Молния в небе мрак рассекает. Двигайся смело!
Касание о землю уничтожало секреты истребителя. Среди обломков лежали шасси «Бендинкс» и винт «Гамильтон-Стандарт», покрышки «Палмер», авиационные пушки «Эрликон-FF» и копии пулеметов «Виккерс»…
Дальше американцы смотреть не стали. Очередная фальшивка, на которую жалко тратить время.
Никто не обратил внимания на материалы планера. И не придал значения тому, что везде, где можно, детали высверлены для уменьшения взлетного веса.
Опыт боевых действий в Китае остался невостребован. Стереотипы не позволили заренее изучить противника.
«Вас встретят полотняные бипланы»...
«Рейсен» вломил им с такой силой, что запомнили навсегда.
Теперь за обломками развернулась настоящая охота. Но сбитые машины раз за разом уносили тайны на морское дно.
Трижды снаряжались экспедиции на Алеутские острова. Пока на одном из безлюдных пляжей не заметили перевернутый «Рейсен» («Зеро») модификации A6M2, ставший ключом к разгадке многих тайн авиаконструктора Дзиро Хорикоси.
Вольный пересказ уже наверняка вызвал бурю возмущения у всех, кому знакома история японского истребителя.
Все было иначе.
Технологии противника попали в руки американцев в первый день войны. Когда над Перл-Харбором сбили девять «Рейсенов». Анализ фрагментов выявил причину превосходных летных характеристик.
У них высверлены шпангоуты, нервюры и вообще все элементы конструкции!
Чем дольше рассматривали – тем сильнее было изумление. Они имели дело с явно чудны́м противником.
Высверливание деталей уже не казались занудством, по сравнению с тысячами заклепок с потайной головкой. Японцы не стеснялись тратить время на такой способ крепления деталей, ради обеспечения идеальной гладкости обшивки.
Кропотливая работа как следствие прогрессирующей шизофрении. Или, если изволите, следование национальной традиции доводить все линии, вплоть до последнего штриха, до совершенства.
Кресло пилота
Реализация идеи суперлегкого истребителя требовала более значимых аргументов.
Это полная интеграция силового набора крыла и фюзеляжа. При которой корневая часть крыла представляла единое целое с центральной частью фюзеляжа и кабиной пилота.
И алюминиевый сплав от компании «Сумимото», превосходивший по прочности все известные аналоги.
Таким образом были сэкономлены сотни килограммов взлетной массы. А интеграция крыла добавила жесткости всей конструкции. Оставалось осуществить задуманное в условиях массового производства.
Японцев не смущало количество рабочих смен, уходивших на изготовление каждого такого узла. Основные трудности производства были связаны с извечной нехваткой материалов, топлива и сырья.
Американцы выставили «Рейсену» заслуженную оценку – вuilt like a fine watch, как швейцарские часы.
Удивительно, что при всех премудростях конструкции, объем производства истребителей «Митсубиси» А6М составил 11 тысяч единиц. Что прилично даже по меркам Второй мировой войны.
Знакомство с устройством «Рейсена» было делом весьма занятным, но лишенным практического смысла. Никто, по примеру японцев, не собирался так облегчать самолеты.
Силовой набор истребителей «Рейсен», «Уайлкэт» и «Хэллкет»
Янки продолжали крепить обшивку внахлест, почти в два слоя. В ожидании, когда авиационная промышленность представит 2000-сильные истребители, способные превзойти в небе любой «Зеро». Такие, как известный «Корсар». Победитель конкурса на палубный истребитель от 1938 года, чуть опоздавший к началу войны. О достижении оперативной готовности первой эскадрильи палубных F4U-1 было объявлено в декабре 1944 года.
В 1942 году пришлось воевать, используя крохи тех преимуществ, которые имелись у неуклюжего F4F «Уайлд Кэт». На тот момент – основного истребителя ВМС США.
Потом настало время «Акутанского Зеро», который после ремонта смог подняться в воздух. Так стало известно про две ахиллесовы пяты истребителя.
Низкая удельная нагрузка на крыло ожидаемо не являлась благом при высоких скоростях полета. Пилотирование «Зеро» на высокой скорости таило массу неудобств.
Но наиболее ценным открытием стала архаичная топливная система мотора. Который мог утратить работоспособность в крутом пикировании. Этим следовало пользоваться в бою. На горизонтальных виражах «Рейсен» был непобедим.
Чудеса заканчивались при выкатке за ворота цехов
В строевые части поступал практичный боевой самолет, который удовлетворял всем пунктам «невозможного» техзадания 1938 года.
Два часа в боевом режиме и шесть – при полете на крейсерской скорости. Пушечное вооружение. Бомбы. Кислородное оборудование для больших высот. Крепления для подвесных баков. Скорость не менее 500 км/ч и маневренность на уровне бипланов 30-х годов.
Японских пилотов часто представляют фанатичными самоубийцами. Даже не догадываясь, какие вещи скрывались под обшивкой «Рейсена». Например, надувные баллоны и система подачи воздуха – дань морскому призванию истребителя. Он пытался оставаться полезным до конца. Даже при вынужденной посадке на воду.
