Строительство лайнера в сухом доке шло к завершению.
Гильдия гамбургских грузчиков в целях рекламы на специально изготовленной для этого случая платформе, празднично украшенной лентами и цветами, в сопровождении духового оркестра бесплатно привезла с территории чугунолитейного завода через весь город гигантский якорь для нового лайнера.
Его вес был 26 455 фунтов (12 тонн), а общий вес всех пяти якорей и якорных цепей к ним достигал 484 082 фунта (220 тонн).
На верфи AG Vulcan уже полным ходом шла подготовка к спуску нового лайнера на воду, как прибыло скорбное известие о гибели «Титаника» – жуткой катастрофе, унесшей жизни 1 495 человек.
В скором времени стала известна часть ужасающих подробностей о событиях, произошедших 15 апреля 1912 года. Первичный анализ показал, что на гигантском лайнере имела место явная нехватка спасательных средств, а теми, которые были в наличии, команда и обслуживающий персонал корабля не смогли рационально воспользоваться.
На заседании управления ХАПАГ совместно с конструкторами и представителями верфи было решено значительно увеличить количество спасательных шлюпок и изменить их расположение.
К тому времени, когда «Император» отправится в свой первый рейс, их будет уже 83, что достаточно для 4 248 пассажиров и 1 180 членов экипажа. У каждого пассажирского класса были теперь спасательные шлюпки, которые спускались на воду лебёдками новой конструкции, которая позволяла спустить уже заполненную пассажирами спасательную шлюпку на воду всего за 40–50 секунд.
Особого внимания заслуживает система независимого электроснабжения спускающих устройств для спасательных шлюпок. В случае бедствия ночью места спуска шлюпок и проходы к ним освещались светильниками, снабжающимися электроэнергией от автономных генераторов, независимо от машинного отделения.
Таким образом, даже если машинное отделение будет затоплено водой, все равно будет достаточно электроэнергии, чтобы обеспечить освещение и эвакуацию.
Впервые спасательные шлюпки будут храниться под главной палубой-променадом, в карманах вдоль борта корабля, что сделает их ближе к воде. Конечно, размещение спасательных шлюпок в таком положении означает сокращение пространства, обычно предназначенного для лучших первоклассных апартаментов. Но после того как сами люксы оборудовали, это оказалось почти незаметно.
Фотография с сайта библиотеки Конгресса США. Находится в общественном достоянии
Как только все спасательные шлюпки были бы спущены на воду, в дело вступали дополнительные меры безопасности.
Два спасательных мотобота были оснащены радиостанциями, как тогда говорили – беспроводным телеграфом, и имели двигатели, достаточно мощные, чтобы буксировать все шлюпки.
Были разработаны специальные инструкции и наставления для экипажа и обслуживающего персонала на случай различных аварийных ситуаций.
По специальному плану проводились дополнительные инструктажи и учения. Всё это, помноженное на пресловутый немецкий «ордунг», давало свои результаты. Каждый на корабле знал, что он должен делать в подобных случаях.
О «второй оболочке» в пяти футах от внешней обшивки корпуса «Императора», водонепроницаемых переборках, простирающихся намного выше ватерлинии, и дверях с гидроприводом запоров, перекрывающих отсеки, я уже рассказывал в первой части статьи.
23 мая 1912 года тысячи людей стали собираться на гамбургской верфи уже с раннего утра, чтобы занять удобные места и посмотреть спуск на воду величайшего корабля в мире.
Центральная фигура дня – кайзер Вильгельм II, в чью честь был назван новый лайнер, должен был освятить судно, разбив о его форштевень бутылку вина. Традиционно, при спуске на воду корабли благословляют женщины, но тут было сделано исключение.
К этому событию была построена специальная декоративная конструкция, увенчанная четырёхугольной башенкой. Всё было украшено цветочными гирляндами, металлические вспомогательные конструкции затянуты брезентом.
Устроители мероприятия очень волновались.
Дело в том, что буквально накануне этого события, во время возвращения из поездки по Франции, Фредерик VIII – король Дании, старший сын короля Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской, из династии Глюксбургов, ненадолго остановился в Гамбурге в отеле Hamburger Hof. Прибыв вечером в гостиницу, он инкогнито отправился на прогулку по улице Юнгфернштиг.
