В оптике преломился силуэт линейного крейсера «Фон дер Танн», вспышки залпов и буруны торпед. Боевой дебют у берегов Ютландии!
Четверть века – всего мгновение. В прицеле пронеслись скалы Нарвика, снежные заряды и разлетающиеся обломки эсминцев. Смена курса – Средиземном море. На горизонте «Джулио Чезаре». Залпы с предельных дистанций, неожиданный успех. Противник ретируется, оставляя шлейф дыма за кормой.
Грохот орудий сотрясает побережье, тяжелые снаряды падают на морские базы в Ливии и Албании.
Радарный контакт в кромешной мгле. Корабль палит в упор, раздирая главным калибром «Зару», «Полу» и «Фиуме».
Лучи закатного солнца и камни эпохи неолита. Последние защитники острова Крит. Гул пикировщиков, выстрелы зениток. Бомбы ударяют в палубу. Новый курс – на восток, через Суэцкий канал.
Остров, затерянный в необъятном океане. Военная база или роскошный яхт-клуб? В Перл-Харборе играет джаз и продолжается мирная жизнь.
Верфь в штате Вашингтон, чужой американский акцент. Повреждения устранены, возвращение по прежнему маршруту невозможно. Япония объявила войну.
Корабль берет курс на юг, к пляжам австралийского Сиднея. И снова – безбрежная гладь Тихого и Индийского океанов. Погоня за японским соединением. На лаге – 160 тысяч пройденных миль, на календаре – зима 1942 года, на флагштоке – «Уайт Энсайн». Флаг Королевских ВМС.
Аромат экзотических специй острова Цейлон и желтая пыль Суэцкого канала. Под выстрелами 15-дюймовых пушек содрогается побережье Италии. 1943 год, огневая поддержка десантных операций «Лавина» и «Хаски». В небе реют черные кресты, управляемые бомбы несутся на корабль.
Взрывы и 5 000 тонн принятой воды. Но это британский корабль, сэр. Оставаться на местах и вести борьбу за живучесть. План эвакуации: Мальта – Гибралтар – Росайт.
Сонное утро в Нормандии. Старинные орудия первыми оповестили берег о начале вторжения в Европу. Крупнокалиберные фугасы перепахали участок пляжа «Сворд».
Линкор продолжал стрелять на протяжении всего лета и осени 1944 года, подрываясь на минах и постепенно смещаясь вдоль побережья на север. Его последним боевым заданием стал обстрел целей на территории Нидерландов.
На этом месте следует перевести дух и найти правильные слова об одном из самых деятельных кораблей в истории. Участнике обеих мировых войн, прошедшем сквозь безумное число перипетий.
Вашему вниманию: линейный корабль «Уорспайт» (Warspite, злость войны). Один из пяти представителей типа «Куин Элизабет».
Рыцари и аристократы
Прямые потомки по мужской линии знаменитого «Дредноута». С такой родословной им открывались любые пути и возможности.
«Куины» – старейшие из британских линкоров, принявших участие во Второй мировой. Спроектированные в начале века, когда котлы топили углем, а нефть считалась экзотикой. Спустя два десятилетия они по-прежнему считались достойным соперником.
На то имелись свои причины.
Отпрыски благородных кровей имели мало общего со сверстниками из «неблагополучных семей».
Будет жесткий пример. Для интереса взгляните на наши «балтийские долгострои». Сторонники величия царской России стыдливо отведут взгляд. А между тем «Куин Элизабет» и «Севастополь» вступили в строй в один год (1914).
Критики и сочувствующие наверняка возразят, что «Куин» одинаково «уделал» всех. «Остфрисланд», «Кайзер» и итальянский «Андреа Дориа». Все устарели в один миг. В общем, все было в норме. Пока тот англичанин не опередил время.
Уровень «Королевы» был частично «взят» только в проекте «Байерн». Но за аналогичный главный калибр немцы заплатили вдвое меньшей мощностью силовой установки.
Серия «Байерн» состояла из двух построенных единиц. Далее, в рассматриваемый период никем не делалось попыток строить быстроходные линкоры с главным калибром 381 мм. Флотоводцы и инженеры подошли к обсуждению таких вопросов только под конец войны. А общий баланс характеристик, достигнутый в проекте «Куин Элизабет», еще долго оставался «верхней планкой» для всего класса линейных кораблей.
Сравнение облика и размеров британских линкоров – от «Дредноута» до позднего «Вэнгарда», вступившего в строй уже после окончания Второй мировой войны.
Дальнейшим успехам способствовала эпоха международных ограничений.
Значение главного калибра европейских флотов навсегда замерло на отметке 15 дюймов. С самим британским флотом случилась вообще удивительная история. На протяжении двух десятков лет «Куин Элизабет» сохранял ряд значимых преимуществ перед линкорами всех новых типов!
Следующие за ними ЛК типа «Ривендж» планировали делать «бюджетной» версией «Куинов». Был достигнут паритет по огневой мощи, ценой упрощения конструкции и снижения скорости.
