В предыдущей статье Зачем России авианосец мы рассмотрели задачи гипотетического российского авианосца. Давайте теперь посмотрим, а какие вообще авианосцы бороздят в наше время моря и океаны.
США
Ведущей мировой авианосной державой, без сомнения, являются США – атомные суперавианосцы класса Nimitz («Нимитц») водоизмещением свыше 100 000 тонн и идущие им на смену ещё более «супер» – авианосцы класса Gerald R. Ford («Джеральд Р. Форд»), не имеют прямых конкурентов в других странах мира.
И таких монстров у США аж одиннадцать штук. Каждый из суперавианосцев несёт авиагруппу порядка 100 самолётов и вертолётов, включая самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Самым большим недостатком этих кораблей является их цена – если авианосцы класса Nimitz стоили порядка 5 млрд долларов, то стоимость их «наследников» – авианосцев класса Gerald R. Ford, составляет уже порядка 10 млрд долларов (а по некоторым данным, и все 14 млрд долларов), что крайне дорого даже для США, и даже с учётом инфляции.
Взлёт самолётов с суперавианосцев осуществляется с помощью паровых/электромагнитных катапульт, максимальная скорость их хода свыше 30 узлов.
Авианосец «Джеральд Р. Форд». Фото wikipedia.org
Авианосец класса «Нимиц». Фото wikipedia.org
Характерно, что, помимо десятка суперавианосцев, США обладают ещё и десятком универсальных десантных кораблей (УДК) класса Wasp («Уосп») и America («Америка»). Фактически эти УДК могут выполнять роль полноценных авианосцев, при условии, что на них будут базироваться самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) F-35B.
На УДК класса America может размещаться 22 СВВП F-35B. Стоимость УДК класса America составляет порядка 2,5 млрд долларов. Также на УДК класса Wasp и America могут базироваться вертолёты и конвертопланы. Максимальная скорость УДК типа America составляет свыше 22 узлов.
УДК America (LHA-6). Фото wikipedia.org
Необходимо отметить, что в США активно развивается такое направление авиастроения, как конвертопланы. Потенциально конвертопланы могут выполнять не только транспортные функции, но и решать задачи самолётов/вертолётов ДРЛО, топливозаправщиков и т. д.
Китай
За США следует КНР – пока ещё больше на бумаге, но можно не сомневаться, что с высокой вероятностью поставленных целей Китай добьётся.
В настоящий момент фактически у Китая один авианосец «Ляонин» водоизмещением порядка 70 тысяч тонн, выполненный на базе недостроенного тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5. Его авиагруппа составляет до 40 самолётов и вертолётов.
В дополнение к нему возводится второй корабль модернизированного проекта – «Шаньдун», полностью построенный в Китае. Взлёт самолётов с авианосцев «Ляонин» и «Шаньдун» осуществляется с помощью трамплина.
Не исключено, что серия авианосцев этого типа будет продолжена, особенно в случае, если возникнут проблемы с перспективным проектом атомного авианосца.
Китайские авианосцы «Ляонин» (слева) и «Шаньдун» (справа). Фото wikipedia.org
Сведения по перспективному китайскому атомному авианосцу пока разнятся.
По одним данным, это будет реинкарнация советского проекта атомного тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск».
По другим сведениям – новейший китайский суперавианосец будет сравним по тактико-техническим характеристикам с американскими авианосцами типа «Джеральд Р. Форд».
Истина, скорее всего, примерно посередине – сделать аналог «Джеральда Р. Форда» КНР пока явно не под силу, но скомпоновать что-то среднее из советского проекта и «найденных» американских технологий – для Китая вполне реально.
Можно предположить, что авиагруппа перспективного китайского атомного авианосца составит порядка 70 летательных аппаратов. Взлёт самолётов будет осуществляться с помощью катапульты.
Для атомного авианосца разрабатывается самолёт ДРЛО.
Максимальная скорость китайских авианосцев составляет свыше 30 узлов.
Возможный облик перспективного китайского атомного авианосца
Великобритания и страны Евросоюза
Вслед за Китаем следуют Великобритания и Франция.