По дороге с ним случился обморок, он упал на парковую скамью и скончался. Тело было обнаружено полицией и доставлено в больницу, где врачи констатировали смерть от обширного кровоизлияния в мозг.
Опасались, что по дипломатическому протоколу тех лет будет объявлен траур, и торжественные события могут быть отменены.
Но всё обошлось.
Когда подошло время, торжественный кайзер в роскошном адмиральском мундире поднялся в построенную башенку.
На торжестве не обошлось без конфуза.
С носовой оконечности судна, прямо рядом с кайзером упала какая-то деревянная конструкция, видимо, от лесов.
Но и на этот раз, всё обошлось.
Кайзер разбил бутылку…
…и лайнер заскользил по стапелям в воду.
Обратите внимание на носовой якорь по левому борту. Он ещё на месте.
Дело в том, что в ряде источников упоминается ещё один конфуз, произошедший во время спуска лайнера на воду.
Как только корпус «Императора» был полностью на плаву, сработали тормозные цепи, которые, прежде чем 29 755 тонн стали врезались в противоположный берег, привели его к быстрой остановке. Дабы помочь в этом нелёгком процессе, многотонные якоря левого и правого борта были спущены с носа судна.
К сожалению, в суете, предшествовавшей спуску, всё упустили момент, что необходимо было закрепить конец якорной цепи левого борта. Как и ожидалось, якорь упал в воду, но за ним последовала вся его цепь. К счастью, эта ошибка не привела к трагическим последствиям, и корпус судна был успешно остановлен в воде только за счёт тормозных цепей и правого якоря, хотя сам факт потери якоря смутил участников церемонии.
Кайзер остался очень доволен прошедшим мероприятием.
В сопровождении Баллина и всей своей свиты он спустился вниз и покинул порт.
А левый носовой якорь на самом деле утонул…
Когда лайнер остановился, буксиры подогнали его к достроечному причалу, где будут устанавливаться надстройки, трубы, мачты, спасательные шлюпки и внутренняя отделка.
По случаю спуска на воду нового лайнера было отчеканено 300 памятных медалей размером 2 дюйма с четвертью.
На аверсе изображение «Императора» с датой – 1913 в облаке слева от носовой мачты. Справа вверху надпись: «Turbinen Schnell Dampfer – Imperator». На реверсе – кайзер Вильгельм II.
Примерно через десять месяцев после спуска на воду «Император» покинул причал верфи и направился в плавучий док для продолжения монтажа оборудования, а также очистке и покраске корпуса в его подводной части. Для этого был использован плавучий док V соседней судостроительной верфи Блом & Фосс в Кувердерхафене, грузоподъемностью 46 000 тонн. Его соединили с секцией дока IV и получили грузоподъемность почти 81 000 тонн, что позволило продолжить работы. У верфи AG Vulcan своих таких мощностей не имелось.
«Император» при помощи буксиров передвигается на верфь Блом & Фосс
Интересная особенность: на ряде снимков того времени «Император» изображается с тремя трубами.
До выхода в свет первой версии «Фотошопа» оставалось ещё 75 лет, но и в 1913 году умелые ретушёры свой хлебушек даром не едали.
Словом, к апрелю 1913 года строительство «Императора» было завершено, лайнер готовили к проведению ходовых испытаний. Началась загрузка угольных бункеров.
Сама по себе доставка к верфи 8 500 тонн угля для железных дорог того времени была непростой логистической задачей. Это более 280 товарных вагонов по 30 тонн каждый. В 1913 году железные дороги Германии, вероятно, уже располагали вагонами большей грузоподъёмности, но подъездные пути и разгрузочные площадки верфи ещё не имели возможности их принимать. Содержимое вагонов следовало перегрузить на баржи, доставить к лайнеру и переправить горы груза в угольные бункера, равномерно его там распределив.
К сожалению, не всё шло так, как планировалось.
22 апреля «Император» сел на мель недалеко от Альтоны. Неудивительно. По Эльбе никогда ранее не ходили такие крупные суда. Пришлось дожидаться прилива, после чего несколько буксиров смогли сдвинуть лайнер с места.
25 апреля из-за ошибочных действий кого-то из обслуги произошел пожар, в результате которого восемь членов экипажа получили ожоги.
