Появление этих крейсеров было обусловлено некоторым разочарованием крейсерами типа «Линдер», которые оказались не совсем подходящими на роль лидеров эсминцев, так как не обладали по мнению морского командования должной маневренностью. Плюс высокий силуэт, который сводил на нет возможность скрытного перемещения лидера с эсминцами.
В остальном же «Линдеры» были вполне удачными кораблями.
Вспомнив опыт постройки крейсеров-скаутов времен Первой Мировой войны, было принято решение о разработке на базе «Линдера» крейсеров-разведчиков которые более подходили бы для разведки и лидирования эсминцев.
Рассмотрев несколько проектов, Адмиралтейство склонилось к проекту крейсера, несколько меньших размеров, чем «Линдер», вооруженным шестью орудиями 152-мм в трех башнях и более слабой броней.
Так появился проект легкого крейсера типа «Arethusa». В целом - уменьшенный вариант крейсеров типа «Линдер».
Были заказаны четыре крейсера проекта «Аретьюза». Корабли получили названия «Аретьюза», «Галатея», «Пенелопа» и «Аврора».
Все названия были унаследованными и традиционными в британском флоте. Сам тип крейсеров «Аретьюза» уже был во времена Первой Мировой войны, правда, был несколько более многочислен, чем новый.
Названия «Аретьюза» и «Пенелопа» использовались в британском флоте уже в седьмой раз, «Галатея» в восьмой, а «Аврора» в десятый.
На испытаниях «Аретьюза» показал просто отличную мореходность по сравнению с «Линдером». Корабль был более управляем, не было обычных для британских крейсеров вибраций на полном ходу в кормовой части.
Скорость корабля, превысившая 32 узла, вполне позволяла лидировать эсминцы. Параллельно испытаниям начались дебаты об усилении зенитного вооружения. В итоге было принято решение заменить одноствольные зенитные орудия калибром 102-мм на спаренные установки такого же калибра.
«Аврора» во время постройки претерпела некоторые изменения: крейсер лишился авиационного оборудования и самолета в кормовой части, а на освободившихся площадях были смонтированы помещения, в которых предполагалось разместить штаб флотилии эсминцев.
При постройке этих крейсеров всюду, где только было можно, использовалась электросварка, что значительно облегчило конструкции кораблей. Итоговое водоизмещение оказалось даже ниже проектного, 5 220 тонн вместо 5 550.
Компоновка кораблей получилась схожей с экспортным проектом «Амфион»/«Перт», но «Аретьюза» получился на 15 метров короче.
Размеры крейсеров типа «Аретьюза»:
— длина между перпендикулярами – 146,3 м;
— длина наибольшая – 154,23 м;
— ширина наибольшая – 15,55 м;
— осадка носом – 4,03 м;
— осадка кормой – 4,65 м (при полной нагрузке 5,4 м).
Бронирование
Бронирование крейсеров соответствовало бронированию крейсеров типа «Амфион», но толщина была меньше.
Бронепояс из нецементированной гомогенной стали толщиной 57 мм подкреплялся подкладкой толщиной 12,7 мм из среднеуглеродистой стали. Пояс имел длину 101 метр, по вертикали доходил до верхней палубы, а в районе машинного отделения – до нижней палубы, прикрывая всю энергетическую установку корабля.
На бронепояс опиралась бронепалуба толщиной 25,4 мм, траверсы бронепояса имели толщину 25 мм. Рулевые машины бронировались коробом с толщиной стенки 25 мм.
Зарядные погреба бронировались по бортам броней толщиной 95 мм, с остальных сторон толщина была 51 мм. Погреба со снарядами бронировались листами толщиной 25,4 мм.
Башни главного калибра имели толщину вкруг 25,4 мм. Барбеты бронировались легче, всего 19 мм. Рубка и командные посты защищались листами толщиной от 19 до 25 мм.
В целом, бронирование крейсеров было призвано защитить корабли от снарядов легких орудий и осколков.
Энергетическая установка
Энергетическая установка крейсеров состояла из 4 турбозубчатых агрегатов Парсонса и 4 трёхколлекторных котлов Адмиралтейского типа. Все котлы имели форсированный режим. Котлы и турбины располагались попарно эшелонным образом. В передней части котельного отделения в носу корабля располагался стояночный котел, обеспечивающий турбины паром для выработки электроэнергии во время стоянок.
