Возможный экстерьер корабля DDG (X)
В начале тридцатых годов ВМС США планируют получить головной эсминец нового проекта, известного как DDG (X). В ближайшее время начнется полноценная разработка этого проекта, а пока флот занимается выработкой требований и определением общего облика корабля. Новый вариант концепт-проекта, показывающий основные пожелания и способы их выполнения, показали несколько дней назад.
Пожелания и подходы
11-13 января в США прошел 34-й Национальный симпозиум Ассоциации надводного флота (Surface Navy Assotiation). В ходе этого мероприятия рассматривались различные вопросы дальнейшего развития надводных сил ВМС США, в т.ч. перспективные проекты кораблей и судов. В частности, с докладом о будущем эсминце DDG (X) выступил руководитель этой программы капитан Дэвид Харт.
Руководитель программы отметил, что перспективный эсминец предназначается для замены имеющихся и планируемых к строительству кораблей типа Arleigh Burke. Согласно актуальным планам, последние будут строиться, как минимум, до конца двадцатых годов, а их эксплуатация продлится до шестидесятых. Однако в начале следующего десятилетия «Берки» начнут дополнять перспективными эсминцами DDG (X).
При всех своих преимуществах, эсминец Arleigh Burke не лишен недостатков. Этот корабль как надводная платформа имеет ограниченные запасы объемов и грузоподъемности для монтажа нового оборудования или вооружения. Кроме того, имеются ограничения по энергоснабжению. Все это затрудняет проведение новых модернизаций с получением всех желаемых возможностей и созданием значительного задела на будущее.
Эсминец DDG (X) и его оснащение
Предполагается, что DDG (X) будет представлять собой вариант эволюционного развития существующих кораблей Arleigh Burke. В нем учтут все недостатки предшественников, а также используют хорошо освоенные идеи и необходимое количество новых решений. Революционный подход с массовым внедрением новых идей и компонентов благоразумно отвергли, помня результаты провального проекта Zumwalt.
В порядке такой эволюции предлагается создать надводную платформу с необходимыми характеристиками и запасом для модернизации. Ее изначально оснастят существующими и новыми компонентами, агрегатами и образцами. В дальнейшем, по мере необходимости и появления перспективных изделий, будут осуществляться модернизации разного масштаба.
Еще одно предложение, направленное на упрощение проекта, будет реализовано в рамках опытно-конструкторских работ. Максимум испытаний узлов и агрегатов планируют проводить на наземных стендах. На морские носители будет поступать максимально развитая и готовая техника, уже не требующая сложной и длительной доводки.
План работ
До конца текущего финансового года ВМС собираются начать разработку предварительного проекта DDG (X). В течение нескольких следующих лет будет создан и окончательный вариант проекта, по которому построят первые корабли серии. Контракт на головной эсминец запланирован на 2028 ф.г. Вскоре после его подписания состоится закладка. На строительство потратят несколько лет, и в начале тридцатых он войдет в состав ВМС.
Планы по следующим кораблям серии пока остаются неизвестными. Кроме того, не уточняется, когда начнется модернизация эсминцев с заменой радиоэлектронного и ракетного вооружения, монтажом лазеров и т.д. Возможно, эти вопросы будут решены только к середине тридцатых годов или позже.
USS Daniel Inouye (DDG-118) — один из последних построенных эсминцев типа Arleigh Burke
Объемы запланированной серии и сроки ее строительства пока не назывались. Возможно, ВМС еще не имеют подобных планов и пока занимаются более актуальными вопросами.
Надводная платформа
В докладе на тему DDG (X) прозвучали все основные особенности будущего корабля. Также названы конкретные образцы оборудования и возможности, предлагаемые к использованию в базовой версии проекта и при его дальнейшем развитии. Кроме того, продемонстрировали гипотетическое изображение эсминца.
Внешне концепт отдаленно похож на современные американские корабли, хотя имеются и характерные отличия. Использован корпус с удлиненной расширяющейся носовой частью, традиционным форштевнем и бортами без открытых проемов. Предусматривается возведение двух надстроек. Одна традиционно будет вмещать мостик и необходимую радиоэлектронную аппаратуру, а в другой разместят ангар для вертолета. Значительную часть систем и агрегатов планируют вписать внутрь корпуса.
К проекту предъявлены новые требования типа SWAP-C (Size, Weight, Power, Cost), связанные с необходимостью создания запаса характеристик для дальнейших модернизаций. Корабль должен иметь отсеки для монтажа всех необходимых изделий и запас в 5% по площадям и 10% по массе. Необходимо использовать интегрированную энергетическую систему с запасом мощности 20% сверх расчетной нагрузки. Система охлаждения должна сразу иметь запас по мощности 20% и возможность его увеличения до 40%.
В проекте DDG (X) требуется в два или более раза сократить заметность корабля в сравнении с нынешними «Берками». Также нужно улучшить эксплуатационные характеристики и повысить живучесть. В конструкции должны быть учтены вопросы работы в высоких широтах.
