Несколько лет назад был впервые представлен перспективный плавающий бронетранспортер БТ-3Ф. Этот образец был создан на базе боевой машины пехоты БМП-3 и предназначался для подразделений морской пехоты или сухопутных войск. К настоящему времени бронетранспортер прошел часть необходимых испытаний, и прямо сейчас завершаются очередные подобные мероприятия. Кроме того, сообщается о готовности к будущему производству.
Всесторонняя проверка
Решение о создании нового БТР на базе БМП-3 было принято в начале прошлого десятилетия, и курганское Специальное конструкторское бюро машиностроения приступило к работам. Премьера опытной машины БТ-3Ф состоялась через несколько лет на форуме «Армия-2016». Затем началась подготовка к испытаниям.
В феврале 2019 г. руководство СКБМ сообщило о начале ходовых испытаний. В течение нескольких следующих месяцев, до осени того же года, опытный БТ-3Ф должен был показать свои ходовые характеристики и их соответствие техническому заданию. В том же году стало известно, что министерство обороны проявляет интерес к новой бронемашине, однако требует повысить ее огневую мощь.
Теперь стало известно о проведении и скором завершении очередного этапа проверок. 8 февраля агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу госкорпорации «Ростех» сообщило, что БТ-3Ф находится на стадии предварительных испытаний. Они начались более года назад и приближаются к своему окончанию.
В ходе предварительных испытаний БТ-3Ф показал все основные характеристики, был испытан стрельбой и подтвердил устойчивость к различным факторам, в т.ч. к средствам поражения. Также прошли испытания на морском полигоне, подтвердившие требуемые водоходные качества. Как скоро завершится текущий этап испытаний, и какие проверки еще предстоит пройти бронемашине, не уточняется.
Параллельно с испытаниями осуществлялась подготовка производства. «Курганмашзавод» готов начать сборку новой техники практически сразу после получения заказа. Минобороны пока не размещало контракты на БТ-3Ф, но разработчики и производители рассчитывают на их появление.
На существующей платформе
Бронетранспортер БТ-3Ф представляет собой глубоко переработанный вариант серийной БМП-3. Проект предусматривает серьезное изменение конструкции и оснащения при одновременном сохранении ряда агрегатов. За счет этого сохраняется высокая степень унификации с серийным образцом и обеспечивается эффективное решение новых задач при получении высоких характеристик.
Основные изменения в проекте БТ-3Ф затронули существующий бронекорпус. Вместо подбашенного листа на нем разместили новую надстройку достаточной высоты. С ее помощью на месте бывшего боевого и десантного отделения организовали крупный отсек на 14 мест. Посадка и высадка осуществляются через кормовые люки, почти как на БМП-3. Командир и водитель по-прежнему располагаются в носу корпуса и имеют собственные люки.
Прочие элементы корпуса почти не изменились. Также остались прежними силовая установка на основе дизеля УТД-29М и ходовая часть с торсионной подвеской. За счет этого ходовые качества остались на прежнем уровне. Сохранены водометные движители для плавания – ключевой функции новой машины.
В исходной комплектации БТ-3Ф нес дистанционно управляемый боевой модуль под пулемет нормального или крупного калибра. Также были сохранены два курсовых пулемета, характерные для БМП-3. Сообщалось, что такой состав вооружения не устроил российское Минобороны. В связи с этим СКБМ намеревалось разработать новый комплекс вооружений с 30-мм автоматической пушкой.
На форуме «Армия-2021» впервые показали арктический вариант бронетранспортера. Он отличается использованием более широких гусениц, уменьшающих удельное давление на грунт, а также несет дополнительный отопитель для обитаемых объемов. Для улучшения ситуационной осведомленности предусмотрен собственный беспилотник-квадрокоптер.
Универсальный образец
Плавающий бронетранспортер БТ-3Ф имеет ряд характерных особенностей и преимуществ, представляющих большой интерес с точки зрения эксплуатации и применения. Благодаря им машина имеет высокий потенциал и способна найти свое место в разных родах войск. Ее способности и возможности будут полезны как для сухопутных войск, так и для морской пехоты.