Собственно, и британский, и французский авианосцы технологически превосходят существующие китайские, но эта ситуация с высокой вероятностью изменится в ближайшее время. Даже если КНР столкнётся с трудностями при строительстве атомного авианосца, их кораблестроительная промышленность вполне способна тиражировать «Ляонин»/«Шаньдун» серией в дюжину единиц, а то и более.
Французский атомный авианосец «Шарль де Голль» стоимостью 3,3 млрд долларов полным водоизмещением 42 000 тонн несёт авиагруппу в 40 летательных аппаратов, включая истребители поколения 4+ «Рафаль» и самолёты ДРЛО. Взлёт самолётов осуществляется с помощью паровых катапульт, выполненных по американской лицензии.
Максимальная скорость авианосца «Шарль де Голль» составляет 27 узлов. Французский авианосец в процессе эксплуатации постоянно сталкивался с проблемами, которые в сочетании с высокой стоимостью привели к тому, что строительство второго корабля этого проекта было отменено.
Атомный авианосец «Шарль де Голль». Фото wikipedia.org
Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» новее и крупнее французского – их полное водоизмещение составляет 76 000 тонн.
При этом силовая установка «Куин Элизабет» не атомная, а газотурбинная, позволяющая развивать максимальную скорость в 25 узлов, а авиагруппа также составляет 40 летательных аппаратов. Но из-за трамплинного взлёта самолёты ДРЛО на «Куин Элизабет» базироваться не могут – впрочем, британцы заменили их достаточно продвинутыми вертолётами ДРЛО Leonardo AW101 Merlin HM.2.
Отличительной особенностью авианосцев типа «Куин Элизабет» является то, что основу их авиагруппы составляют СВВП F-35B. Формально, по лётно-техническим характеристикам, «Рафаль» превосходит СВВП F-35B, однако неясно, какие ограничения накладывает на «Рафаль» катапультный старт с авианосца.
При этом нет сомнений, что характеристики бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) у F-35B гораздо выше, чем у истребителей «Рафаль», равно как и параметры малозаметности.
Авианосец «Куин Элизабет». Фото wikipedia.org
В 2010 году предполагалось, что первый авианосец «Куин Элизабет» с трамплином будет использоваться как вертолётоносец, а затем будет продан. А второй корабль этой серии будет строиться по усовершенствованному проекту с катапультами для применения палубных истребителей F-35C.
Окончательно неясно, что повлияло на позицию Великобритании – отказ США продавать палубные истребители F-35C или то, что F-35B оказался не так уж и плох, но в конечном итоге Великобритания закупила СВВП F-35B, и второй авианосец типа «Куин Элизабет» – «Принс оф Уэльс» также выполнен в варианте с трамплином вместо катапульт.
Стоимость авианосца «Куин Элизабет» составляет порядка 3,2 млрд фунтов стерлингов или примерно 4,3 млрд долларов США.
У Италии есть один лёгкий авианосец «Кавур» (Cavour) полным водоизмещением 35 000 тонн, способный нести до 20 летательных аппаратов.
Это уже не совсем авианосец – он может перевозить десант в количестве 415 человек, до 100 колёсных боевых машин или 24 танка. Максимальная скорость – 30 узлов. Авианосец «Кавур» станет третьим неамериканским кораблём – носителем СВВП F-35B.
Лёгкий авианосец «Кавур». Фото wikipedia.org
Помимо авианосца, военно-морские силы (ВМС) Италии строят десантный вертолётоносец «Триест» (Trieste) водоизмещением 33 000 тонн и максимальной скоростью до 25 узлов.
Если «Кавур» – это лёгкий авианосец с десантными возможностями, то «Триест» – это десантный корабль с функциями авианосца: на нём должны базироваться до 10 СВВП F-35B. Помимо этого, на «Триесте» будут базироваться 10 вертолётов AgustaWestland AW101. Стоимость вертолётоносца «Триест» составляет порядка 1,1 млрд евро.