Каждый ТЗАК развивал мощность в 16 000 л.с. На ходовых испытаниях «Аретьюза» показал скорость 32,62 узла при максимальной мощности машин в 64 470 л.с. и при стандартной загрузке. При максимальной загрузке (в/и 6 060 тонн) скорость упала до 31,8 узла.
Дальность плавания достигала 5 500 миль 15-узловым ходом или 8 200 миль при скорости 12 узлов.
Экипаж и обитаемость
Экипаж крейсеров типа «Аретьюза» по довоенному расписанию состоял из 506 человек. В годы войны по мере установки радиолокационных станций и дополнительного зенитного вооружения, численность экипажей росла. У «Галатеи» экипаж состоял из 619 человек, у «Пенелопы» - 623.
Условия обитания были стандартными для британских кораблей, то есть, особой роскошью не отличались. Из «излишеств» была только принудительная вентиляция жилых помещений экипажа.
Вооружение
Главный калибр
В качестве главного калибра служили все те же классические 152-мм орудия Mk.XXIII в трех двухорудийных башнях Mk.XXI. Башни вращались с помощью гидравлического привода, скорость горизонтального наведения 10 градусов в секунду, вертикального – 7. Стволы можно было наводить в вертикальной плоскости индивидуально. Углы поворота башен были весьма приличными, около 150 градусов.
Орудие было новаторским, именно в нем британцы отказались от классической схемы изготовления ствола наматыванием проволоки и перешли к моноблочной, скрепленной с затвором.
Орудие могло забросить снаряд весом 50,8 кг с начальной скоростью 841 м/с на дальность 23 300 м. Скорострельность составляла до 10 выстрелов в минуту, но так как заряжание было ручным, то в боевых условиях скорострельность падала и напрямую зависела от выучки расчета, то есть, 7-8 выстрелов в минуту.
Снаряды, полубронебойный и фугасный, весили одинаково, что положительно сказывалось при смене типа снаряда в бою. Боекомплект составлял по 200 снарядов на орудие.
Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось с директора, который был оснащен стабилизированным прицелом, дальномером 4,57 м и механическим баллистическим вычислителем.
Вспомогательное/зенитное вооружение
Изначально универсальный калибр крейсеров состоял из четырех орудий Mk.V калибром 102-мм.
Однако в 1936 году на вооружение поступило более современное орудие Mk.XVI и именно спаренными установками этих орудий корабли были перевооружены, причем с «Пенелопой» и «Авророй» это получилось на стадии постройки, два других корабля перевооружили в ходе модернизации 1939 года.
Новое орудие стреляло фугасным снарядом на расстояние 18 км при начальной скорости 811 м/с. Скорострельность 18-20 выстрелов в минуту. В боекомплекте имелся также и полубронебойный снаряд, наличие которого значительно расширило спектр применения орудия.
Были и минусы. Погреба зенитных орудий располагались весьма далеко от самих орудий. Так получилось из-за того, что на «Линдерах» орудия располагались около среза полубака, а на «Аретьюзах» их значительно сместили к носу. Снаряды из погребов приходилось перемешать на тележках по рельсам, проложенным по верхней палубе. Насколько это было удобно во время шторма или на обледеневшей палубе в северных морях – можно только представить.
Зенитное вооружение ближнего радиуса действия состояло из двух четырехствольных установок пулеметов Виккерса калибра 12,7-мм, которые устанавливались в районе первой трубы.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение составляли 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата TR.IV. Боекомплект состоял из 6 торпед в аппаратах и одной запасной торпеды.
Противоминное вооружение
Для защиты от якорных мин на кораблях имелись параваны-охранители. В рамках борьбы с немецкими магнитными минами на всех крейсерах установили систему размагничивания.
Авиационное вооружение
На первых трёх кораблях серии (кроме «Авроры») были оборудованы поворотные катапульты DIL (Deck Mk.I Light) длиной 14 м с пороховым запуском.
Первоначально каждый крейсер должен был иметь один самолет Hawker «Osprey», затем рассматривался вариант увеличения авиагруппы до двух самолетов. Первый самолет должен был размещаться между трубами, второй – на кормовой надстройке.
После испытания такого комплекта на «Аретьюзе» от второго самолета решительно отказались.