На следующий день, 26 апреля, «Император» начинает свои официальные ходовые испытания в открытом море. На этот раз обнаруженная неисправность была серьезной: подшипники турбины перегреваются. Ходовые испытания отменили, на борт прибывает инспекционная группа и немедленно проводится гарантийный ремонт.
24 мая начинаются ходовые испытания в открытом море, и тут обнаруживается, что у «Императора» большие проблемы с остойчивостью. Центр тяжести лайнера оказался очень высоко. Малейший угол поворота руля заставлял корабль крениться, и ему требовалось довольно много времени, чтобы снова выровняться…
Тем не менее 11 июня 1913 года «Император» отправляется в свой первый рейс.
9 часов утра. Причал представляет собой скопление взволнованных пассажиров, их семей и друзей, которые приехали их проводить. Пассажиры 1-го класса катят в своих машинах в царственном великолепии и предстают на пристани в своих лучших воскресных нарядах. У них больше сумок, чемоданов и багажа, чем у любых пяти пассажиров третьего класса вместе взятых. Это богатство и класс высокого ранга, но их личное великолепие ничтожно по сравнению с «Императором», высоким монстром из стали, роскоши и скорости.
С последним пассажиром на борту басовитый гудок «Императора» ознаменовал момент славы. Были подняты пять якорей, общий вес, включая их цепи, составил 484 082 фунта (219,5 тонн). Внезапно в трубах загрохотал нарастающий гром пара, и тысячи людей с трепетом посмотрели на них, когда облака белого дыма поднялись к небу. Огромны отверстия труб овальной формы размером 29 футов (9 метров) на 18 футов (5,5 метра). Как и многое в «Императоре», его 69-футовые (21 метр) паровые трубы столь же уникальны, поскольку их три. В компании Hamburg – Amerika Line считают, что три трубы выглядят более эстетично, чем традиционные четыре трубы, используемые в судах олимпийского класса – Lusitania и Mauretania от White Star.
Так сообщала в своём вечернем выпуске одна из немецких газет.
На мостике командор Русер.
Его сопровождают 4 капитана, 3 вторых и 3 третьих помощника капитана.
В экипаж «Императора» входят 26 членов технической группы (среди них 2 инженера, техники-ремонтники, наладчики и пр.), 400 стюардов и горничных, 118 поваров и других работников кухонного персонала.
На случай болезни пассажира на борту имеется аптека и полностью оборудованная больница на шестьдесят две койки с тремя докторами, двумя ассистентами и дипломированной медсестрой.
Всего на борту лайнера 4 981 человек, из них 859 пассажиров первого класса, 647 пассажиров второго класса, 648 пассажиров третьего класса, 1 495 иммигрантов и 1 332 члена экипажа.
«Император» идёт на запад от Куксхафена.
Прежде чем отправиться через Атлантический океан, по пути остановится в Саутгемптоне и Шербуре. Он прибудет в Нью-Йорк 19 июня 1913 года, и у нас есть ещё время, за которое я расскажу ещё кое-что об этом лайнере.
Сохранилось довольно внушительное количество разбросанных по сети рекламных проспектов, буклетов и свидетельств очевидцев, рассказывающих об удобствах путешествия и интерьерах «Императора». Если начать подробно рассказывать обо всём этом великолепии, то придётся готовить ещё одну специальную большую статью. Боюсь упустить что-то интересное, но ограничусь лишь некоторыми иллюстрациями и кратким описанием.
В оснастку лайнера входят две 246-футовые (75 метров) мачты, одна несёт флаг линии Гамбург–Америка, а другая – флаг страны назначения, США. Кроме того, на них размещены антенны от двух радиостанций, содержащих самое мощное беспроводное оборудование того времени, позволяющее отправлять сообщения через Атлантику на материк. Флаг Германии развевался на корме.
Первый класс занимал большую часть длины «Императора», простираясь от мостика до последней дымовой трубы.
Второй класс располагался далее в сторону кормы, третий класс находится и на корме, и в передней части корпуса.
