Проектный облик судна пр. 02670
После нескольких лет строительства и преодоления трудностей спущено на воду и выведено на заводские ходовые испытания новое океанографическое исследовательское судно «Евгений Горигледжан» пр. 02670. В ближайшее время оно пройдет все необходимые проверки и будет передано заказчику в лице Главного управления глубоководных исследований министерства обороны. Этому судну предстоит стать очередным инструментом для решения исследовательских и специальных задач.
Из буксиров в науку
История океанографического исследовательского судна (ОИС) «Евгений Горигледжан» восходит к началу восьмидесятых годов. В 1983 г. в Польше по советскому заказу был построен спасательный буксир «Нефтегаз-4» пр. В-92. Позже он был передан ВМФ СССР и в течение нескольких десятилетий нес службу в исходном качестве. По мере продолжения службы буксир менял обозначения, пока не стал МБ-305.
В первой половине десятых годов было принято решение перестроить МБ-305 в ОИС нового проекта для ГУГИ. Предполагалось, что использование имеющейся платформы упростит и ускорит строительство специального судна. После запланированного капитального ремонта и доработки корпус ледового класса и другие конструкции могли бы продолжать службу еще 20-25 лет.
Корпус бывшего буксира во время закладки ОИС, 19 марта 2016 г.
Проект перестройки буксира в ОИС был разработан в ЦМКБ «Алмаз» и получил индекс «02670». Выполнение работ поручили Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь». В середине десятилетия завод приступил к подготовке буксира к будущим работам. С судна удалили надстройку и другие лишние агрегаты, сняли лакокрасочное покрытие и т.д.
Долгое строительство
19 марта 2016 г. на «Янтаре» состоялась церемония закладки будущего ОИС. Новый вымпел был назван в честь Евгения Алексеевича Горигледжана (1934—2014) – генерального конструктора специальных атомных подлодок разработки ЦМКБ «Алмаз».
Согласно планам того времени, работы должны были занять менее двух лет. Передача ОИС заказчику была запланирована на 2017 г. Тем не менее, эти планы выполнить не удалось. Проект перестройки столкнулся с некими трудностями, характер которых до сих пор достоверно не известен. Из-за них темп работ сократился, а в конце 2018 г. проект пришлось приостановить. Осенью 2019-го недостроенное океанографическое судно спустили на воду и отвели к причалу, что позволило освободить стапель для другого заказа.
Спуск судна на воду, 25 декабря 2020 г.
На фоне этих событий ГУГИ и судостроительная промышленность искали выход из сложившейся ситуации. По итогам этих мероприятий в январе 2020 г. появился дополнительный контракт на завершение строительства. Он уточнял условия проведения работ и назначал новые сроки их завершения – 2021 г.
Вскоре после появления нового контракта «Евгений Горигледжан» вернулся на стапель для продолжения работ. Официальный спуск судна на воду состоялся 25 декабря 2020 г. Его отвели к причальной стенке для достройки и подготовки к будущим испытаниям. Основные мероприятия были завершены в первые месяцы прошлого года. В начале июня сообщили о старте швартовных испытаний.
В августе прошлого года НПО «Винт» из состава Центра судоремонта «Звездочка» завершило испытания и передало «Янтарю» т.н. комплекс обеспечения движения и маневрирования для нового ОИС. Выдвижная колонка и подруливающие устройства для «Евгения Горигледжана» были разработаны «Винтом» в сотрудничестве с «Алмазом», причем работы заняли всего год.
Согласно некоторым предположениям, пр. 02670 изначально предусматривал использование иностранного комплекса обеспечения движения, но поставки таких изделий оказались невозможными. Это привело к необходимости разработки собственных агрегатов, а также к смещению сроков строительства и сдачи ОИС заказчику.
«Евгений Горигледжан» у достроечной стенки, 2021 г.