Средства обнаружения
Крейсера при постройке получили гидроакустическую станцию поиска подводных лодок ASDIC Type 128 и радиопеленгатор, работавший на средних волнах.
Модернизации
Уже в начале боевой службы (Норвежская кампания и эвакуация из Дюнкерка) стало ясно, что зенитное вооружение откровенно слабое и нуждается в усилении. Но небольшие размеры кораблей просто не позволяли установить дополнительные орудия.
Потому в конце 1940 года со всех крейсеров было демонтировано авиационное оборудование, а с «Авроры» - штабная надстройка в корме. На освободившиеся места установили побортно по две четырехствольные установки 40-мм автоматов «пом-пом» от «Виккерса». Кроме того, на «Аретьюзе» и «авроре» на корме установили 20-ствольные пусковые для неуправляемых ракет, которые, впрочем, не показали своей эффективности и были через короткий срок демонтированы.
В 1941 году «Галатея» получила 20-мм автоматы «Эрликон», которые заменили 12,7-мм пулеметные установки. В 1943 году, во время ремонта в США, «Аретьюза» получил четырехствольные установки «Бофорс» 40-мм.
В начале 1941 года на крейсерах начали монтировать радиолокационное оборудование. Для этого мачты заменили на более подходящие для несения антенн, трехногие конструкции. Войну крейсера закончили (кто закончил), использовав фактически все РЛС, которые производились в Великобритании:
— обнаружения воздушных целей Type 279, 281, 286, 290;
— обнаружения надводных целей Type 272, 273;
— управления огнём главного калибра Type 283, 284;
— управления зенитным огнём Type 282, 285.
«Аретьюза» закончил войну в такой конфигурации вооружения:
— 3 х 2 орудия 152-мм;
— 4 х 2 орудия 102-мм;
— 2 х 4 автомата 40-мм «Бофорс»;
— 4 х 2 и 8 х 1 автоматов «Эрликон» 20-мм;
— 2 х 3 торпедных аппарата 533-мм.
Боевое применение
«Аретьюза»
Боевым крещением для «Аретьюза» стало участие в феврале 1940 года в поисковой операции германского танкера «Альтмарк», который сопровождал тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее». 17 февраля «Аретьюза» и эсминцы обнаружили танкер, но не смогли захватить.
Участие в Норвежской кампании в мае 1940 года закончилось быстро. «Аретьюза» занимался конвойной службой и сопровождением десантных судов.
24 мая крейсер получил повреждения в результате налета немецкой авиации, которая к тому же потопила эсминец «Уэссекс» при попытке обстрела немецких войск у Кале.
Далее крейсер принял непосредственное участие в эвакуации британских войск из Франции. После операции корабль направили на ремонт, при выходе из которого «Аретьюза» столкнулся с торговым судном и снова отправился в ремонт.
После окончания ремонта, который продлился почти год, в середине 1941 года, корабль отправили служить в Средиземное море.
В ноябре 1941 крейсер выполняя задачу по конвоированию транспортов на Мальту, подвергся нападению итальянской авиации. Итальянцы оказались на высоте и всадили торпеду в борт «Аретьюза». Взрыв разорвал борт, проделав пробоину размером 18 х 12 метров и поджег содержимое одной из топливных цистерн.
Потери экипажа составили только погибшими 156 человек, экипаж героически сражался с огнем и водой и победил. Крейсер остался на плаву, был отбуксирован в Александрию и поставлен в док.
Ремонт длился до февраля 1943 года, после чего «Аретьюза» отправили в США для модернизации. В строй крейсер вернулся только в начале 1944 года.
В мае 1944 года «Аретьюза» участвовал в операции по высадке в Нормандии. 24 мая крейсер снова получил повреждения, на этот раз от немецкой магнитной мины в устье Сены. Ремонт продолжался до конца августа 1944 года, после чего Вторая Мировая для крейсера закончилась.
После войны Адмиралтейство решило, что легкие крейсера не имеет смысла модернизировать. «Аретьюза» хотели продать Норвегии, но сделка не состоялась. В 1950 году корабль разобрали на металл в Ньюпорте.
«Галатея»
Первым местом службы корабля стало Средиземное море. Крейсер на протяжении четырех лет был лидером эсминцев, которыми командовал контр-адмирал Каннингэм.