При такой огромной заполняемости просто необходимы были 12 служебных грузовых лифтов для погрузки всего багажа на корабль, поскольку «объем багажа и сопутствующих грузов, перевозимых за один рейс, соответствовал загрузке поезда длиной в 44 вагона». Внутри корабля имелись и четыре пассажирских лифта, которые проходили через пять палуб.
Внутренние помещения лайнера поражали пассажиров своими удобствами и роскошью.
Сейчас мы смотрим с балкона в большой обеденный зал ресторана 1-го класса, расположенный на палубе F.
Этот двухэтажный кулинарный дворец с декоративным куполообразным потолком имеет длину 100 футов (30 м), высоту 24 фута (7,3 м – почти три палубы) и занимает всю ширину лайнера. Столы рассчитаны на двоих, четверых или шестерых и освещены электрическими лампами. Вместимость – 700 человек одновременно.
Питание разнообразно и изобильно.
К примеру, за завтраком подавались фрукты, джемы, мед, мармелад, молочные продукты; множество блюд, приготовленных из яиц, с картофелем, трюфелями и мясом. И всё это «…среди домашней ветчины и сосисок, пирогов с олениной, птицей, селедками маринованными и прочей рыбой, в масле, в грибном соусе и во всяких разных сырах».
Чтобы обслужить такое количество посетителей всех классов, на борту «Императора» имеются восемь кухонь.
Огромная кухня 1-го класса и среднего размера кухня 2-го класса находились на палубе F и были отделены друг от друга двойным лифтом, который использовался для доставки еды в залы. В каждой кухне имеются двусторонние плиты, огромные паровые кастрюли – автоклавы, многочисленные печи, две большие пекарни, вместительные кладовые, платы для подогрева пищи, посудомоечные машины, электрические яйцеварки, а также место для заточки ножей и полировки серебра.
Для подготовки мяса и рыбы имеется разделочная с собственной системой охлаждения. Для хранения продуктов – холодильные помещения общим объёмом 2 830 кубических метров.
Кухонный персонал в ресторане 1-го класса состоит из двух шеф-поваров, 116 поваров, 10 пекарей, 5 мясников и 21 мойщика, а также сотрудников, которые полируют и чистят столовое серебро и стекло. Лифты используются для доставки еды на палубы салона, для обслуживания, где главный стюард имеет 10 стюардов-помощников, которые управляют 271 официантом и 14 стюардессами. На постоянной готовности к вызову находятся еще 62 стюарда. Это означает, что на каждые два посетителя практически приходится один стюард.
Для пассажиров 1-го класса, готовых доплатить за богато приготовленные блюда à la carte, предлагался ресторан Ritz Carlton, расположенный на палубе B.
Гости1-го класса, несомненно, были в восторге от уединенной и богатой обстановки.
Ресторан был чудесно оформлен в светлом и освежающем сочетании красного дерева и ореха, а также с тщательно отполированными мраморными колоннами. Элегантности придавали декоративные изделия из свинцового стекла, куполообразный потолок и скульптурные барельефы, расположенные в панелях под потолком.
Для вашего удовольствия от ужина, мы с гордостью представляем оркестр Императорского ресторана Ритц-Карлтон, чье первое удовольствие каждую ночь – исполнять серенады нашим гостям Первого класса. Обратите внимание на их расписание:
Днём: с 13:00 до 15:00
Вечером: с 19:00 до 23:00 (с коротким перерывом в 21:00)
Ищете самую элегантную приватную столовую на «Императоре»?
Наших дорогих пассажиров Первого класса мы с гордостью приглашаем обедать в приватном обеденном зале Ritz Carlton. Он подходит для небольших званых ужинов, обедов или частных деловых встреч.
Для бронирования, пожалуйста, свяжитесь с нашим персоналом Ritz Carlton или
зарезервируйте через нашего любезного старшего стюарда.
Поскольку Ritz Carlton является одним из самых популярных мест отдыха для пассажиров Первого класса, мы рекомендуем нашим гостям бронировать места заблаговременно. И, как это принято во всех ресторанах Ritz Carlton, алкоголь не будет подаваться без заказа еды. Точно так же, в соответствии со строгой формальностью Ritz, воздержитесь от игр, таких как карты или домино.
Чтобы сделать Ritz Carlton на борту «Императора» действительно первоклассным, Альберт Баллин нанял для управления кухнями Жоржа Огюста Эскофье́ – французского ресторатора, кулинарного писателя, популяризатора традиционной французской и «высокой кухни».