Построенный в межвоенный период «Нельсон» (1927) пал жертвой договорных ограничений. Превосходство в боевых качествах получилось не столь очевидным. «Куин» оказался не только быстроходней новых линкоров, но и мог, например, похвастаться наличием защищенных оконечностей.
Быстроходный «Кинг Джордж V» (1939) имел врожденный дефект артиллерии. Неопределенность с международными ограничениями и спешка в предчувствии «большой войны» привела к выбору 14-дюймового ГК. Что впоследствии не раз и не два становилось объектом для критики.
Метания с выбором калибра имели известный результат. Последний и наиболее совершенный в своем классе, «Вэнгард» (1946), оказался вооружен пушками калибра 15 дюймов. Теми, что были созданы в начале века для проекта «Куин Элизабет»...
Британская 15-дюймовка «Марк I» считается одной из самых удачных корабельных пушек большого калибра. Ожидаемо мощная и сбалансированная по всем параметрам, характеризующим такие орудия.
Из этих пушек британский флот размазывал противников разных эпох. От Флота Открытого моря до кораблей Кригсмарине с чёрной свастикой. Бил по стенам турецких фортов (1915) и японским укреплениям на Андаманских островах (1945).
Помимо «Куинов», такими орудиями оказались вооружены пять серий линейных крейсеров и линкоров. И каждый боевой эпизод показал следующее.
15“ сохраняли значение в обеих мировых войнах
В 1941 году немецкие «Шарнхорт» и «Гнейзенау» отказались приближаться к конвою SL-67, в прикрытии которого был замечен линкор «Малайя».
Они же вдвоем убегали от линейного крейсера «Рипалс», получив по лбу 15-дюймовой «болванкой». И не решились подойти к «Рэмиллесу». Пожалуй, самому «неубедительному» из носителей орудий «Марк I». Устаревший и не прошедший модернизаций линкор типа «Ривендж».
У немцев не было уверенности в скорой расправе над этим антиквариатом. А затянувшаяся перестрелка с участием 381-мм пушек угрожала ЛК (ЛКР) типа «Шарнхорст» непредсказуемыми и болезненными последствиями.
«Марк I» производил впечатление даже на самые защищенные корабли в истории! Более слабых противников эта пушка, стрелявшая 880-кг снарядами, могла «вынести» с одного попадания.
В сражении у мыса Стило выпущенный «Уорспайтом» снаряд разворотил цитадель «Чезаре». Критически важные элементы (боезапас, МО) оказались незатронутыми, но разрушений, обломков и пожаров хватило, чтобы итальянский линкор немедленно сбросил скорость и вышел из боя. Потери убитыми и ранеными составили более 100 человек!
Этот случай, известный как «выстрел у Калабрии», стал рекордом морских сражений.
«Четыре линкора, семь минут пальбы – одно попадание».
(адмирал Кэннингхэм)
Попадание в движущийся корабль с 24 километров было случайностью. Но эффект от удара 880-кг снарядом был вполне ожидаем.
15-дюймовый калибр превратил «Куины» в самые могучие корабли периода Первой мировой. И только благодаря ему «Королевы» сохраняли свое значение во Вторую мировую войну.
Восемь 381 орудий давали больший по весу бортовой залп, чем десять 343-мм орудий линкоров «Айрон Дюк», «Кинг Джордж V» или «Орион». В цифрах: 6 804 кг против 6 250 кг.
Данное обстоятельство позволило отказаться от пятой башни главного калибра в средней части корпуса. Место которой заняли механизмы силовой установки.
Соединение линкоров «Куин Элизабет» призвано было стать «быстроходным крылом» линейного флота, действующим в одном строю с линейными крейсерами.
Мощность силовых установок на пике превышала 70 тысяч л. с., а скорость достигала 24 узлов.
Технические рекорды «Куинов» оставили адмиралов в скверном расположении духа. Для полного соответствия замыслу требовались еще более высокие показатели, невозможные для того времени. Такие значения были достигнуты гораздо позднее, в 1930–1940-е годы. Когда стёрлась грань между понятиями «линейный крейсер» и «линкор».
Скорость все-таки сыграла значение. «Куины» были назначены в состав одного соединения с линейными крейсерами. И смогли оказать запоздалую поддержку ЛКР в Ютландском сражении.
Обладая превосходством в защищенности, немецкий флот успел нанести значимые потери англичанам. Близилась победа с «сухим» счетом, но тут рядом с «панцеркройцерами» взметнулись столпы воды, в полтора раза превышавшие по высоте всплески от падений 343-мм снарядов.
