БТС-2. Фото: babs71.livejournal.com
Танкисты-аквалангисты
В предыдущей части истории шла речь о плавающем танковом батальоне, дислоцированном в эстонской Клооге в 60-х годах. Боевое подразделение в случае необходимости способно было совершить бросок по Балтийскому морю вплоть до Швеции и Финляндии. Всё это техническое хозяйство требовало своевременного обслуживания, за что и отвечали зампотехи танковых рот.
В этой статье считаю необходимым вновь обратиться к штатной организации 3 отдельного танкового батальона, в котором начал службу в 1968 году. Постараюсь заранее ответить на возможные вопросы по теме ремонта, эксплуатации и обслуживания бронетанковой техники. Память – очень живая материя, и со временем появляются новые обстоятельства службы, о которых ранее на страницах «Военного обозрения» не удалось рассказать.
Итак, кроме упомянутых ранее подразделений, в батальоне имелся водолазный взвод под командованием мичмана. Что в этом взводе было из техники, уже не помню. Но нетрудно догадаться, для чего этот взвод был предназначен. Весь личный состав носил морскую форму. Приходили уже подготовленные водолазы из учебных подразделений ВМФ.
Изолирующий противогаз АТ-1. Источник: protivogas.ru
Одной из задач этого взвода являлось содержание в исправном состоянии спасательных изолирующих аппаратов АТ-1, которые выдавались каждому члену экипажа танка при преодолении водной преграды. Эти аппараты оснащались также надувными ёмкостями, работающими по принципу спасательного круга, поднимая человека на поверхность воды. Вероятно, они состояли на вооружении у подводников, так как обеспечивали эвакуацию с глубины до 40 метров. Без экипировки такими аппаратами каждого участника плав запрещался.
А вот ремонтный взвод имел непосредственное отношение к моей служебной деятельности. О нём – подробнее и со знанием предмета. Командовал взводом лейтенант Диденко, выпускник Омского танко-технического училища. Взвод подчинялся непосредственно зампотеху батальона капитану Арапову.
Могу и сейчас назвать, с точностью до 85-90 %, какие средства обслуживания и ремонта имелись в этом взводе на конец 60-х годов.
Ремонтные летучки
ТРМ-А. Танкоремонтная мастерская типа А. На базе сначала ЗИЛ-157, затем – на ЗИЛ-131. Предназначалась для текущего ремонта танков в полевых условиях. На шасси автомобиля устанавливался специальный кузов, оборудованный комплектом специальных ключей и приспособлений, запасными деталями и узлами. Имелась, что немаловажно, съёмная кран-стрела грузоподъёмностью до 1 тонны. Можно было в полевых условиях заменить любой агрегат силовой установки и трансмиссии. Естественно, если позволяло время. Таких мастерских во взводе было не менее двух.
ТРМ-А.
ТРМ-Б. Танкоремонтная мастерская типа Б. Предназначалась для производства токарно-винторезных, сверлильных, шлифовальных работ в полевых условиях. В кузове размещались токарный станок, сверлильный станок и заточной станок. Кроме того, имелся подробный комплект режущего инструмента (свёрла, развёртки и т.д.). В любых ремонтных подразделениях обычно – в одном экземпляре.
ЭГСМ или электрогазосварочная мастерская. Предназначалась для производства электросварочных и газосварочных работ. Внутри размещались генератор и электрощит для электросварки, ацетиленовый агрегат, кислородные баллоны и различные аксессуары (провода, горелки, резаки, шланги, маски сварщика и т.д.). Самая уважаемая мастерская в воинской части! Именно поэтому она в первую очередь подвергалась разукомплектованию, разграблению, выводу из строя оборудования по причине систематического использования в хозяйственной деятельности части. Ведь в советское время все работы по поддержанию в нормативном состоянии всей инфраструктуры ложились на плечи самих воинских частей. Никто не давал со стороны ни сварочных агрегатов, ни кранов, ни бульдозеров. А строить, улучшать условия существования в/ч требовалось постоянно. Вот и копали, бетонировали, варили, городили…
ПРЗС. Подвижная ремонтно-зарядная станция. Предназначалась для текущего ремонта и зарядки аккумуляторных батарей. Была наименее востребована в силу того, что при зарядке батарей методом постоянства тока требовалось несколько часов непрерывной работы, а подготовительный процесс требовал тщательной подборки батарей по типу и, главное, по степени их разряженности. Работа этой станции была возможна лишь при длительном, не менее суток, нахождении войск на одном месте. Но тоже подвергалась при удобном случае разворовыванию, поскольку имела большое количество дефицитных приборов и материалов.