Ключевой особенностью БТ-3Ф является возможность плавания с высокими характеристиками. Ее предлагается использовать как для преодоления водных преград без сторонней помощи, так и при осуществлении морских десантов. В последнем случае бронетранспортер способен максимально реализовать весь свой потенциал и преимущества перед другими образцами бронетехники.
Очевидные преимущества технического и эксплуатационного характера дает унификация с БМП-3. БТР и БМП с близкими характеристиками могут работать в одних порядках на суше и на воде. При этом машины разных типов должны решать отличающиеся задачи, что дает очевидные преимущества тактического характера.
Новый гусеничный БТР выгодно отличается от существующих колесных машин аналогичного назначения. Он имеет более мощное бронирование, а гусеничный движитель обеспечивает улучшенную проходимость. Кроме того, БТ-3Ф перевозит большее количество бойцов и обеспечивает их безопасное спешивание через корму. Вооружение БТР разных типов, в зависимости от модификаций, в целом сопоставимо. Однако плавающий БТ-3Ф несет дополнительные курсовые пулеметы, которые дают заметный прирост огневой мощи.
Заказы и производство
БТ-3Ф создавался как для отечественной армии, так и для иностранных заказчиков. Более того, уже найден первый покупатель и получен первый контракт на серийное производство. Также ожидается дополнительный заказ на большее количество бронемашин.
Стартовым заказчиком новых БТ-3Ф стала Индонезия. На вооружении ее морской пехоты давно состоят машины БМП-3Ф, и предполагается развивать парк подобной техники. С этой целью в апреле 2019 г. был подписан контракт на поставку 22 боевых машин пехоты и 21 плавающего бронетранспортера. Общая стоимость машин БТ-3Ф составила 67,2 млн долл. США.
Передача готовой техники ожидалась в ближайшие годы, но новости такого рода пока не появлялись. Вероятно, производство серийных БТ-3Ф еще не начиналось из-за продолжающихся испытаний. Тем не менее, как сообщается, производственные мощности уже готовы к серии.
В марте 2020 г. стало известно, что Минобороны Индонезии планирует сделать еще один заказ на российскую бронетехнику. Оно выделило 286 млн долл. для приобретения новой партии из 79 бронетранспортеров БТ-3Ф. По результатам этого контракта общее количество новых машин должно было достигнуть 100 ед. Однако, по неизвестным причинам, соглашение до сих пор не подписано. Возможно, индонезийская сторона ожидает завершение выполнения первого контракта, и затем заключит новый.
Ранее сообщалось, что российское военное ведомство тоже заинтересовалось плавающим БТ-3Ф, но его не устроила базовая комплектация, а именно вооружение. СКБМ планировало создать вариант с повышенной огневой мощью и вновь предложить его Минобороны. Судьба такого проекта пока остается неизвестной. После тех сообщений на выставках появлялись только образцы с пулеметным вооружением.
Решит ли российское Минобороны закупать БТ-3Ф, пока не ясно. Однако последние новости о проведении испытаний дают повод для оптимистичных прогнозов. Если бронетранспортер справится со всеми проверками, его могут заказать и для российской армии. Такая техника имеет ряд преимуществ и будет полезной для наших вооруженных сил.
На стадии испытаний
Согласно последним новостям, перспективный бронетранспортер БТ-3Ф все еще находится на стадии испытаний. Однако мероприятия продвигаются вперед, и один из основных этапов близок к своему завершению. Это приближает момент запуска серийного производства в интересах тех или иных заказчиков.
Уже имеется заказ на два десятка серийных бронетранспортеров, а также ожидается новый, еще на 79 ед. При этом все БТ-3Ф пока будут отправляться за границу. Будут ли строиться такие машины для нашей армии, неизвестно. Однако организации-разработчики выразили готовность выполнить ее требования и разрабатывают усовершенствованные варианты проекта.
Источник: topwar.ru