субмарины России уместно использовать в качестве перехватчиков в открытом море. Возле островов они не очень уютно будут себя ощущать. Все-таки мелководье — это удел более мелких ДЭПЛ.
Преимущество в противолодочных возможностях сразу стоит отдать японской стороне. Больше гидроакустических станций, больше противолодочных торпед, и больше противолодочных самолетов.
Правда, ПЛУР RUR-5 ASROC, которую используют японские ВМС, несколько уступает российской ПЛУР «Водопад». Обе системы не новы, хотя достаточно эффективны. Вопрос только в том, насколько японские корабли могут преуспеть в поиске российских подводных лодок и наоборот. Так как количественно японских кораблей больше, то и сделать это им будет проще.
Не стоит забывать еще о том, что японская группировка сильнее оснащена противолодочными вертолетами, так как в ее составе будут корабли, несущие вертолеты. Самолет, вертолет и корабль с ГАС – лучший способ, чтобы осложнить жизнь экипажу подводной лодки.
Главная проблема российской стороны – это то, что основная ударная мощь представлена одним кораблем. Сейчас его вообще нет в строю флота и сам по себе ТОФ не смотрится соединением, способным оказать серьезное сопротивление японскому флоту. Прибытие «Адмирала Нахимова» значительно усилит группировку кораблей ТОФа, с этим спорить сложно. И да, эффективность ТОФа возрастет, но…
Но это будет ОДИН корабль, который станет центром ударной группировки. Соответственно, если вывести его из строя, то возможности флота резко упадут. В этом плане, конечно, наличие второго такого корабля («Лазарева») смотрелось бы предпочтительнее.
Однако, проблема уязвимости оставалась бы по-прежнему. Большие корабли все равно будут оставаться большими мишенями и именно по ним будет вестись целенаправленный массовый пуск ракет противником.
Возможно ли одному «Адмиралу Нахимову» отбиться от массированного залпа 12 или 16 эсминцев японского флота? Выдержит ли (да, он весьма прочный) корпус крейсера попадания ракет, которые просочатся через систему ПВО?
И как можно не допустить такого?
Естественно, нужно больше боеспособных кораблей. Кроме того, раз речь идет о Курилах, на островах просто необходимо создать базу для размещения ракетных кораблей в дополнение к имеющимся противокорабельным береговым комплексам.
Кстати, «Рубежи» и «Редуты» на Курилах (Итуруп и Симушир) непременно нужно заменить на что-то новое, «Бал» или «Бастион».
Но для отражения возможной десантной операции на островах просто необходима база для малых ракетных катеров, которые смогут оказать поддержку кораблям из Владивостока либо принять на себя первый удар.
Все вышесказанное говорит о том, что в современной обстановке усиление группировки кораблей на Тихом океане просто необходимо. Не для нападений или проецирования силы на интересующие нас районы, а для сохранения паритета, который был нарушен Японией в обход собственной Конституции и всех запретов, которые были наложены на Японию союзниками.
Сегодня группировка кораблей Тихоокеанского флота практически не в состоянии оказать должного сопротивления даже части флота Японии. Равновесие в регионе нарушено, причем государством, которое не имеет права этого делать. И в интересах России сделать все, чтобы паритет был восстановлен, причем, это сделать нужно без оглядки на другие государства. Особенно не стоит ждать помощи от Китая, на который сегодня обращают взгляды многие.
Сила России не в союзниках, а в собственных возможностях. Об этом стоит помнить и тратить деньги на то, что необходимо, а не на прожекты, от которых стране не горячо, ни холодно.
«Адмирал Нахимов» и «Варяг» возможно НЕ проиграют «Атаго» и «Конго». Но победить в этом противостоянии будет очень и очень непросто.
Источник: topwar.ru