Десантный вертолётоносец «Триест»
Испания обладает одним авианосцем/универсальным десантным кораблём «Хуан Карлос I» (Juan Carlos I) водоизмещением порядка 27 000 тонн, максимальной скоростью 21 узел и авиагруппой до 30 самолётов и вертолётов.
На авианосце/УДК «Хуан Карлос I» в том числе могут базироваться СВВП F-35B, тяжёлые вертолёты CH-47 Chinook и конвертопланы V-22 Osprey.
Помимо авиагруппы, на авианосце/УДК могут размещаться 1 200 человек десанта и 6 000 тонн боевой техники. Стоимость авианосца/УДК «Хуан Карлос I» составляет всего 360 миллионов евро.
Универсальный десантный корабль-авианосец «Хуан Карлос I» ВМС Испании. Фото wikipedia.org
Япония
У Японии нет авианосцев. И вертолётоносцев нет. И вооружённых сил вообще нет.
Но у Морских сил самообороны Японии есть эскортные корабли, а по сути, полноценные вертолётоносцы класса «Идзумо» полным водоизмещением 27 000 тонн и скоростью хода в 30 узлов, способные нести до 28 летательных аппаратов. На базе одного из вертолётоносцев «Идзумо» Морские силы самообороны Японии планируют создать авианосец, несущий американские СВВП F-35B.
Авианосец «Идзумо» будет отличаться от вертолётоносца «Идзумо», предположительно, в основном нанесением на палубу жаропрочного покрытия. Таким образом, японцы относительно легко могут модернизировать в авианосец и второй вертолётоносец.
Кроме того, скорее всего, авианосец «Идзумо» сохранит десантный потенциал, в том числе возможность перевозки 500 человек десанта.
Стоимость постройки вертолетоносца «Идзумо» составляет 1,5 млрд долларов США.
Вертолётоносец-авианосец «Идзумо». Фото wikipedia.org
Кроме того, у Морских сил самообороны Японии есть ещё два вертолётоносца типа «Хюга» полным водоизмещением 18 000 тонн, скоростью хода до 30 узлов, и авиагруппой, включающей 11 вертолётов.
Вертолётоносцы класса «Хюга». Фото wikipedia.org
Индия
У Индии есть один лёгкий авианосец «Викрамадитья», построенный в России на базе авианесущего крейсера проекта 1143 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» путём глубокой модернизации. Его полное водоизмещение 45 500 тонн, максимальная скорость 32 узла, авиагруппа до 30 летательных аппаратов. На «Викрамадитье» базируются истребители МиГ-29К, осуществляющие взлёт с помощью трамплина.
Лёгкий авианосец «Викрамадитья». Фото wikipedia.org
Также ВМС Индии строят лёгкий авианосец Vikrant, стандартным водоизмещением 37 500 тонн, предполагаемой авиагруппой 14 летательных аппаратов.
Лёгкий авианосец Vikrant. Фото wikipedia.org
Россия
Есть ли авианосец у России?
Формально да, но на текущий момент, фактически его нет.
Череда неуспешных походов, аварий и иных инцидентов, а также затянувшийся ремонт привели к тому, что фактически тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» скорее обуза для российского военно-морского флота (ВМФ), чем реальная боевая единица. Целесообразность его нахождения в составе российского ВМФ оправдывает лишь вопрос престижа и необходимость сохранения определённых компетенций.
ТАВКР 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – гордость и позор российского флота. Фото wikipedia.org
В настоящий момент в России строятся универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов», но на текущий момент это именно УДК, поскольку посадить самолёт горизонтального взлёта и посадки на них невозможно, а СВВП у России уже/пока нет.
Модель УДК проекта 23900. Фото wikipedia.org
Южная Корея
В ближайшей перспективе вступить в «авиносный клуб» планирует Южная Корея, которая разрабатывает проект лёгкого авианосца CVX. Характерно, что на нём также планируется размещать СВВП F-35B – вопреки мнению противников такого типа самолётов, количество стран, использующих или планирующих использовать СВВП, только возрастает.
Авианосец разрабатывают две конкурирующие группы – компании Hyundai Heavy Industries в партнёрстве с британской Babcock International и Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering в партнёрстве с итальянской Fincantieri.