Корабль участвовал в политических акциях типа патрулирования побережья Испании, где шла Гражданская война, причем, вместе с немецким тяжелым крейсером «Дойчланд». Каннингэма сменил контр-адмирал Соммервиль. А третьим, кто держал флаг лидера миноносных сил Средиземноморья на «Галатее», стал контр-адмирал Джон Товей.
Так оказалось, что три адмирала, которые во время войны занимали высшие должности в Королевском флоте, в свое время держали флаг на «Галатее». Понятие «счастливый корабль» в британском флоте не пустой звук.
В 1940 году крейсер охотился на немецкие блокадопрорыватели в Атлантике вместе с авианосцем «Арк Ройял» и линейным крейсером «Ринаун». Было перехвачено шесть судов со стратегическими грузами для Германии.
Далее крейсер в составе отряда кораблей противодействовал немцам в Норвегии. Но немцы высадились раньше, а отряд подвергся массированным атакам Люфтваффе. Немцы потопили эсминец «Гуркх», крейсер повреждений не получил.
Несмотря на высадку немцев в Норвегии, британское командование приняло решение о высадке десанта. «Галатея» в составе отряда кораблей приняла на борт войска и сперва высадили части в Ондальснесе, а затем эвакуировали их оттуда. На этом Норвежская кампания для «Галатеи» закончилась.
С началом разгрома войск во Франции крейсер сопровождал суда, вывозившие в Британию золотой запас Голландии, оказывал поддержку артиллерией под Кале, вывозил британское посольство во Франции на родину.
В начале июля 1940 года «Галатея» была назначена в отряд противодействия высадке немецких войск в Британии. Корабли патрулировали юго-западную часть Северного моря в ожидании немецких кораблей.
6 сентября «Галатея» при выходе на очередное патрулирование подорвался на донной мине. Повреждения оказались не тяжелыми, но ремонт продолжался с октября 1940 по январь 1941 года. Заодно провели единственную модернизацию вооружения.
После ремонта крейсер снова патрулировал проход между Исландией и Фарерскими островами, сопровождал минные заградители на постановки мин.
«Галатея» стал участников погони за «Бисмарком», сопровождая авианосец «Викториез».
После операции против «Бисмарка» крейсер перевели в Средиземное море. Переход в Александрию осуществлялся через мыс Доброй Надежды. По прибытии в Средиземноморье, «Галатея» вместе с крейсером «Наяда» прикрывал порт своими орудиями от угрозы с воздуха.
Крейсер участвовал в походе 23-25 ноября 1941 года, когда немецкая подводная лодка U-331 потопила линкор «Бархэм».
8 декабря 1941 года «Галатея» вместе с крейсерами «Эвриал», «Наяда», и эсминцами «Хотспур» и «Грифон» осуществил набеговую операцию по обстрелу итальянских коммуникаций у Восточной Киренаики.
13 декабря крейсера «Наяда», «Галатея» и «Эвриал» вышли на перехват трех вражеских конвоев из Таранто. Вскоре выяснилось, что конвои прикрывают итальянские линкоры и крейсера были отозваны. На обратном пути, буквально в 30 милях от Александрии, отряд кораблей британского флота нарвался на завесу из немецких подводных лодок.
Около полуночи в ночь с 14 на 15 декабря 1941 г. немецкая субмарина U-557 дала по «Галатее» залп из носовых аппаратов. В крейсер попали три торпеды и корабль затонул менее чем за три минуты. Эсминцы сопровождения спасли 150 человек, но большая часть экипажа, 22 офицера и 447 матросов, включая командира корабля, погибли.
«Пенелопа»
Начало войны крейсер «Пенелопа» встретил на Мальте в составе 3-й эскадры крейсеров Средиземноморского флота Великобритании. В апреле 1940 года был переведен на север и участвовал в Норвежской кампании. Целых четыре дня.
Крейсер прикрывал войска союзников у Нарвика, правда, пропустив немецкие эсминцы, которые в итоге захватили Нарвик. Прикрывал отход остатков 2-й флотилии эсминцев после Первой битвы у Нарвика, получил небольшие повреждения от немецкой авиации. 11 апреля крейсер выскочил на камни и получил повреждения днища. Были затоплены котельные отделения. Крейцсер сняли с камней и отправили в ремонт, который продолжался до июля 1941 года.
Повреждения днища оказались столь серьезными, что «корабль пришлось ниже ватерлинии строить заново». Заодно сняли катапульту, установили радары и усилили ПВО.
