Безэкипажное судно Ranger USV на первом этапе испытаний
На протяжении нескольких последних лет ВМС США и их подрядчики занимались экспериментальной программой Ghost Fleet Overlord. В рамках этого проекта были проведены разнообразные исследования и эксперименты в области безэкипажных надводных судов. К настоящему времени все задачи программы успешно выполнены, что позволяет свернуть ее и перейти к новым перспективным проектам.
Призрачный флот
ВМС США проявляют большой интерес к безэкипажным судам военного назначения. О запуске очередной исследовательской программы в этой сфере объявили в сентябре 2017 г. Она получила название Overlord («Повелитель») или Ghost Fleet Overlord («Призрачный флот Overlord»). Целью этой программы, разделенной на два этапа и рассчитанной на несколько лет, являлась проверка многообещающей концепции.
В ходе Ghost Fleet Overlord предлагалось проверить возможность перестройки «обычного» судна в автономный безэкипажный комплекс. Он должен был самостоятельно передвигаться по заданному маршруту или вести патрулирование, а также нести и применять полезную нагрузку разных видов. Требуемая автономность – 90 суток.
Координатором исследований было назначено Управление стратегических возможностей Пентагона. К разработке и строительству экспериментальных судов планировалось привлечь коммерческие организации с опытом работы в сфере судостроения и автономных технологий. Любопытно, что полный список участников программы до сих пор не раскрыт.
«Рейнджер» в море
Работы по GFO разделили на два этапа. В ходе первого планировалось провести разработку автономного комплекса управления со всеми необходимыми средствами. Затем от подрядчиков требовалось изготовить два опытовых автономных судна и провести предварительные испытания. На первый этап отводилось два года.
На втором этапе суда должны были пройти полномасштабные испытания в условиях, приближенных к реальной эксплуатации. Планировалась проверка целевых нагрузок всех предполагаемых типов, включая вооружение. Также следовало проверить взаимодействие автономных судов с другими кораблями. Завершить второй этап собирались не позднее 2021 г.
Суда в море
Первый этап программы GFO был успешно реализован в установленные сроки. При этом работы выполнялись с соблюдением необходимой секретности, и большая часть сведений не публиковалась. Подробности работ были опубликованы только в октябре 2019 г. – накануне старта второго этапа.
Тогда ВМС сообщили, что в ходе первого этапа участники проекта успешно разработали два варианта безэкипажного судна и изготовили опытные образцы под названиями Ranger USV и Nomad USV. Базой для них стали коммерческие «суда быстрого снабжения» неназванного типа. Они прошли некоторую доработку и получили принципиально новые средства управления и прочую аппаратуру. При этом для проведения испытаний сохранили штатные рубки с рабочими местами экипажа. Также предусмотрели возможность дистанционного управления.
Оба экспериментальных судна. На заднем плане — Nomad USV
В рамках первого этапа программы «Рейнджер» и «Номад» прошли ходовые испытания. Были подтверждены общие характеристики и надежность старых и новых систем. Проверялась способность новой автоматики полноценно управлять судном с соблюдением всех правил и с учетом текущих условий. Проводились различные переходы по разным маршрутам, в т.ч. на большие расстояния и в сложных условиях.
В общей сложности два судна наработали в автономном режиме более 600 часов. На судах постоянно присутствовали испытатели, однако их помощь практически не требовалась. Автоматика показала себя с лучшей стороны и подтвердила расчетные характеристики.
Второй этап
Уже осенью 2019 г. началась подготовка ко второму этапу испытаний. Планировались новые, более сложные ходовые испытания в открытом море и на протяженных маршрутах. Также суда должны были показать себя в качестве носителей средств разведки, специальной радиотехнической аппаратуры и даже вооружения.
Как и ранее, подготовка и первые испытания прошли в атмосфере секретности, и ВМС не спешили оглашать их результаты. Официальные сообщения появились позже и сразу показали, что в проекте получен значительный прогресс разного рода.
Судно Ranger USV в качестве носителя ракетного вооружения, 2021 г.