Проект авианосца от Hyundai Heavy Industries имеет длину 270 метров, ширину 60 метров, полное водоизмещение 45 000–50 000 тонн и сможет вмещать до 24 истребителей F-35B. Проект Daewoo Shipbuilding имеет длину 263 метра и ширину 46,6 метра, полное водоизмещение 45 000 тонн и максимальную скорость хода 27 узлов. Корабль сможет нести 28 СВВП F-35B.
Макет лёгкого авианосца CVX компании Hyundai Heavy Industries
Помимо этого, Южная Корея рассматривает возможность размещения СВВП F-35B на вертолётоносцах типа Dokdo полным водоизмещение 18 000 тонн.
Вертолётоносец типа Dokdo. Фото wikipedia.org
Выводы
Это далеко не полный перечень кораблей, потенциально способных выполнять функции авианосца, и стран, ими обладающих, тем не менее он позволяет понять, какие типы авианосцев максимально востребованы в мире в настоящее время.
Единственным обладателем «суперавианосцев» в настоящее время являются США, причём даже для них эта ноша становится непосильной – живучесть авианосных ударных группировок (АУГ) при столкновении с равным противником всё больше ставится под сомнение, при этом для решения экспедиционных задач и выполнения конвойных операций вполне достаточно авианосцев меньшей размерности. Поэтому дискуссии об уменьшении количества «суперавианосцев» в пользу строительства авианосцев меньшей размерности поднимаются даже в США.
Варианты авианосцев различного водоизмещения для ВМС США
Китай хочет получить флот, «как у взрослых», поэтому он активно развивает авианосную тематику, стремясь получить корабли, сравнимые по характеристикам с лучшими американскими «суперавианосцами».
Что из этого получится – пока неясно. Всё-таки достроить бывший советский ТАВКР и скопировать/модернизировать его конструкцию – это одно, а создать атомный авианосец с паровыми/электромагнитными катапультами – это совсем другое.
Так или иначе, кораблестроительные возможности КНР даже без строительства «суперавианосцев» позволяют «нашпиговать» китайский флот близнецами «Ляонина» и «Шаньдуна», которые не так уж и плохи, и задавить ВМС США количеством.
К слову сказать, на единственном неамериканском атомном авианосце «Шарль де Голль» установлены паровые катапульты, изготовленные по американской лицензии, а сам «Шарль де Голль» служит неиссякаемым источником проблем для французского флота.
Те же британцы и вовсе отказались от катапульт в пользу СВВП и трамплина, несмотря на близкие отношения с США и внушительные габариты своих авианосцев.
Об остальных и говорить не приходится – трамплин и СВВП или трамплин и «классические» самолёты горизонтального взлёта и посадки.
Может ли Россия построить суперавиносец?
Наверное, сможет.
Один или даже два. Сделав это национальным приоритетом, задачей первостепенной важности, с колоссальным напряжением промышленности и экономики.
Но нужны ли нам такие жертвы?
Однозначно нет.
Если не рассматривать авианосец как инструмент прямого противостояния ВМС США, то суперавианосцы нам не требуются. А прямое противостояние ВМС США мы не можем себе позволить по экономическим причинам.
Существует огромное количество задач первостепенной важности, на которые необходимо тратить ресурсы – развитие производства отечественной микроэлектроники, в том числе пригодной для применения в космических аппаратах, литографических машин для производства электронных компонентов, квантовых компьютеров, мощных твердотельных лазеров, создание многоразовых ракет-носителей и двигателей для них, газотурбинных двигателей для кораблей и самолётов, высокоэкономичных двигателей для БПЛА, перспективных источников энергии и устройств для её хранения.
Тратить огромные ресурсы на столь же огромную плавучую мишень нет никакого смысла.
С другой стороны, Россия вполне может себе позволить лёгкие авианосцы – это гораздо проще: и технически, и экономически. И задачи для них найдутся. Об их возможном облике, преимуществах и недостатках, поговорим в следующий раз.
Источник: topwar.ru