Далее крейсер перевели в средиземное море, где он вместе с «Авророй» и эсминцами «Лэнс» и «Лайвли» образовал «Соединение К», которое должно было заниматься нарушением проводок конвоев в Африку немцами и итальянцами.
8-9 ноября 1941 года, в рамках операции «Дуйсбург», «Соединение К» вышло с Мальты на перехват крупного итальянского конвоя (7 судов и 6 эсминцев сопровождения). Прикрывали конвой тяжелые крейсера «Тренто» и «Триест» с еще четырьмя эсминцами.
Несмотря на превосходство итальянцев в кораблях, стволах и калибрах, британцы потопили все семь судов, 5 сухогрузов и 2 танкера. «Пенелопа» записал на свой счет потопленный эсминец «Фульмине». Итальянские корабли не смогли нанести никакого ущерба британским.
24 ноября 1941. Перехвачен конвой из двух немецких транспортов («Прочида» и «Марица»), два прикрывавших суда итальянских эсминца сбежали, не приняв боя. Транспорты были потоплены.
1 декабря 1941. «Соединением К» перехвачены следовавшие в Триполи вспомогательное судно итальянского ВМФ «Адриатика», танкер «Иридио Мантовани» и эсминец «Альвизе да Мосто». Все итальянские корабли были потоплены.
17 декабря 1941. «Первая битва у Сирта». Британцы протащили конвой из Александрии на Мальту, итальянцы провели конвой в Африку. Учитывая, что силы итальянцев состояли из 3 линкоров, 2 тяжелых крейсеров и 10 эсминцев, все могло закончиться более чем печально.
Ночь 18-19 декабря 1941. Соединения «B» (крейсера «Нептун» и «Аякс», эсминцы «Кимберли» и «Кандагар») и «K» вышли на очередной поиск к Триполи. Сперва на неизвестном до того минном поле подорвался на двух минах «Нептун», затем «Аврора», потом мина взорвалась в параване «Пенелопы». Корабли находились в 20 милях от Триполи, в зоне действия вражеской авиации.
«Аврору» потащили на Мальту два эсминца, остальные начали спасательную операцию с «Нептуном». Через два часа «Нептун» сдрейфовал на третью мину, за ним подорвался «Кандагар», а в 4 часа утра «Нептун» подорвался в четвертый раз. Крейсер затонул, с него спасся только один человек.
На этом деятельность Соединения «К закончилась. Из его кораблей боеспособными остались только «Пенелопа» и «Лайвли». Однако, за три месяца два крейсера и два эсминца практически парализовали снабжения корпуса Роммеля в Африке, который получал не более 10% затребованных грузов. Плюс кораблями было уничтожено 11 транспортов и 3 итальянских эсминца.
Дальше охота за итальянскими кораблями прекратилась, британские корабли на Мальте испытывали нехватку топлива и потому участвовали только в проводках своих конвоев. В то же время авиация противника начала усиленно атаковать корабли на Мальте.
«Пенелопа» стал участников Второго боя у Сирта. Конвой был доставлен на Мальту. «Пенелопа» получает повреждения от авиабомбы, которая взорвалась под самым бортом. Далее авиация противника начала попытки добить поврежденный крейсер. За неделю зенитки «Пенелопы» выпустили 6500 снарядов, был практически расстрелян ресурс стволов. Но тем не менее, кое-как залатанный крейсер смог уйти в Гибралтар на нормальный ремонт. Из бортов торчали сотни деревянных пробок, которым временно заделывали мелкие пробоины.
Фото корабля в таком виде принесло «Пенелопе» шутливое прозвище «Перечница».
Из Гибралтара корабль ушел в Нью-Йорк на ремонт, продолжавшийся до конца августа 1942 года.
В 1943-м году, после ремонта, «Пенелопа» возвращается на Средиземное море. Крейсер участвует в обеспечении многочисленных десантных операций союзников, включая высадку на Сицилии (операция «Хаски») и десант в Таранто.
7 октября 1943, во время операции по захвату Додеканезских островов, которая закончилась неудачей, «Пенелопа» с крейсером «Сириус» и эсминцами «Фолкнор» и «Фьюри» перехватил немецкий конвой, направлявшийся к острову Кос. Из состава конвоя были уничтожены противолодочный корабль UJ-2111, транспорт «Олимпос» и шесть десантных барж. Уцелела только одна баржа.