В октябре 2020 г. судно Ranger USV совершило переход от пункта постоянного базирования на берегу Мексиканского залива в Калифорнию. Маршрут длиной более 4400 морских миль пролегал через Панамский канал. Практически всю эту дистанцию судно преодолело в автоматическом режиме. Исключение составил только Панамский канал, через который пришлось идти в ручном режиме.
В начале июня 2021 г. аналогичное плавание совершил прототип Nomad USV. Несмотря на отличия в составе бортовой аппаратуры, он успешно справился с поставленной задачей и повторил успехи «Рейнджера». Под управлением экипажа вынужденно пришлось пройти всего 2% от всего маршрута.
В начале сентября Пентагон показал боевые испытания судна Ranger USV, превращенного в корабль ударного назначения. На палубе этого прототипа разместили контейнерную пусковую установку на четыре ракеты SM-6 и сопутствующие устройства. Под управлением автоматики корабль вышел в заданный район, провел необходимые процедуры и выполнил пуск ракеты по учебной цели. Это показало, что проект GFO имеет и боевой потенциал.
Финал программы
Несколько дней назад стали известны последние новости программы Ghost Fleet Overlord, а также дальнейшие планы ВМС. Сообщается, что в декабре состоялись очередные демонстрационные испытания, в ходе которых вновь проверялись надежность и автономность судов. Кроме того, в прошлом году проводились совместные маневры кораблей флота и безэкипажных судов с совместным решением учебных задач.
Подготовка к пуску: подъем контейнера с ракетой
В целом все последние испытания завершились успешно. При этом были выявлены некоторые недочеты, которые теперь требуется исправить для дальнейшего развития новых технологий. Вероятно, опытовые суда GFO будут доработаны и усовершенствованы. Однако и в существующем виде они почти полностью соответствуют предъявляемым требованиям, и можно говорить об успехе программы.
Поскольку программа Ghost Fleet Overlord полностью выполнила поставленные задачи, ее теперь собираются закрыть. При этом два судна не останутся без дела. Опытовые «Рейнджер» и «Номад» будут переданы экспериментальной безэкипажной эскадре Surface Warfare Development Squadron.
Флот продолжит работу с ними и будет проводить новые исследования и испытания. С 2023-24 гг. суда планируется привлекать к учениям ВМС на разных ролях. Сейчас рассматривается возможность строительства двух новых судов с аналогичным оснащением.
Итоги программы
Главным результатом GFO стал новый автономный комплекс приборов управления со всеми необходимыми функциями. Вероятно, он не имеет жесткой привязки к конкретной платформе и может применяться с разными носителями. Такой комплекс дает ВМС США новые возможности, которые могут использоваться для решения широкого круга задач.
Старт изделия SM-6
В теории, при помощи универсального комплекса управления можно быстро и просто проводить модернизацию различных судов или катеров, превращая их в безэкипажные комплексы с нужными характеристиками. Это известным образом упрощает и ускоряет строительство «призрачного флота» необходимых размеров со всеми нужными возможностями.
Аппаратура проекта GFO принципиально совместима с различным целевым оборудованием и вооружением. Соответственно, «Повелители» разной комплектации способны вести патрулирование и разведку, а также искать и поражать цели. При этом открываются самые широкие возможности. Так, ракета SM-6, испытанная на «Рейнджере» в прошлом году, может использоваться в качестве зенитной или для ударов по надводным и береговым целям.
Следует отметить, что реальный уровень развития новых технологий и систем неизвестен. Судя по последним новостям, комплекс управления Overlord еще не готов к использованию в реальных проектах техники с прицелом на реальную эксплуатацию. Кроме того, под вопросом строительство безэкипажных комплексов на основе доступных судов. Будет ли Пентагон развивать такие идеи и проекты – большой вопрос.
Судьба наработок по завершенной программе Ghost Fleet Overlord пока не ясна, однако перспективы всего безэкипажного направления очевидны. Оно представляет большой интерес для ВМС США, и потому работы по нему будут продолжаться. И, учитывая события последних лет, можно ожидать, что дальнейшее развитие автономных кораблей судов не обойдется без идей и наработок по «Повелителю».
Источник: topwar.ru