Сегодня на рассмотрении легкие крейсера британского флота типа «Даная» или просто «Д». Они стали логичным продолжением крейсеров серии «С», одной из многочисленных в истории британского флота. Крейсера типа «Даная» предназначались прежде всего для операций против кораблей класса эсминец и легче, в условиях небольших акваторий тира Северного или Средиземного морей. Для борьбы с крейсерами-рейдерами, на которые была богата Германия, да еще и на океанских просторах, требовались более мощные корабли.
Так что для решения различных задач в прибрежных водах уже в 1916 году началась разработка легкого крейсера, вооруженного шестью орудиями 152-мм. За основу взяли проект легкого крейсера типа «Каледон», корпус которого удлинили на 8,72 метра. Это позволило комфортно разместить шестое орудие главного калибра.
Новый крейсер отличался от «Каледона» большим (на 430 тонн) водоизмещением, стал шире почти на метр. Но тут случилась Ютландская битва и проект отправили дорабатывать в связи с полученными результатами по итогам этого морского сражения.
Доработке подверглась в первую очередь система бронирования кораблей, естественно, в сторону увеличения толщины брони. Кроме того, были заменены двухтрубные торпедные аппараты на трехтрубные, ширина корабля еще увеличилась, соответственно, выросло водоизмещение, до 5 625 тонн. Правда, расчетная скорость упала до 28,15 узла.
Во второй и третьей серии крейсеров типа «Д» тоже вносились изменения, в результате которых корабли «толстели». Зато была решена проблема заливания носовых орудий изменением носовой оконечности, заменена система управления огнем на более новую. Начиная с четвертого корабля серии, крейсера получили нос «траулерного» типа, что значительно улучшило мореходность и ликвидировало заливание носовых орудий.
Основные проектные размерения по корпусу:
— полная длина по корпусу: 143,6 м
— длина между перпендикулярами: 135,6 м
— наибольшая ширина: 13,9 м
— осадка средняя: 4,3 м.
Бронирование
По всей длине корпуса кораблей вдоль ватерлинии шел бронепояс. Толщина пояса в районе машинных и котельных отделений составляла 76 мм, топливные цистерны и артиллерийские погреба прикрывались листами толщиной 57 мм, в корму толщина брони уменьшалась до 51 мм, в нос – до 38 мм.
Над погребами боезапаса и машинными отделениями сверху располагалась бронепалуба толщиной 25 мм.
Кроме того, артиллерийские погреба имели «коробчатую» систему бронирования, стенки и них погребов имели толщину бронеплит 12,7 мм, а верх бронировался плитами толщиной 25,4 мм.
Орудия главного калибра получили щиты толщиной 25,4 мм.
Энергетическая установка и ходовые качества
Энергетическая установка — двухвальная, паросиловая, состояла из шести паровых котлов «Ярроу», вырабатывавших пар для двух турбозубчатых агрегатов «Браун-Кертисс» или «Парсонс» общей мощностью 40 000 л.с. Турбины через редукторы вращали два гребных винта.
На испытаниях крейсера без проблем разгонялись до 29 узлов. «Даная» на своих испытаниях при водоизмещении 5 500 т и мощности машин 40 463 л.с. развил максимальную скорость 30,4 узла и стал самым быстрым из семейства. Самым тихоходным оказался «Диомед», который осенью 1922 года развил всего 28 узлов.
Дальность хода обеспечивал запас нефти в 1 050 тонн (максимальный). Этого количества нефти хватало для того, чтобы пройти 6 700 миль на 10 узлах крейсерского хода или 1 480 миль на максимальной скорости в 29 узлов.
Экипаж и обитаемость
Экипаж согласно штатного расписания мирного времени по проекту насчитывал 450-452 человека. На крейсерах, которые использовались в качестве флагманских кораблей, экипаж вырастал до 470 человек. В военное время, по мере роста расчетов ПВО и радарных постов, количество человек в экипаже доходило до 620.
Условия обитания не выделялись ничем от кораблей типа «С». Паровое отопление и принудительная вентиляция жилых помещений, душевые, прачечные, медицинские кабинеты.