МТО. Машина технического обслуживания и мелкого текущего ремонта техники в полевых условиях. Хорошая и востребованная техника. Она обеспечивала все виды плановых технических обслуживаний – ежедневное, ТО-1, ТО-2 и так далее. Ремонтная мастерская имела устройства для промывки воздушных, масляных, топливных фильтров, агрегаты для заправки и смены масел, приборы для проверки и регулировки приводов управления и много чего ещё полезного. Кроме того, летучка имела съёмную кран-стрелу, аналогично ТРМ-А. Независимо от штатной принадлежности, эта машина имелась в каждом батальоне Сухопутных войск, будь он танковым, мотострелковым или автомобильным, только «начинка» отличалась.
Из бытовых удобств – все типы мастерских имели круглые чугунные печи для отопления и комплекты подвесных гамаков на каждого члена экипажа.
Ремонтники – в бой!
Разумеется, эти мастерские подлежали применению только в реальных боевых условиях или на учениях. А для обслуживания и ремонта техники в мирное время в каждом парке боевых машин имелся стационарный пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР), где были оборудованы посты для выполнения различных работ на технике. Особое внимание уделялось аккумуляторной. Очень в большой степени зависела боевая готовность части от уровня подготовки аккумуляторщика. Ведь от своевременного и грамотного обслуживания и зарядки АКБ зависело, насколько будет надёжным пуск двигателя танка, например, при поднятии части по боевой тревоге. Особенно – зимой.
Ну как же не упомянуть о танковых тягачах! В батальоне их было в наличии, кажется, три единицы, марки БТС-2. Очень нужная машина в танковых войсках. Ведь полигоны, стрельбища, танкодромы размещались обычно на землях, непригодных для возделывания, чаще всего болотистых или песчаных. И частенько военная техника застревала, да так, что ещё не каждый тягач мог её вытащить. Танковый тягач – это тот же танк, только без башни. Выпускались тягачи на базе Т-54, часто – на базе Т-44 (не исключено, что на Рижском танкоремонтном заводе). Были они оборудованы мощной лебёдкой с усилием в 25 тонн, съёмной кран-стрелой, четырьмя буксирными тросами, аналогичными танковым, а ещё системой блоков и полиспастов, которые могли увеличивать тяговое усилие до 75 тонн. Вместо башни сверху размещалась платформа для грузов до 4 тонн, куда обычно укладывались запасные опорные катки, балансиры, траки с пальцами – всё, что чаще всего ломалось и имело большой вес. Тягач имел сошник, предназначенный для упора при вытаскивании застрявших машин с помощью лебёдки. Кроме того, в комплекте имелись два мощных домкрата, с помощью которых можно было вывешивать танк.
БТС-2. Фото: babs71.livejournal.com
Как же это всё предполагалось использовать в боевых условиях?
Рассмотрим на примере наступления. За танковой ротой, на расстоянии видимой связи, двигалась РЭГ (ремонтно-эвакуационная группа), включающая в себя ТРМ-А и танковый тягач, с задачей вытаскивать застрявшие танки или эвакуировать подбитые и неисправные из-под огня противника в ближайшие укрытия. Группа должна была также в полевых условиях производить текущий ремонт продолжительностью не более 2-3 часов. Дольше нельзя, иначе рота уйдёт далеко, и группа ремонта и эвакуации её уже не догонит.
Главные силы ремонтного подразделения (ремроты или в нашем случае ремвзвода) двигались в 2-4 км позади ударной группировки. Задача ремонтников была простая – оперативно организовать СППМ (сборный пункт повреждённых машин) для ремонта техники, с которыми не справлялась ремонтно-эвакуационная группа. И кто же руководил РЭГ? Правильно, зампотех роты.
Все эти предполагаемые действия отрабатывались в мирное время на различных учениях. И не всегда это имело отличия от боевой обстановки. Чего стоит, например, случай, когда я участвовал в вытаскивании из эстонского болота сразу семи танков во время таких вот учебных маневров.
Но это уже отдельная история.
Продолжение следует...
Источник: topwar.ru