Он был удостоен титула «короля поваров и повара королей». Книга Эскофье «Кулинарный путеводитель» до настоящего времени популярна, как в качестве сборника рецептов, так и в качестве учебника кулинарного искусства.
Парадная лестница – самая богато украшенная из трёх лестниц первого класса. Богато оформленная в стиле Людовика XIV, величественная лестница поднимается от палубы F через променад палубы А.
В верхней части портрет Кайзера работы Адольфа Беренса.
А теперь представьте, как царственно Вы почувствуете себя, когда Вы и ваша дама пройдете через величественные двери общего зала, через вестибюль и вниз по широкой лестнице, минуя других уважаемых гостей и обмениваясь добрыми пожеланиями приятного вечера…
Для прогулки пассажир 1-го класса может выбрать одну из двух больших крытых прогулочных палуб и одну открытую на лодочной палубе.
В хорошую погоду экипаж выдвигает спасательные шлюпки наружу, чтобы освободить место.
Верхние прогулочные палубы с каждой стороны закрыты на две трети своей длины, чтобы защитить пассажиров от сильных ветров Атлантики. Эти палубы имеют высоту 10 футов (3 м) и ширину от 16 (4,8 м) до 23 футов (7 м). Во время прогулки пассажир первого класса может арендовать шезлонг по цене 1 доллар за штуку. На променаде почти нет вентиляционных труб, которые так мешают на других лайнерах приятным прогулкам.
Императорский люкс состоял из двенадцати комнат и веранды.
Эта закрытая частная веранда служила солярием в зимний сезон. Люкс включал в себя две большие спальни с отдельными ванными комнатами, гардеробную для багажа, комнату для завтрака и кладовую, салон и две комнаты для прислуги. Стоимость этого люкса для плавания через Атлантику для двух человек и трех слуг составляла 5 000 долларов (средняя годовая зарплата по США на тот момент – около 500 долларов).
Независимо от того, путешествуете ли Вы в стандартном люксе или в императорском люксе, мы приложили все усилия, чтобы предоставить нашим пассажирам Первого класса все удобства прекрасного отеля. В 121 каюте Первого класса есть собственная ванная и туалет, а в других 20 каютах есть собственный душ и туалет.
Все салоны Первого класса полностью оборудованы электрическими соединениями для освещения, отопления, вентиляции и звонков. Помимо системы парового отопления, в императорских и стандартных люксах имеются электрические обогреватели.
Между каютами и салонами первого класса поддерживается телефонная связь с центрального коммутатора, так что пассажиры в этих зонах могут легко разговаривать или звонить в различные бортовые магазины и службы.
Построенная и оснащенная компанией Bamberger, Leroi & Co. из Франкфурта купальня Pompeian в высоту пронизывает три палубы и имеет 65 футов (20 м) в длину и 41 фут (12,5 м) в ширину. Бассейн имеет длину – 39 футов (11,9 м), ширину – 21 фут (6,5 м) и глубину – 7 футов (2,1 м).
Богатую римскую атмосферу привносят восемнадцать декоративных помпейских колонн, окружающих бассейн, утопленные светильники и мраморные скамьи, которые постоянно обогреваются внутренними медными паровыми трубами. А морская вода в бассейне постоянно поддерживается свежей благодаря декоративным каскадам.
После расслабляющего купания пассажирам предлагается воспользоваться широким ассортиментом удобств. Роскошь и утонченность римским баням придают различные раздевалки и комнаты отдыха. Эти просторные помещения отделаны мрамором и бронзой, имеют удобные диваны-кушетки и настенный декор в помпейских традициях.
А для наших женщин-пассажиров имеется возможность посещать комплекс во время, отведённое только для дам с 10:30 до 12:30 (квалифицированная воспитательница-медсестра всегда присматривает за детьми).
Римская баня дополняется следующими удобствами:
Электрические паровые бани
Турецкие паровые бани
Массажный аппарат
Обученные мануальные терапевты
Массажисты
Мастера маникюра.
Джентльмены из первого класса приглашаются принять участие в расслабляющем вечере джентльменской беседы в мужской комнате для курения, расположенной на палубе А.