В дальнейшем был выполнен монтаж всех новых агрегатов, после чего состоялись новые испытания и прошла подготовка к выходу в море. 26 января 2022 г. завод «Янтарь» сообщил, что накануне «Евгений Горигледжан» совершил переход из заводской акватории в порт Балтийска. Экипаж судна и сдаточная команда завода заняты подготовительными мероприятиями, и скоро состоится первый выход в море на заводские ходовые испытания.
Запланировано несколько испытательных выходов, во время которых ОИС должно подтвердить расчетные характеристики. Также, возможно, проверку пройдет целевое оборудование судна. По итогам всех этих мероприятий его передадут заказчику. Дата сдачи пока не объявлена, но это может состояться уже в текущем году.
Ранее ГУГИ сообщало, что «Евгений Горигледжан» войдет в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности станут Черное и Средиземное море, а также Атлантический океан. При этом ходовые и иные характеристики позволят ему работать и в других районах, помогая прочим флотам.
Для специальных задач
По известным данным, в ходе строительства нового исследовательского судна готовый корпус буксира в целом был сохранен. На нем установили новую надстройку иной конструкции, что позволило высвободить дополнительные площади на палубе. Они предназначены для размещения разнообразных грузов, таких как подводные аппараты или специальное оснащение.
Судно отправляется в Балтийск, 25 января 2022 г.
ОИС пр. 02670 имеет длину 81 м при максимальной ширине 16 м. Водоизмещение – 4 тыс.т. Собственный экипаж судна будет составлять 32 чел. Также предусмотрены места для 25 чел. научного персонала, отвечающего за эксплуатацию специального оснащения.
Тип главной энергоустановки и использованные агрегаты неизвестны. В состав комплекса обеспечения движения и маневрирования от НПО «Винт» входят выдвижная поворотная колонка ВПК500 и два подруливающих устройства ПУ130Ф. С их помощью судно сможет показывать достаточно высокие ходовые и маневренные характеристики, а также сохранять заданное положение при проведении работ.
Сообщалось, что «Евгений Горигледжан» станет носителем разнообразной научной аппаратуры. При этом точный состав подобного оснащения, по понятным причинам, не раскрывается. Известно, что на борту будут присутствовать обитаемые глубоководные аппараты типа «Консул» или «Русь» и спасательные аппараты «Бестер». Для работы с ними и с другими грузами на палубе имеются подъемные краны.
По официальным данным, новое ОИС предназначено для проведения подводно-технических работ, экологического мониторинга, исследований придонного слоя, а также для участия в поисково-спасательных операциях. Однако нужно отметить, что судно предназначается для ГУГИ – особой структуры Минобороны со специальными задачами. Из этого следует, что функции «Евгения Горигледжана» гораздо шире названных. Все возможности и полный потенциал судна засекречены и вряд ли когда-либо будут раскрыты.
Проблемы решены
Согласно первоначальным планам, на строительство и испытания нового исследовательского судна «Евгений Горигледжан» требовалось менее двух лет, и к концу 2017 г. оно должно было пополнить состав Черноморского флота. По объективным причинам, работы серьезно затянулись и даже на время приостанавливались. К счастью, с возникшими проблемами удалось разобраться, и уже видны результаты этого. Новое ОИС достроено и прошло швартовные испытания, а теперь готовится к выходу в море.
По всей видимости, с основными проблемами перспективного проекта 02670 удалось справиться, благодаря чему теперь работы идут в соответствии с графиком. В ближайшие месяцы новое судно пройдет испытания, и уже к концу года может быть передано заказчику. Затем оно совершит переход к месту базирования и начнет службу.
Какие задачи предстоит решать ОИС «Евгений Горигледжан», его экипажу и научному персоналу – неизвестно. Более того, их не будут раскрывать и по мере проведения работ. Однако понятно, что получение нового вымпела поможет ГУГИ собирать больше информации и проводить больше специальных мероприятий, имеющих критическое значение для флота и обороноспособности страны.
Источник: topwar.ru