Вооружение
Главный калибр
Главный калибр крейсеров составляли 152-мм орудия «Vickers» Mark XII в одноорудийных установках на центральноштыревых станках. Заряжание было раздельное, ручное. Вручную же орудия наводились в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Скорострельность орудий напрямую зависела от выучки расчета и могла составить 8-10 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы 17 км при угле возвышения в 30 градусов. Боекомплект 200 выстрелов на ствол. Погреба боезапаса были оборудованы индивидуально для каждого орудия.
Оборудование шести артпогребов ГК вызвало тогда много споров. С одной стороны, для доставки снарядов и зарядов требовалось больше усилий, с другой – над всеми кораблями того времени витал дух Ютланда и взрывающиеся линейные крейсера Британии. Решили пойти по такому пути, насколько это было оправдано – сложно судить даже сегодня.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Универсальная артиллерия была представлена двумя 76-мм орудиями, которые были установлены на одноорудийных зенитных станках HA Mk.II.
Установки размещались побортно, по обе стороны носовой дымовой трубы. Боезапас составлял 300 снарядов фугасного и шрапнельного типа на орудие.
Кроме этого чисто номинального вооружения на крейсерах были установлены по два 40-мм орудия «Vickers» 2-pdr Mk.II с боезапасом 800 снарядов на орудие. Совместное творение Хайрема Максима и Торстена Норденфельда представляло собой увеличенный пулемет Максима со всеми исходящими последствиями.
Последний рубеж ПВО составляли восемь пулеметов Льюиса 7,7-мм.
В целом, если судить по критериям оценки Первой Мировой войны, зенитное вооружение было просто роскошным. Если мерить мерками Второй – сами понимаете.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение корабля было представлено четырьмя трехтрубными палубными 533-мм торпедными аппаратами DRIII, размещенными побортно на верхней палубе. Боезапас составляли 12 торпед типа D, запасных торпед не предусматривалось.
Противолодочное вооружение
В кормовой части каждого крейсера находился бомбосбрасыватель. Его очень оригинально установили так, что бомбы можно было бросать только по левому борту, зато бомбосбрасыватель не занимал много места. 12 глубинных бомб для того времени не бог весть какое вооружение, но отпугнуть подводную лодку крейсер был в состоянии.
Модернизации
Модернизации проводились весьма хаотично. Дело в том, что на рубеже 1930 года крейсера серии «Д» были признаны устаревшими и их решили переоборудовать в противолодочные корабли. Но война многим спутала планы, потому с модернизациями дело обстояло своеобразно.
Для начала, после 1930 года вместо двух 76-мм зениток установили по три 102-мм универсальных орудия, одно в корме и два побортно у передней трубы. Так было на всех кораблях, кроме «Диомеда» и «Диспатча», на этих двух 102-мм универсалки стояли изначально.
«Даная» в 1939 году получил еще два 40-мм «Пом-пома».
В 1942 году «Даная», «Дракон» и «Дурбан» лишились одноствольных 102-мм орудий и кормового 152-мм орудия главного калибра. Вместо этого была смонтирована 102-мм спарка нового образца и два четырехствольных зенитных автомата 40-мм от «Виккерса».
«Даунтлесс» в 1943 году получил вместо двух бортовых 102-мм орудий два четырехствольных 40-мм автомата на их места.
«Диомед» в том же 1943 году получил четырехствольный зенитный автомат 40-мм вместо кормового 102-мм орудия.
С 1942 года на крейсерах серии «Д» начали убирать одноствольные 40-мм «Виккерсы» и устанавливать вместо них 20-мм «Эрликоны». Количество 20-мм автоматов колебалось от 8 до 10 и устанавливали их обычно силами команду на более-менее подходящих для этого местах.
В течении 1942-43 годов «Дели», «Диомед», «Даная», «Дракон», «Диспатч» и «Даунтлесс» лишились торпедных аппаратов, вместо которых устанавливалось обычно зенитное вооружение в лице тех же «Эрликонов».
«Диспатч» в 1944 году переоборудовали во вспомогательный корабль. Были убраны все орудия 152-мм и установлены 16 одноствольных 40-мм автоматов от «Бофорса».