Универсальная пусковая установка Mk 41
Следует предусмотреть возможность изменения корпуса с получением новых возможностей. Так, в ходе будущей модернизации в центре корпуса может быть добавлена секция Destroyer Payload Module с дополнительным вооружением.
За счет новой энергоустановки и смежных систем нужно улучшить ходовые характеристики. Флот желает увеличить дальность плавания на 50% или более (от исходных 4400 миль у Arleigh Burke), а продолжительность патрулирования в заданной зоне – на 120%. Эффективность по топливу должна вырасти на четверть.
Любопытно, что в недавнем докладе указаны желаемые преимущества корабля перед существующими образцами, но не назван ряд ключевых характеристик. В частности, неизвестны или даже не определены размеры и водоизмещение, характеристики энергоустановки, ходовые параметры и т.д.
Боевой потенциал
ВМС желают получить многоцелевой корабль, по основным возможностям похожий на Arleigh Burke. Он должен решать задачи противовоздушной и противолодочной обороны ордера, а также выполнять удары по различным объектам. При этом нужно обеспечить рост всех основных характеристик в сравнении с сегодняшними кораблями.
Основным средством обзора и обнаружения планируют сделать многоцелевую РЛС AN/SPY-6 (V) 1 AMDR, активные ФАР которой будут размещаться на обеих надстройках. В первой версии проекта предлагают использовать АФАР высотой 14 футов, а при модернизации применят 18-футовые, с увеличенным количеством приемо-передающих элементов. Следующим шагом станет использование РЛС нового поколения типа FPA. Также корабль получит РЛС обзора и управления огнем AN/SPQ-9B, которую в дальнейшем заменят перспективной FXR.
Пуск ракеты SM-6 с установки Mk 41 на корабле типа Arleigh Burke
Концепт-вариант DDG (X) несет две пусковые установки Mk 41 по 16 ячеек каждая – одна на носу, вторая между надстройками. Количество ракет может быть увеличено за счет секции DPM с установкой Mk 41. Кроме того, в дальнейшем ожидается появление новой унифицированной пусковой установки под контейнеры большего диаметра. На месте 16-ракетной Mk 41 можно будет разместить 12 ячеек такого типа.
Примечательно, что по количеству ячеек в ПУ перспективный эсминец из доклада серьезно уступает существующим кораблям «Арли Берк». При этом в корпусе и на палубе достаточно места для дополнительных установок. Возможно, в презентации не стали раскрывать весь потенциал конструкции даже в предполагаемом ее виде. Соответственно, реальные корабли получат большее количество ПУ и в этом отношении не будут уступать нынешним вымпелам.
Корабль в базовой комплектации сможет использовать весь спектр ракетных вооружений, совместимых с Mk 41. Это могут быть ударные, противокорабельные, зенитные и др. ракеты. Перспективная установка сохранит совместимость с этим оружием, а также сможет применять будущие гиперзвуковые или иные ракеты.
Оборона ближней зоны изначально будет обеспечиваться двумя зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM с 21 ракетой на каждом. В будущем их могут дополнить или заменить перспективными боевыми лазерами мощностью по 600 кВт. Кроме того, хотят внедрить 150-киловаттный лазер.
Надводное будущее
Недавно опубликованные данные о проекте эсминца DDG (X) представляют большой интерес. При этом в первую очередь необходимо обратить внимание не на ожидаемый прирост характеристик, предлагаемые компоненты и т.д., а на основные подходы, использованные при формировании облика корабля.
Зенитный ракетный комплекс RIM-116 RAM
ВМС США имеют большой опыт строительства и эксплуатации эсминцев Arleigh Burke. Кроме того, они потерпели громкую и дорогую неудачу с «революционным» проектом Zumwalt. С учетом такого опыта было решено использовать в новой программе DDG (X) эволюционный подход, исключающий чрезмерно сложные и смелые идеи и решения.
При этом «скромность» на ранних этапах проекта не исключает дальнейшее развитие с постепенным внедрением более сложных образцов и идей. Однако в таких процессах ВМС собираются проявлять осторожность и не будут торопиться, если такое ускорение станет угрожать проекту и/или кораблестроительной программе.
Предложенный подход выглядит здраво и, по всей видимости, позволяет ВМС США рассчитывать на получение всех желаемых результатов – как минимум, при проектировании и строительстве первой версии эсминца. Недавний доклад показывает, что DDG (X) может стать достаточно удачным современным кораблем с широкими боевыми возможностями. А в дальнейшем возможно проведение желаемых модернизаций с понятными последствиями.
В целом проект DDG (X) в его нынешнем виде предварительного концепта дает Пентагону определенные поводы для оптимизма и позволяет строить реалистичные планы на будущее. Удастся ли таким кораблям повторить все успехи существующих «Берков» – большой вопрос. Однако можно предполагать, что они без труда превзойдут неудачную серию Zumwalt и сделают реальный вклад в развитие флота. Впрочем, реальные результаты нового проекта появятся только через 10-12 лет, и до тех пор все задачи будут лежать на эсминцах Arleigh Burke – со всеми их преимуществами и недостатками.
Источник: topwar.ru