18 февраля 1944 года, в 7.30 утра, возвращавшийся в Неаполь из-под Анцио крейсер был торпедирован немецкой подводной лодкой U-410. Вместе с кораблем погибло 417 человек из 619.
«Пенелопа» стал последним британским крейсером, погибшим во Второй мировой войне. Среди прочих заслуг кораблю принадлежит рекорд по числу сбитых самолетов — 7 из 97, достоверно уничтоженных британскими крейсерами за годы войны.
«Аврора»
Первый боевой поход «Авроры» состоялся 6-10 сентября 1939 года, в составе отряда кораблей, искавших немецкие транспорты и прикрывавшие их немецкие корабли.
25-26 сентября вместе с крейсерами 2-й эскадры оказывал помощь подводной лодке «Спирфиш».
7 октября крейсер выходил в море на перехват группы немецких кораблей в составе линкора «Гнейзенау», крейсера «Кельн» и 9 эсминцев. Перехват не удался, все корабли вернулись в базы.
Вместе с «Эдинбургом» и «Саутхэмптоном» участвовал в перехвате «Шарнхорста» и «Гнейзенау», атаковавших конвой в Северном море и потопивших вспомогательный крейсер «Равалпинди».
Далее было участие в Норвежской кампании.
В апреле 1940 года «Аврора» прикрывала транспорты с войсками, идущими в Норвегию. Немцы опередили британцев и высадились первыми. Британцы повели ответные действия. 24 апреля «Аврора» с линкором «Резолюшн» обстреливала немецкие позиции на берегу Бейс-фьорда, но безуспешно из-за плохой видимости. Затем была высадка десанта в районе Бьерквика.
18 мая «Аврора» получил прямое попадание 250-кг бомбы с немецкого бомбардировщика и бы вынужден уйти на ремонт. Во время ремонта было усилено ПВО за счет установки двух счетверенных установок «пом-пом» и ракетных ПУ на корме.
Дальше была охота на «Бисмарк», в которой «Аврора» прикрывала авианосец «Викториез». После охоты «Аврора» была отправлена в Атлантику, искать и топить немецкие суда снабжения. 3 июня «Аврора» и «Кения» обнаружили и потопили танкер «Бельхен», который заправлял немецкие подводные лодки.
Летом 1941 года «Аврора» с крейсером «Нигерия» и эсминцами «Тартар» и «Пенджаб» был направлен в Арктику. Корабли сходили к Шпицбергену, высадили там норвежского коменданта, сожгли метеостанцию на острове Медвежий.
Второй раз «Аврора» в составе отряда кораблей в сентябре вывез со Шпицбергена советских и норвежских рабочих, британцы сожгли полмиллиона тонн добытого угля, уничтожили шахты и метеостанции.
5 сентября крейсер вместе с «Нигерией» вышел на перехват немецкого конвоя, идущего с пополнением на северный фланг советско-германского фронта. Два крупных транспорта в сопровождении учебно-артиллерийского корабля «Бремзе» и нескольких траулеров.
В результате боя «Бремзе» (4 орудия 127-мм) был потоплен, но немецкий экипаж прикрыл корабли дымовой завесой и транспорты укрылись в фиордах, куда британцы не осмелились войти.
Далее «Аврора» был переведен в Средиземное море и вошел в состав «Соединения К» вместе с крейсером «Пенелопа».
Во время операции «Дуйсбург» «Аврора» шел головным в колонне, и орудия крейсера нанесли повреждения итальянским эсминцам «Грекале», «Эуро» и «Берсальер», артиллерией был потоплен танкер «Минититлан», а торпедами потоплено два транспорта из семи потопленных.
В следующей операции (потопление «Марицы» и «Прочиды») крейсер не отметился, зато т1 декабря именно артиллеристам «Авроры» принадлежит основной вклад в потопление лайнера «Адриатика», а 2 декабря – эсминца «Апвизе да Мосто» и танкера «Иридио Мантовани».
19 декабря 1941 года «Аврора» подорвался на мине. Крен достиг 11 градусов, но был выровнен контрзатоплением. Набор корпуса оказался поврежден на протяжении 40 м, заклинило элеваторы носовых башен, пострадало электрооборудование. Скорость снизилась до 10 узлов. Крейсер дошел до Ла Валетты, где три месяца простоял в доке. После ремонта корабль ушел в Ливерпуль для более основательного ремонта.