Самую кардинальную модернизацию прошел «Дели» в США в 1941-42 годах. Был полностью убран весь комплект вооружения, кроме кормовой спарки 102-мм и вместо него установлен следующий: 5 универсальный орудий 127-мм, 2 четырехствольных зенитных автомата 40-мм от «Бофорса» и 14 автоматов 20-мм от «Эрликона». Плюс американская система управления огнем.
Боевое применение
«Даная»
Крейсер «Даная» вошел в состав ВМС Великобритании 18 июня 1918 года, когда в Первой Мировой все уже было ясно и понятно. Так что до конца войны крейсер не принимал участия в боевых действиях, занимаясь патрулированием проходов в минных полях на Балтике. Далее занимался рутинной службой в Средиземном и Восточно-Китайском морях.
В 1936 году был выведен в резерв, однако в 1937 году был отозван из резерва для участия в Японо-Китайской войне. Эвакуировал из Шанхая британских граждан.
Летом 1939 года был назначен в состав Южно-Атлантической станции. Принимал участие в поисках «Адмирала графа Шпее».
В 1940 году вошел в состав «Малазийских сил», базировался на Сингапур, занимаясь преимущественно конвойной службой по сопровождению союзных судов.
3 февраля 1942 года из Батавии (Джакарта) в Сингапур вышел конвой BM.12 состоявший из пяти транспортных судов и танкера. Конвой охраняли крейсер «Даная» и два эсминца. В результате действий японской авиации четыре транспорта были потоплены возле архипелага Линга, пятый транспорт японцы добили прямо в гавани Сингапура. Танкер получил повреждения, сдрейфовал на минное поле, там взорвался и затонул. «Даная» повреждений не получил…
Далее крейсер был включен в состав Западного штурмового соединения вместе с крейсерами «Дракон» и «Хобарт» (австралийский) и двумя британскими эсминцами. Корабли неоднократно выходили на поиск противника, но безрезультатно.
В итоге «Данаю» перевели в отряд для устаревших и небыстроходных кораблей «Force B», а затем отправили нести конвойную службу у побережья Восточной Африки. В Индийском океане «Даная» прослужил до марта 1944 года, затем был отозван в метрополию и принял участие в подготовке к высадке в Нормандии
2 июня группа в которую входил «Даная» вышла из устья реки Клайд, а 4 июня прибыла на условленную позицию «Z» у северного побережья Франции в проливе Ла-Манш. 6 июня 1944 года «Даная» поддерживал артиллерией высадку в секторе «Sword» и секторе «Juno».
Сразу после успешной высадки войск в Нормандии был выведен в резерв.
В начале сентября 1944 года командование ВМС Польши отправило запрос Адмиралтейству Великобритании о предоставлении из состава резерва Адмиралтейства замены потерянному легкому крейсеру «Dragon». В октябре 1944 года «Даная» был передан ВМС Польши и переименован в «Конрад».
В составе польских ВМС «Конрад» прослужил до 1946 года, после чего был передан обратно и зачислен в состав под прежним именем «Даная». В 1948 году крейсер был выведен из состава флота и продан для разделки на металл.
«Бесстрашный»
С началом Второй Мировой войны «Dountless» встретил в составе 9-й эскадры крейсеров Южноатлантического командования. В декабре эскадра была переведена на Китайскую станцию, а в марте 1940 года «Бесстрашный» действовал в интересах британского командования в Малайе, оперируя в Индийском океане. В основном крейсер нес разведывательную службу у берегов Батавии, наблюдая за немецкими торговыми судами в портах голландской Ост-Индии. 15 июня 1941 года «Бесстрашный» столкнулся с крейсером «Эмеральд» у берегов Малакки и был отправлен в Сингапур на ремонт, который продлился до конца лета.
В феврале 1942 года «Бесстрашный» вернулся в Великобританию и прошел модернизацию в Портсмуте. После этого крейсер ввели в состав Восточного флота, а в ноябре 1942 года корабль отправили в Саймонстаун, Южная Африка, где он нес патрульную службу до января 1943 года.
В 1944 году военная служба крейсера была закончена и его использовали в качестве учебного корабля. В феврале 1946 года «Бесстрашный» был отправлен на слом.
