С недавнего времени опытный образец перспективного самоходного артиллерийского орудия 2С42 «Лотос» проходит различные испытания. Очередной этап проверок должен завершиться в этом году, после чего начнется подготовка к будущим государственным испытаниям. По их результатам самоходка должна будет получить рекомендации к принятию на вооружение и серийному производству.
Ход испытаний
Летом 2019 г. ЦНИИ Точмаш и «Ростех» впервые представили первый опытный образец САО «Лотос». Вскоре он должен был выйти на заводские испытания, в ходе которых должен был подтвердить отсутствие серьезных недостатков и соответствие расчетным характеристикам. При необходимости, машина должна была пройти те или иные доработки, направленные на исправление выявленных недостатков.
Первые этапы проверок заняли больше года, и приемо-сдаточные испытания «Лотоса» завершились только в ноябре 2020 г. В ходе этих мероприятий самоходка прошла 400 км и выполнила 14 выстрелов. Она показала и подтвердила соответствие прототипа рабочей документации, необходимый уровень характеристик и общую готовность к следующему этапу испытаний.
В декабре 2020 г. пресс-служба «Ростеха» раскрыла планы по проекту 2С42 на ближайшее будущее. Сообщалось, что после заводских и приемо-сдаточных испытаний опытный образец передан на предварительные. На этом этапе машине предстояло в полной мере показать свои возможности, функции и характеристики. Планировалось проверить ходовые и боевые качества, возможности десантирования и т.д. В целом программа предварительных испытаний включала ок. 80 пунктов.
Были раскрыты некоторые подробности будущих испытаний. «Лотосу» предстояло пройти по различным трассам 600 км. Половину этой дистанции должны были составить грунтовые дороги, 30% отводилось булыжным и щебенчатым, а ок. 60 км приходилось на бездорожье. Программа предварительных огневых испытаний предусматривала 300 выстрелов. С их помощью планировали определить минимальную и максимальную дистанцию стрельбы, точность, реальную скорострельность и т.д.
Планы на будущее
Предварительные испытания опытного «Лотоса» стартовали в конце 2020 г. и заняли весь 2021 г. Как теперь выясняется, они продолжатся и в этом году. При этом, согласно последним новостям, в ближайшее время текущий этап проверок будет завершен и даст возможность продолжать работы и начинать новые испытания.
3 февраля ТАСС, ссылаясь на пресс-службу «Ростеха», сообщило, что предварительные испытания изделия 2С42 будут завершены в 2022 г. Более точная дата не называлась. По итогам этих мероприятий министерство обороны определит даты проведения последующих государственных испытаний.
Подробности уже проведенных испытаний не уточняются. Неизвестно, какую часть трасс прошел опытный образец, сколько выстрелов сделал, проводилось ли тестовое десантирование и т.д. При этом последние новости показывают, что предварительные испытания успешно продвигаются вперед, и оставшаяся их часть уже не займет много времени.
Государственные испытания «Лотоса» могут начаться в этом или в следующем году. Как долго они продлятся, пока не известно. При этом понятно, что все оставшиеся работы по новой самоходке, даже в самом худшем случае, займут не более пары лет. Соответственно, уже в 2023-25 гг. изделие 2С42 может поступить на вооружение и пойти в серию.
Воздушно-десантная перспектива
САО 2С42 «Лотос» разрабатывается в интересах воздушно-десантных войск и в перспективе должно заменить имеющиеся у них самоходки линейки 2С9 «Нона-С». При помощи новой машины планируется обновить парк техники, решив проблему его морального и физического устаревания. Также предполагается обеспечить рост технических и боевых характеристик.
«Лотос» представляет собой гусеничную машину с противопульным и противоосколочным бронированием, оснащенную полноповоротной башней с универсальным 120-мм орудием. Боевая масса такого образца достигает 18 т, экипаж включает четырех человек.
Самоходка построена на доработанном серийном шасси БМД-4М. Оно имеет противопульную и противоосколочную защиту, а также достаточные внутренние объемы. Использован двигатель мощностью 450 л.с. и управляемая подвеска, за счет чего обеспечена высокая подвижность на суше и на воде, а также возможность парашютного десантирования.
Поворотная башня САО вмещает 120-мм артиллерийскую систему типа «орудие-выстрел». Она может выполнять задачи пушки, гаубицы и миномета – в зависимости от углов наводки и применяемого боеприпаса. Заявлена высокая степень автоматизации боевого отделения. При помощи различных приборов решается ряд основных задач, от поиска цели и наведения орудия до перезарядки.
По известным данным, «Лотос» имеет скорострельность до 6-8 выстр./мн. Максимальная дальность стрельбы, в зависимости от типа выстрела и режима огня, – до 12-13 км.
Необходимые проверки
Заводские и предварительные испытания опытного САО «Лотос» продолжаются около двух лет, но уже подходят к своему завершению. Этот факт указывает на то, что разработчики проекта сумели выявить и исправить все имевшиеся недочеты и проблемы конструкции. По результатам такой доводки самоходка должна соответствовать требованиям заказчика и расчетным характеристикам – и может выходить на заводские испытания, подтверждающие это.
Можно предполагать, что отработка шасси для «Лотоса» не была связана с серьезными проблемами. Оно основано на серийном изделии и имеет минимальные отличия, что сократило возможные технические риски. Впрочем, это не исключило необходимость проверки шасси на готовых агрегатах вместе с новым боевым отделением.
Более сложной могла быть отработка и доводка нового боевого отделения с перспективным вооружением и аппаратурой. Нужно было испытать все агрегаты и изучить их взаимодействие, определить реальные характеристики отделения и т.д. Последние новости показывают, что эти процессы тоже завершаются с определенными успехами. Впрочем, на это все еще требуется некоторое время.
Повод для оптимизма
В ближайшие годы самоходка «Лотос» пройдет все необходимые испытания, поступит на вооружение и пойдет в серию. Точные сроки таких событий пока не названы, но их последствия уже понятны. В целом появление серийных 2С42 положительно повлияет как на артиллерийские подразделения, так и на ВДВ в целом.
«Лотосы» помогут артиллерии ВДВ сохранить необходимую подвижность и мобильность. Одновременно с этим будут сохранены основные огневые возможности нынешней «Ноны-С», но ключевые характеристики заметно вырастут. При этом перспективная САО не будет единственным новым образцом техники для десанта. Создаются и проходят испытания еще несколько боевых машин разных классов.
В ближайшие годы все они пройдут доводку, поступят на вооружение и серьезно повлияют на боеспособность воздушно-десантных войск. Заметное место в таких процессах занимает нынешний проект 2С42 «Лотос». Согласно последним сообщениям, он уже продвинулся достаточно далеко и показывает, что развитие ВДВ идет по оптимистичному сценарию.
Источник: topwar.ru