В строй корабль вернули только в октябре 1942 года.
«Аврора» принял участие в операции «Торч» по высадке войск во Французской Африке. В октябре 1942 года крейсер действовал против порта Оран. Когда началась высадка, французы потопили два американских корабля с десантом («Уолни» и «Хартлэнд») и попробовали отогнать корабли союзников атакой. «Аврора» вступила в бой с французскими эсминцами «Трамонтан», «Торандо» и «Тифон».
Бой для французов оказался фатальным. «Трамонтан», лишившись мостика, офицеров и половины артиллерии, выбросился на берег. «Торнадо» успел выпустить шесть торпед, но тоже был поврежден снарядами и тоже выбросился на мелководье. В порт после неудачного боя вернулся только «Тифон». Да и то, лишившись одной трубы и орудия.
Спустя некоторое время «Тифон» и лидер «Эпервье» предприняли новую попытку прорыва. «Аврора» и крейсер «Ямайка» плюс эсминцы «Боадицея», «Бриллиант» и «Колл» преградили выход из гавани. «Эпервье» стал третьим французским кораблем, выбросившимся на берег. «Тифон» снова вернулся в порт и там экипаж взорвал его.
В ночь на 2 декабря 1942 года «Аврора вместе с крейсерами «Аргонавт» и «Сириус» с эсминцами «Киферон» и «Квентин» напали на итальянский конвой из четырех транспортов, трех эсминцев и двух миноносцев.
В артиллерийском бою был потоплен эсминец «Фольгоре» (честь досталась «Авроре»), «Николас да Рекко» был поврежден и потерял ход. Его утащил на буксире эсминец «Антонио Пигафетта».
Суда конвоя успели рассредоточиться, пока британцы разбирались с эскортом, но благодаря радарам британские корабли отыскали и потопили все суда конвоя. Немецкий военный транспорт КТ-1, итальянские «Авентино», «Пуччини» и «Аспромонте» пошли на дно вместе с грузами, столь необходимыми в Африке.
На обратном пути немецкая авиация немного «размочила счет», потопив эсминец «Квентин».
Дальше «Аврора» в составе отряда кораблей прикрывал десанты, захватывающие острова в Тунисском проливе. 20 июня крейсер удостоился чести принять на борту монарха Георга VI.
30 октября 1943 года «Аврора» получил тяжелые повреждения от действий немецкой авиации. Ju.87 отловили крейсер в районе острова Кастелоризон и попали 500-кг бомбой позади второй трубы. Левая носовая установка 102-мм была сброшена взрывом за борт, остальные вышли из строя. «Пом-пом» левого борта, торпедный аппарат, три «Эрликона», кормовой радар — все было выведено из строя. Погибли 46 офицеров и матросов.
Однако пожары были потушены и крейсер дошел до Александрии, где его подлатали и отправили в Таранто, на бывшую главную базу итальянского флота. Там произвели ремонт и поставили две спаренные установки «Эрликон» с электроприводом.
Крейсер принял самое непосредственное участие в боевых действиях на островах Эгейского моря, откуда пришлось вышибать немцев и итальянцев. 15 октября корабль участвовал в операции по освобождению Афин. В греческих водах «Аврора» оставался до середины 1946 года.
В начале 1948 года было достигнуто соглашение о продаже «Авроры» Китаю. 19 мая 1948 года в Портсмуте крейсер был передан китайской стороне. Корабль получил имя «Чунцин» и до марта 1949 года служил во флоте Гоминьдана, после чего был затоплен своим экипажем. В 1951 году с помощью советских специалистов был поднят, но карьера военного корабля закончилась и после 1960 года крейсер был разделан на металл.
Что можно сказать в качестве итога? Да только одно: дай бог всем кораблям послужить так, как мотало эти легкие крейсера. Да, они не обладали огромным количеством стволов. Да, они не были удобными. Да, броня оставляла желать быть толще. Вопрос только в том, насколько правильно эти корабли могли применяться экипажами. Судя по результатм, кораблям повезло с теми, кто на них воевал. Отсюда и такие показатели.
Жизнь у этих замечательных богинь удалась именно в том плане, что не стыдно за бесцельно прожитые годы. «Аретьюзы» не были эффектными, но были более чем эффективны. А это важно.
Источник: topwar.ru