«Дракон»
Этот крейсер успел повоевать в Первую Мировую войну в составе Балтийской эскадры. Принял участие в сражениях с русскими силами на Балтике. 17 октября 1919 года во время дуэли с береговой батареей в крейсер попали три снаряда. Одно 152-мм орудие было разрушено, 9 человек погибли, еще 4 было ранено.
После окончания Первой Мировой войны и интервенции был отправлен в резерв, где пробыл до 1939 года, когда был укомплектован экипажем из резервистов и снова зачислен в состав Королевского флота Великобритании.
В начале Второй Мировой войны «Дракон» оказался в отряде кораблей, который занимался розыском и перехватом немецких тяжелых рейдеров «Адмирал граф Шпее» и «Дойчланд».
После капитуляции Франции в 1940 году крейсер перебазировался во Фритаун в Сьерра-Леоне, войдя в состав «Соединения М». В сентябре этого же года принял участие в неудачной высадке в Дакаре, во время которой 23 сентября 1940 года был легко повреждён французской береговой батареей.
Действуя из Фритануна, принимал участие в охоте за немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», но безуспешно.
В конце 1941 года крейсер был переведён в Сингапур, где нес службу вместе с линкором «Принц Уэльский» и линейным крейсером «Рипалс» в «Соединении Z». В сражении при Куантане, в котором приняло участие «Соединение Z», крейсер вместе с однотипным крейсером «Даная» участия не принял по причине низкой скорости. После уничтожения линкора и линейного крейсера японской авиацией, «Дракон» занимался охраной войсковых конвоев, курсировавших между метрополией и Дальним Востоком.
Во время сражения в Яванском море крейсер, вместе с другими тихоходными кораблями, охранял воды вокруг Суматры. После тяжелого поражения союзников в Яванском море был переброшен на Цейлон, где и провёл большую часть 1942 года, неся патрульную службу.
В конце 1942 года корабль направился в Великобританию на ремонт, после чего 15 января 1943 года передан ВМС Польши, укомплектован польским экипажем и на нем был поднят польский флаг.
После обучения и слаживания экипажа, крейсер, которому оставили прежнее имя, принял участие в высадке войск в Нормандии. 6 июня 1944 года крейсер поддерживал высадку, ведя контрбатарейную борьбу с противником. Артиллеристами крейсера была уничтожена батарея 105-мм орудий под Кальвиллем, подавлена батарея 155-мм орудий под Трувилем и уничтожено 6 танков из состава 22 полка 21 танковой дивизии. В течении трех дней «Дракон» выпустил по немцам более 1200 снарядов главным калибром. 18 июня «Дракон» ушел в Портсмут для мелкого ремонта, а 7 июля направился обратно к берегам Франции.
8 июля 1944 года «Дракон» был замечен оператором немецкой человекоуправляемой торпеды типа «Негер» Карлом Поттастом, который смог занять позицию в 400 метрах от польского крейсера, приняв его за большой эсминец.
Торпеда поразила цель в 4:40 утра, примерно за 20 минут до того, как корабль должен был открыть огонь. Взрывом было практически полностью уничтожено машинное отделение вместе со всей обслугой, погибло несколько матросов в артиллерийском погребе, несколько зенитчиков выбросило за борт. Крейсер сразу стал крениться на левый борт.
В результате попадания торпеды было практически уничтожено машинное отделение, при этом погибло 37 человек. Поскольку корабль получил достаточно тяжёлые повреждения, британское командование подняло вопрос о нецелесообразности ремонта крейсера, аргументируя это также его преклонным возрастом. Поэтому корабль был отбуксирован до временного порта «Малберри», построенного для нужд экспедиционных сил союзников неподалёку от Кана.
«Дракона» предполагалось затопить, чтобы использовать в дальнейшем как волнолом. 20 июля 1944 года «Дракон» был затоплен и стал частью искусственного волнолома вместе с другими затопленными там кораблями.
«Дели»
Участник интервенции в Советской России на Балтике. Три года провел в составе Атлантического флота, в 1925 году переведен в Средиземное море, откуда совершил вояж совместно с австралийскими крейсерами «Аделаида» и «Сидней». В 1933 году снова оказался в Средиземноморье.