Размах крыла «Рейсена» не мог превышать 12 метров. Таким было ограничение по габаритам для подъемников авианесущих кораблей. Палубному истребителю в обязательном порядке требовалось устойчивое шасси. А его конструкции пришлось вытерпеть присутствие посадочного крюка, игры со складными законцовками крыла и прочие хитрости палубной авиации.
Одна из загадок и особенностей «Рейсена» – положение горизонтального стабилизатора. Единственный случай подобного среди всех серийных истребителей Второй мировой войны.
Все условия были достигнуты без издевательства над теми, кто эксплуатировал «Рейсен» и готовил его к боевым вылетам.
Отличная обзорность: вперед – благодаря короткому капоту мотора; и назад – благодаря каплевидному фонарю. Никто не удерживал истребитель во время руления за хвост (подобно легендам о «Спитфайре»).
В строевых подразделениях ничего не знали о перегревающихся моторах или «сюрпризах» при выполнении посадки. В противоположность «Мессершмиттам» и «Спитфайрам», где узкая колея основных стоек шасси привела к стольким авариям и проблемам.
Это к тому, насколько лаконичной получилась японская супермашина.
Все сложное было сделано простым. А следы невероятных усилий создателей были навсегда запечатаны в холодном металле. Служащие авиационных частей не должны были знать об этих сложностях.
Единственное, чего не терпел «Рейсен» – грубого хождения ногами по крылу. Что могло вызвать деформацию искусно собранной обшивки. По нажатию рычага из фюзеляжа выдвигались ступени, ведущие в кабину.
Там, где это имело смысл, конструкторы не стеснялись использовать проверенные зарубежные решения. Поэтому «среди обломков лежали винт «Гамильтон-Стандарт», покрышки «Палмер», авиационные приборы «Сперри» и «Пайонир».
Вооружение также было лицензионным.
Японцев не устроил боекомплект швейцарских авиапушек «Эрликон-FF» (аналогичное вооружение имел «Meссершмитт-109» модификации «E»). К началу 1941 года японские истребители обзавелись увеличенным боезапасом – 100 вместо прежних 60 снарядов на ствол.
А еще у «Рейсена» не было бронезащиты.
Двухтонный самолет вдруг испугался присутствия 20 кг бронеспинки
Первоначальный отказ от любых способов повышения живучести был следствием все той же японской шизофрении.
Мнения людей, которые полировали заклёпки. В стремлении облегчить самолет, перешли границы разумного и увлеклись откровенно бесполезными методами.
К середине войны все вернулось на свои места.
Едва заметно потяжелевший «Рейсен» остался мастером воздушного боя. Полный комплект защитных мер, свойственный другим истребителям эпохи. Лобовое бронестекло, 8-миллиметровая спинка кресла пилота и протектированные баки с углекислотной системой пожаротушения.
Как и любой истребитель со звездообразным мотором, «Рейсен» обладал превосходством в живучести над самолетами, чьи двигатели имели уязвимую «рубашку» водяного охлаждения. Моторы с воздушным охлаждением сохраняли работоспособность даже в случаях простреленных цилиндров.
Сама 14-цилиндровая звезда «Накаджима-Сакае», диаметром больше метра, служила дополнительным «щитом» для кабины пилота.
Только одно упоминание о моторе воздушного охлаждения логически опровергает заявления о ничтожной живучести «Рейсена».
Оценить негативные последствия из-за отсутствия бронеспинок (и особенно – протектированных баков) не представляется возможным.
В реальных условиях 1941–1942 годов «Рейсен» уверенно захватил господство в воздухе. Когда же защитные средства были возвращены на свои места, это уже никак не влияло на положение японской авиации.
Затянувшаяся война открывала пути новым героям. «Каваниси Шиден» («Филетовая Молния»), «Хэллкет», «Корсар». Более мощные. Более быстрые. Но ни один из них не показал столь внушительного превосходства над ровесниками, как в свое время сделал «Рейсен».
Главное преимущество «Зеро» – он успел на свою войну
На войну, в которой качество изготовления и боевые характеристики отдельных самолетов имели значение в масштабах крупных операций.
К декабрю 1941 года истребителями «Рейсен» были укомплектованы авиакрылья шести авианосецев, отправленных в рейд на Гавайи. Другие замерли на аэродромах Тайваня, готовые взлететь и обрушить огонь из крыльевых пушек на американские позиции на Филиппинах.
Они исполнили все свои роли. Взлетая с пыльных аэродромов и качающихся палуб авианосцев. Воздушный бой, перехват, дальнее сопровождение, вылеты на штурмовку наземных целей.
Старинные мечи самураев имели односторонние клинки, а это – было по-настоящему обоюдоострое оружие.
Вся боевая слава японцев осталась навсегда связанной с эпохой «Рейсена» («Зеро»). Вместе с памятью союзников об их отчаянном положении в начале войны.
Главным недостатком «Рейсена» была затянувшаяся агония в роли основного истребителя флота. Пришедшие в себя американцы получили целых три года, чтобы «поквитаться» с ним по всем пунктам. За все причиненные обиды и неловкую ситуацию 1941–1942 годов.
Стоит заметить, что подобная участь постигла многие типы боевых самолетов стран «оси».
У «Зеро» было достаточно причин, чтобы стать легендой еще в начале боевого пути. И все остальное в той истории не имело значения. Самый совершенный истребитель 1941–1942 годов.
Источник: topwar.ru