Как и многие общественные помещения на борту «Императора», курительная комната оформлена с ярко выраженным европейским колоритом и отражает традиции английского дома эпохи Тюдоров конца XIV века. При обустройстве этого теплого и уютного помещения, которое, как нам нравится думать, «могло быть построено четыре века назад, когда Колумб начал свое первое путешествие через Атлантический океан».
Расположенные под декоративным потолочным окном отдельные столы, рассчитанные на двух, четырех или шесть человек, просторно расставлены, чтобы сохранить атмосферу уединения для наших гостей. А чтобы пробудить дух охоты, курительная комната щедро обставлена традиционными стульями в стиле охотничьего клуба и облицована клиньями из темного мрамора.
Однако определяющей достопримечательностью курительной комнаты должен быть огромный каменный камин эпохи Людовика XVI. Бушующий огонь обеспечивает максимальную расслабляющую послеобеденную атмосферу для джентльменов первого класса. Резной дубовый навес над камином встроен в декоративную кирпичную кладку с крестообразной штриховкой, на которой висят огромные рога лося, слева и справа образцы традиционного оружия и доспехов.
Для дам имеется салон на палубе B прямо под мужской комнатой для курения. Женский салон оформлен в успокаивающей цветовой гамме цвета слоновой кости и темно-красного, что подобает дамам из высшего общества. В этой комнате также есть небольшой камин с большим зеркалом над камином. Сиденья в женском салоне – это дубовые стулья, плюшевые кресла и кушетки, все это дополнено столами, задрапированными тонкими скатертями, и маленькими лампами.
К этому салону примыкала корабельная библиотека из 2 400 книг на немецком, английском и французском языках.
Наша гордость – общий зал для пассажиров 1-го класса, который по вечерам неизменно превращается в бальный.
Модные и традиционные танцы, современная и классическая музыка доставят нашим уважаемым гостям много приятных и незабываемых минут во время путешествия…
И так далее…
Первый рейс прибыл в Нью-Йорк 18 июня 1913 года в Хобокен, штат Нью-Джерси (там в те времена находился пассажирский морской вокзал Нью-Йорка), в 12:50 (в некоторых сообщениях говорится, что в 22:30).
Переход занял 6 дней 5 часов 12 минут.
На самом деле «Император» мог пройти быстрее, но было решено не разгонять его турбины до полной скорости, и в результате лайнер двигался со скоростью от 20,5 до 22 узлов.
«Император» прибыл в Нью-Йорк. Фотография с сайта библиотеки Конгресса США. Находится в общественном достоянии.
Когда «Император» приблизился к гавани с развевающимся на корме немецким флагом, любопытствующие собралась на пирсе, чтобы увидеть, как его называли в прессе, «Колосса Океана».
Буксиры подводят лайнер к причальной стенке. Фотография с сайта библиотеки Конгресса США. Находится в общественном достоянии
Источники:
Atlantic Liners: A Trio of Trios J. Kent Layton, 2005
The Hamburg-American Company's New 50,000-Ton Liner (International Marine Engineering)
Robert D. Ballard, Ken Marschall: Lost Liners – Von der Titanic zur Andrea Doria – Glanz und Untergang der großen Luxusliner. München, 1997
Arnold Kludas: Die deutschen Schnelldampfer. Die Imperatorklasse – Höhepunkt einer Epoche
Эберхард Мертенс: Гиганты Hapag класса Imperator
Статьи «Википедии» и пр.
Все изображения в статье взяты с медийного склада «Википедии», ресурса свободно распространяемых изображений Flikr и тому подобных, если прямо не указано иное.
Цветные фотографии интерьеров лайнера публикуются с любезного разрешения владельца сайта Ultimate Imperator. Он пишет:
Меня зовут Кэмерон. Я взял на себя кропотливую работу по раскрашиванию различных оригинальных черно-белых фотографий в Photoshop... Пожалуйста, обратите внимание, что цвета, использованные на фотографиях, являются моим собственным дизайном и представляют романтический идеал, а не представление реальной обстановки. А так как такая компьютерная работа требует времени, то новые картинки появятся, когда жена перестанет кричать на меня, чтобы я слез с чертового компьютера!
Продолжение следует…
Источник: topwar.ru