Перспективный проект легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» перешел на новую стадию. 30 января опытный образец этой машины совершил свой первый полет. В ближайшее время ему предстоит пройти летные испытания, а в течение нескольких следующих лет начнутся серийное производство и эксплуатация. Ожидается, что в средней перспективе новый «Байкал» обеспечит восстановление и модернизацию местных авиалиний и перевозок.
Впервые в воздухе
Первый опытный самолет ЛМС-901 был построен на производственных мощностях Московского авиационного института. Сборка завершилась к середине прошлого года, и затем машину показали на авиасалоне МАКС-2021. Позже прототип перевезли в Екатеринбург для подготовки к будущим летным испытаниям. Сообщалось, что в дополнение к первому опытному образцу построят еще два. Один из них присоединится к летным испытаниям, а второй задействуют в статических.
30 января министерство промышленности и торговли сообщило о начале летных испытаний первого прототипа. ЛМС-901 под управлением летчика-испытателя 1 класса Валентина Лаврентьева совершил взлет с аэродрома Екатеринбург (Арамиль). Полет продолжался ок. 25 мин., и за это время экипаж проверил устойчивость и управляемость самолета. По словам испытателя, полетное задание было выполнено, а бортовые системы работали в штатном режиме.
Летные испытания «Байкала» должны продолжиться. В обозримом будущем к ним присоединится второй летный экземпляр. Первый этап проверок займет несколько месяцев, а затем предстоит испытать и самолет в серийном облике с другим двигателем. Все эти мероприятия должны завершиться до 2024 г., когда планируется запустить серию.
В самое ближайшее время опытный ЛМС-901 вновь покажут специалистам и публике. 9 и 10 февраля в Москве пройдет Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации (NAIS-2022). На этом мероприятии Минпромторг и авиационная промышленность собираются представить самолет и информацию по нему, а также связанные с ним планы и проекты по развитию перевозок в разных регионах.
В минимальные сроки
Необходимость в создании перспективного легкого многоцелевого самолета для местных линий назрела достаточно давно. В течение долгих лет велась проработка этого вопроса, и создавались новые проекты. Некоторые из них даже дошли до строительства реальной техники и летных испытаний. Новый этап такой программы, результатом которой стал нынешний «Байкал», стартовал в 2019 г.
Напомним, летом 2019 г. Минпромторг провел новый конкурс на разработку перспективного самолета. По его итогам контракт получило ООО «Байкал-инжиниринг», дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). К разработке проекта привлекли Отраслевое специальное конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ (ОСКБЭС). Проект получил рабочее обозначение ЛМС-901.
Несмотря на определенную сложность технического задания заказчика, «Байкал-инжиниринг», УЗГА и ОСКБЭС успешно справились с разработкой проекта. Затем им удалось преодолеть определенные организационные трудности и построить первый летный прототип. С некоторым опозданием относительно назначенных сроков он вышел на испытания и теперь демонстрирует свои возможности.
Технические вопросы
ЛМС-901 разрабатывается в качестве современной замены для заслуженного, но устаревшего Ан-2 и должен занимать ту же нишу в системе воздушного транспорта. При его разработке учитывались особенности современных перевозок и перспективные программы развития этого направления. В частности, технические и экономические требования определили с учетом эксплуатации на разных аэродромах, в т.ч. в удаленных регионах.
«Байкал» представляет собой однодвигательный турбовинтовой подкосный высокоплан с грузопассажирской кабиной максимально возможного объема, оснащенный шасси с хвостовой стойкой. При собственной массе чуть более 2 т самолет должен перевозить 9 пассажиров или груз весом до 2 т. Погрузка и выгрузка осуществляется через дверь на левом борту.
Максимальная расчетная скорость достигает 300 км/ч, максимальная дальность – 3 тыс.км. При максимальной нагрузке дальность сокращается вдвое, до 1500 км. За счет мощной двигательной установки и оптимизированной аэродинамики ЛМС-901 должен показывать высокие взлетно-посадочные характеристики. Посадочная скорость составляет всего 95 км/ч, а длина разбега и пробега не превышает 200-220 м.
Первые прототипы «Байкала» оснащаются турбовинтовым двигателем General Electric H80-200 мощностью 800 л.с. и импортным воздушным винтом. В дальнейшем иностранный мотор планируют заменить отечественным изделием ВК-800С, пока находящимся на стадии разработки. Схожим образом обстоит дело и с авионикой. На первых этапах используются иностранные приборы, но уже создаются отечественные образцы.
Серийное производство ЛМС-901 планируется развернуть в 2024 г. К этому времени должны быть проведены полноценные испытания самолетов в серийном облике – с отечественными компонентами. Замена импортных агрегатов позволит исключить известные риски, а также улучшит экономические показатели проекта. Так, заказчик требует, чтобы стоимость самолета не превышала 120 млн руб. в ценах 2020 г. Стоимость летного часа, без учета лизинга и т.п., должна быть в пределах 40 тыс. руб.
В дальнейшем проект «Байкал» может получить развитие с применением тех или иных перспективных компонентов и технологий. Возможна замена различных элементов авионики или силовой установки, совершенствование конструкции и т.д. Также не исключается возможность создания опционально пилотируемой или беспилотной версии самолета для использования в составе перспективной авиационной системы.
Не только самолет
Проект ЛМС-901 фактически является одной из ключевых составляющих более крупной программы развития авиаперевозок. Параллельно с многоцелевым самолетом по заказу и под надзором Минпромторга разрабатывается масса других проектов разного рода, призванных обеспечить эффективную и массовую эксплуатацию «Байкала» и другой авиационной техники.
Имеются планы по развитию аэродромной сети, предусматривающие восстановление существующих и строительство новых площадок. Также прорабатывается вопрос создания системы обслуживания техники, подготовки летного состава и т.д. С прицелом на отдаленное будущее изучаются беспилотные технологии.
Актуальные наработки по всем этим вопросам будут показаны на грядущей выставке NAIS-2022 – вместе с опытным самолетом «Байкал», недавно поднявшимся в воздух. Можно ожидать, что организации, отвечающие за организацию и восстановление перевозок, расскажут о последних успехах, уточнят планы и раскроют новые идеи в этой области.
Работа продолжается
Первый полет является важнейшим событием в «биографии» любого самолета. При этом на нем работы не останавливаются, и начинается новый ответственный этап работ. Теперь создателям «Байкала» предстоит провести полный цикл испытаний, в ходе которых будут выявлены и исправлены возможные недостатки, подтверждены характеристики и выполнены другие задачи.
Планы на проект ЛМС-901 составлены на несколько лет вперед, и итогом этих работ станет появление нового многоцелевого самолета для решения ряда важных задач. К середине десятилетия планируется запустить серийное производство и передать первые самолеты эксплуатантам для восстановления местных линий. А до того всем организациям-участникам проекта предстоит большая работа.
Источник: topwar.ru