Когда началась Гражданская война в Испании, «Дели» занимался эвакуацией беженцев из Пальма-де-Майорки, Барселоны и Валенсии. Во время этих операций «Дели» был атакован тяжелым крейсером «Канариас», принадлежавший испанским националистам, попал под сильный огонь, а также пострадал от воздушных атак.
После ремонта крейсер отправился в резерв, где пробыл до 1939 года. Далее крейсер был снова поставлен в строй 11-й эскадры крейсеров и отправлен осуществлять блокаду Германии. Командой «Дели» было захвачено немецкое судно «Рейнгольд» и потоплен блокадопрорыватель «Мекленбург».
Далее был поиск немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которые потопили вспомогательный крейсер «Равалпинди» вместе с крейсерами «Каледон», «Кардифф» и «Ньюкасл». Однако немецкие линкоры скрылись.
В 1940 году «Дели» участвовал в операциях против вишистских и итальянских войск в Северной Африке, а затем отправлен на патрульную службу к берегам Западной Африки в Южной Атлантике.
В 1941 году был отправлен на ремонт и модернизацию в США, где был переоборудован в крейсер ПВО. Основное вооружение составили 127-мм орудия от эсминца «Эдисон». В новом качестве «Дели» осуществлял прикрытие ряда десантных операций в Средиземном море. Алжир, Сицилия, Салерно и высадки в Анцио.
20 ноября 1942 года в Алжирском заливе «Дели» был поврежден в результате попадания итальянской бомбы в корму.
Погибли два человека, корабль был отправлен в Великобританию на ремонт. После ремонта, в августе 1943 года, крейсер вернули в Средиземноморье.
3 сентября 1943 года, за шесть дней до высадки в Салерно, где «Дели» должен был прикрывать высадку войск, он столкнулся с крейсером «Уганда» в Мессинском проливе во время постановки дымовой завесы. Ремонт был осуществлен силами экипажа и «Дели» принял участие в высадке в Салерно.
«Дели» принял участие в операции «Драгун», высадка войск на юге Франции. Затем крейсер перешел в Сплит, в Югославию. Там 12 февраля 1945 года «Дели» подвергся атаке немецких катеров-бомб. Заминированные катера прошли мимо «Дели», но сила взрывов повредила руль и один из гребных винтов крейсера.
Крейсер вернулся в метрополию, но ремонт и восстановление были признаны нецелесообразными. В 1948 году крейсер был сдан на слом.
«Данидин»
Названный в честь города в Новой Зеландии, крейсер начал службу в составе Атлантического флота. В 1923-24 годах в составе Новозеландского дивизиона совершил кругосветное плавание.
В 1935 году получил назначение в Средиземное море, где использовался в качестве учебного корабля.
С началом Второй Мировой войны крейсер был введен в строй и определен в 11-ю крейсерскую эскадру Флота метрополии. Крейсер патрулировал район Шетландских и Оркнейских островов, участвовал в поиске «Шарнхорста» и «Гнейзенау».
Патрульная служба в Северной Атлантике продолжалась до конца 1939 года, а в начале 1940 года «Данидин» был направлен в состав сил Вест-Индской военно-морской станции. Совместно с Северо-Атлантической и Южно-Атлантической станциями она несла ответственность за безопасность коммуникаций в Центральной и Южной Атлантике.
2 марта 1940 года «Данидин» остановил немецкое транспортное судно «Гейдельберг» в проливе Уиндуорд, но немцы успели открыть кингстоны и затопить корабль еще до прибытия на его борт призовой партии с английского крейсера.
8 марта у острова Гаити был перехвачен и остановлен немецкий пароход «Ганновер», который с призовой партией был отправлен в Великобританию, где его перестроили в эскортный авианосец «Audacity».
15 июня 1941 года крейсер захватил в Центральной Атлантике танкер «Лотарингия», обеспечивавший действия германских подводных лодок в районе Фритауна.