Приятное знакомство
На иллюстрации представлен результат попадания 381-мм снаряда с линкора «Вэлиент» в линейный крейсер «Фон дер Танн». Снаряд пробил 100-мм пояс в оконечности, словно фольгу, и разорвался внутри, повредив рулевой привод. Неуправляемый немец «выкатился» из строя перед надвигающейся армадой британских линкоров, рискуя повторить судьбу «Блюхера» на Доггер-банке. Однако аварийная партия успела восстановить управление. Другим следствием попадания была сорванная плита подводного пояса. Внутрь корпуса поступило около 600 тонн воды, что привело к возникновению крена.
Повреждения линейного крейсера «Дерфлингер».
Англичане слишком долго пребывали в эйфории от кораблей с 381-мм главным калибром. В 1920-е годы, лишившись возможности закладывать новые линкоры, они обнаружили, что боевое ядро флота по-прежнему составляют «Куины» из начала 1910-х годов.
По факту ситуация не была критичной. Потенциала «Куин Элизабет» хватило еще надолго. При своевременной модернизации линкоры этого типа вполне соответствовали требованиям эпохи и даже в чем-то могли превосходить конкурентов. Поменялась силовая установка, появились були, зенитки и современные средства управления огнем. К 1941 году головной «Куин» был оснащен уже тремя радиолокаторами и радиосистемой опознавания «свой-чужой».
Такое заботливое отношение имело свой результат. В отличие от многих более молодых кораблей, «Короли и королевы» встретили новость о начале войны во всеоружии и полной боевой готовности.
«Куин Элизабет» и «Уорспайт» дослужили до самого конца в роли кораблей линии. «Бархэм» погиб в 1941. «Малайя» получил повреждения и был переведен в разряд учебных единиц в 1943 году. «Вэлиент» продержался дольше, его путь прервал инцидент небоевого характера.
Наибольшую славу приобрел, конечно же, «Уорспайт». Даже один такой боец оправдывал существование целой серии «Куин Элизабет».
На самом деле, каждый из представителей серии честно выполнял поставленные задачи. Внушал и ограничивал действия противника на ТВД. Стойко терпел боевые ранения и огрызался ответным огнем. Прикрывал конвои и принимал участие в сражениях линейных сил. Сначала – в водах метрополии и на Средиземном море, где основным противником считался итальянский флот. А по факту – диверсанты «черного князя» Боргезе и самолеты люфтваффе.
Головной «Куин» и «Вэлиент» успели поучаствовать в боевых действиях на Тихом и Индийском океанах. Последний парад для «Вэлиента» наступил при его постановке в ремонт. Плавдок, развалившись на части, едва не утащил линкор на дно.
Эпилог в жанре стимпанк
Время не пощадило некогда сильнейшие корабли. Бывшие фавориты постепенно утрачивали свое превосходство. Им было все сложнее поправляться от ранений, а технический облик давно перестал соответствовать времени.
«Куинам» не хватило бы скорости для выполнения роли «босса» при авианосных группировках. Их вертикальная защита еще могла соответствовать стандартам линкоров Второй мировой войны, но толщина броневых палуб оставляла желать лучшего. Как показала гибель «Бархэма», конструкция 1910-х годов не могла эффективно противостоять воздействию торпедного оружия. Отчасти – из-за малых размеров самих линкоров.
«Куины» не имели понятия об универсальном среднем калибре. А совокупная электрическая мощность турбо- и дизель-генераторов была почти в 7 раз ниже, чем у американских «Айов».
Они продолжали считаться единицами 1-го ранга, благодаря своему уникальному оружию. Но насыщение флота новыми линкорами типа «Кинг Джордж V» сняло необходимость в продолжении эксплуатации ветеранов. При возникновении повреждений их стремились вывести в резерв. Исчез и сам морской противник. Последний из активно действующих линкоров Кригсмарине был потоплен в декабре 1943 года («Шарнхорст»).
Все корабли этого типа, кроме погибшего линкора «Бархэм», были немедленно сданы на слом после войны. Но фееричнее всех закончил «Уорспайт».
«Уорспайт» умирал, смеясь над сумраком разделочных доков. В 1947 году при буксировке он вылетел на мель и так крепко вцепился в подводные скалы, что сдвинуть его оказалось невозможно. Линкор стали разбирать прямо в воде. Последние останки «Уорспайта» скрылись из виду под ударами штормов и волн в 1955 году.
Покойся же на дне, никем не побежденный рыцарь
История линкоров «Куин Элизабет» содержит немало впечатляющих сведений. Но интересен один момент. В наше время стало привычным видеть огромные фрегаты, вооруженные водометом и пулеметом. А конструкторы не могут выделить места для лишнего десятка ракет.
Каким образом 110 лет назад удалось «запихнуть» 4 500 тонн оружия и 8 750 тонн брони, экипаж 1 200 чел. и паротурбинную установку, развивавшую мощность в половину атомного «Орлана», в корпус со стандартным водоизмещением 28 тыс. тонн?
Какие бы возможности приобрел современный ракетный крейсер при сохранении корпуса и уровня защищенности «Куин Элизабет»?
Предлагаю читателям оставить свои комментарии.
Источник: topwar.ru