Истребители F-15 старой модификации «C» и актуальной "E
"
Военно-воздушные силы США принимают меры по обновлению своего авиационного парка. Регулярно и ритмично осуществляются поставки новых самолетов и вертолетов, а параллельно идут под списание старые боевые единицы. В новом 2022 ф.г. ВВС планируют вывести из эксплуатации более 160 устаревших самолетов разных типов, благодаря чему высвободятся средства для актуальных проектов.
Общие проблемы
Согласно свежему справочнику World Air Forces 2022 от журнала Flight Global, в составе ВВС США имеется более 5 тыс. самолетов множества моделей – это боевые машины тактической и стратегической авиации, разведчики, заправщики, транспортники и т.д. Несмотря на регулярные закупки новой техники, средний возраст строевых самолетов приближается к 30 годам, а у некоторых типов этот параметр уже перевалил за полвека.
Моральное и физическое устаревание техники имеет несколько негативных последствий. Прежде всего, это несоответствие тактико-технических характеристик актуальным требованиям. Устаревшие самолеты уже не могут эффективно решать боевые задачи, а встреча с современными образцами вероятного противника представляет для них особую опасность.
F-16C — заслуженный, но устаревший истребитель
Кроме того, эксплуатация старой техники связана с организационными сложностями и повышенными расходами. Ввиду выработки ресурса самолеты требуют больше обслуживания и чаще нуждаются в ремонте. При этом складские резервы запчастей подходят к концу, а их восполнение не всегда возможно. Наконец, некоторые из строевых самолетов уже в ближайшие годы полностью выработают свой ресурс.
С проблемой устаревания борются несколькими способами. При возможности, осуществляется ремонт и модернизация самолетов. Другие машины, восстановление которых нецелесообразно, попросту списываются и уходят на хранение или на утилизацию. На их место поступает новая техника, а сэкономленные деньги перенаправляются на другие цели.
В связи с непрерывностью процессов устаревания, ВВС ежегодно составляют планы по списанию определенного количества самолетов и вертолетов. Такой план включается в проект военного бюджета, а затем утверждается Конгрессом. Ранее были опубликованы предварительные планы на новый 2022 ф.г., а теперь стало известно решение законодателей.
Штурмовики A-10 продолжат службу в прежних количествах
По предложению ВВС
Проект бюджета ВВС на следующий год был опубликован в конце мая. Для финансирования этого рода войск Пентагон запрашивал 156 млрд долл. При этом авторы проекта нашли возможность сэкономить 1,37 миллиарда за счет списания 201 ед. самолетов и беспилотных летательных аппаратов.
Наибольшее сокращение, согласно проекту, должно было затронуть парк истребителей F-15C/D и F-16C/D – 48 и 47 ед. соответственно. За счет отказа от тяжелых истребителей можно было сэкономить 249 млн долл. за год, а на легких планировали сохранить всего 30,9 миллиона. Отмечалось, что вывод из эксплуатации старых модификаций F-15 и F-16 является только делом времени. Так, в 2023-27 гг. истребители F-15C/D должны выработать ресурс планера, после чего их эксплуатация будет невозможной.
Для сохранения 343,9 млн долл. предложили списать 42 штурмовика A-10C. Предпосылкой к этому вновь стал возраст техники – более 35 лет. Восстановление и модернизация не во всех случаях возможны. Кроме того, ВВС считает нынешний парк штурмовиков избыточным для актуальных задач.
Старый заправщик KC-135 передает топливо современному истребителю F-22A
Почти 287 миллионов планировалось сэкономить за счет отказа от 18 танкеров KC-135 и 14 ед. KC-10. Флот транспортных самолетов следовало сократить на 8 ед. C-130H с экономией 83 млн долл. Еще 106,5 миллионов можно было сохранить за счет четырех самолетов боевого управления E-8 JSATRS.
К настоящему времени в категорию морально и физически устаревшей техники попали разведывательно-ударные БПЛА ранних моделей. Так, ВВС хотят списать 20 изделий RQ-4A Block 30. Их эксплуатация потребовала бы 273 млн долл.
Все прочие образцы пилотируемой и беспилотной техники не подпадают в планы по сокращению. Их эксплуатация продолжится в рабочем порядке. По мере необходимости, они будут проходить ремонты и модернизацию, вплоть до выработки ресурса. Впрочем, очевидно, что некоторое количество самолетов, «спасенных» в 2022 ф.г., попадет под сокращение уже в следующем финансовом году.
Решение Конгресса
За прошедшие месяцы проект бюджета ВВС прошел все инстанции и претерпел заметные изменения. Один из пунктов проекта после споров исключили, а несколько других изменили. Дополнительные предложения, затрагивающие технику иных типов, не вносились. В результате планы на новый год предусматривают списание только 164 самолетов, что даст экономию более 1 млрд долл.
Танкеры KC-10 одной из эскадрилий
Планы по сокращению истребителей, самолетов управления и беспилотников остались прежними. Конгрессмены согласились с нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации морально и физически устаревшей техники.
Предложение о списании штурмовиков A-10C вновь стало причиной споров. Эти самолеты отличаются особыми функциями и возможностями, а также не имеют прямой замены. В связи с этим они пользуются поддержкой «в верхах», и Конгресс вновь не одобрил их снятие с вооружения. 42 самолета останутся в строю, а в бюджете ВВС придется предусмотреть 344 миллиона на их эксплуатацию.
Планы по списанию транспортных самолетов C-130H изменили, а также увязали с закупками новой техники. Под списание пойдут не 8, а 13 машин. При этом в бюджет добавили приобретение пяти дополнительных бортов. Таким образом, общая численность самолетов сократится в соответствии с запросом ВВС, но состояние и средний возраст парка улучшатся.
Также утвердили предложение о списании самолетов-заправщиков KC-135 и KC-10 в количестве 18 и 14 ед. соответственно. Вместе с этим одобрили дальнейшее сокращение парка KC-10 – такое разрешение будет использовано в будущем, по мере необходимости.
Несмотря на все проблемы и трудности, бомбардировщики B-1B в следующем году списывать не будут
Более миллиарда долларов, сэкономленные на списываемой технике, перенаправят на приобретение необходимых изделий нового производства. С их помощью увеличат бюджет на закупку новых самолетов и разнообразного вооружения. Впрочем, рост закупок в количественном и ценовом отношении не предвидится. В 2022 ф.г. ВВС получат меньше техники, чем за предыдущий период.
Проблемы роста
Крупнейший в мире парк авиационной техники дает военно-воздушным силам США широчайшие оперативные и боевые возможности. Одновременно с этим ВВС получают ряд специфических проблем, и одна из главных связана с непрерывным устареванием самолетов, вертолетов и БПЛА. Ежегодно десятки и сотни самолетов вырабатывают назначенный ресурс или, как минимум, теряют требуемые боевые качества.
В связи с этим Пентагону приходится строить планы не только по закупке новых самолетов, но и по массовому списанию непригодной к эксплуатации техники. Очередные годовые планы такого рода прошли все инстанции и включены в общий военный бюджет, который вскоре отправится на подпись к президенту.
Согласно опубликованным данным, в новом финансовом году будет куплено более 90 самолетов и вертолетов современных типов и модификаций. Одновременно с этим из эксплуатации выведут 160 летательных аппаратов. По результатам таких процессов общая численность авиационного парка ВВС сократится на несколько десятков боевых и вспомогательных единиц. Однако потери в количестве, как ожидается, будут компенсированы ростом характеристик и сокращением среднего возраста техники.
Источник: topwar.ru