30 июня к востоку от скалы Сент-Пол «Данидин» задержал пароход вишистской Франции «Ville de Tamatave», а 22 июля к востоку от бразильского порта Натал захватил еще один французский пароход, «Ville de Rouen».
24 ноября 1941 года на линии постоянного патрулирования в Центральной Атлантике, к северу от Пернамбуко, крейсер был обнаружен немецкой подводной лодкой U-124. Лодка дала двухторпедный залп, обе торпеды попали в корабль. В течении получаса «Данидин» затонул, унеся с собой 26 офицеров и 392 матроса экипажа корабля. Спаслось всего 67 человек.
«Дурбан»
Был известен тем, что в тридцатые годы на нем служил вахтенным лейтенантом принц Джордж, герцог Кентский, четвертый сын короля Георга V и королевы Марии.
С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года «Дурбан» оказался в Южной Атлантике, затем в Индийском океане, а в конце на базе в Сингапуре. Здесь на протяжении 1940-41 годов крейсер нес патрульную и конвойную службу, гонялся за рейдером «Атлантис» (немцы смогли убежать). Основное занятие – конвоирование судов из Сингапура в Зондский пролив.
В феврале 1942 года «Дурбан» вместе с остальной частью Восточного флота перебрался на Яву, после того как японцы начали наступление на Сингапур. «Дурбан» в гавани Сингапура был поврежден бомбардировкой, прежде чем смог уйти, но 12 февраля он и противолодочное судно «Кедах» сопровождали торговые суда «Эмпайр Стар» и «Горгона» из Сингапура, отражая последовательные воздушные атаки японцев в течение четырех часов.
На Яве «Дурбан» подлатали, после чего крейсер отправили в США на ремонт, а затем на модернизацию в Великобританию. После модернизации крейсер отправили сопровождать конвои в Южную Африку.
В ноябре 1943 года «Дурбан» оказался в Великобритании, где был отобран в качестве объекта затопления для формирования волнореза в гавани Малберри, откуда должна была осуществляться поддержка войск, высадившихся в Нормандии.
9 июня «Дурбан» был затоплен и стал частью искусственной гавани Уистрехема в заливе Сена.
«Диспатч»
У «Депеши» была относительно спокойная военная карьера по сравнению с систер-шипами. В начале войны крейсер действовал в Южной Атлантике, где охотился за немецкими блокадопрорывателями. Экипажем «Депеши» было захвачено судно «Дюссельдорф» и перехвачено судно «Торя», экипаж которого предпочел затопить свой корабль.
В 1940 году крейсер перевели в Средиземное море, где «Диспатч» занимался конвойной службой, что не помешало кораблю принять участие в сражении у мыса Спартивенто.
В феврале 1943 года «Депеша» захватил испанское судно «Монте Наранхо» и отправил его призом в Гибралтар.
При подготовке операции по высадке в Нормандии «Депеша» был задействован в роли штабного корабля. Для этого были сняты орудия главного калибра и установлены 16 «Бофорсов» калибром 40-мм.
Корабль выполнял роль штаба противовоздушной обороны района Малберри.
«Депеша» был выведен в резерв в январе 1945 года и продан 5 апреля 1946 года на слом.
«Диомед»
Боевая служба крейсера началась в 1939 году с выходом из резерва, в котором корабль находился весьма продолжительное время.
В начале карьеры, в 1940 году, крейсер направили работать перехватчиком блокадопрорывателей. Результатом стала гибель немецкого блокадопрорывателя «Идарвельда», экипаж которого затопил судно.
Далее, в 1942 году, последовала патрульная служба в Южной Атлантике и сопровождение конвоев из Великобритании в Южную Африку.
В 1943 году «Диомед» был отправлен на ремонт в метрополию, где было принято решение о переоборудовании крейсера в учебное судно. В такой роли «Диомед» прослужил до апреля 1946 года, после чего был продан на слом.
В целом крейсера серии «Д» к участию в Первой Мировой войне опоздали, а к началу Второй Мировой окончательно устарели. Однако ресурс, заложенный в кораблях, позволил им выполнять пусть и второстепенные, но боевые роли на морских ТВД. Получились весьма неплохие охотники за рейдерами и транспортами.
Источник: topwar.ru