Достанется всем
У программы Next Generation Air Dominance (NGAD) довольно запутанная и долгая история. Обычно её связывают с американскими Военно-воздушными силами, но ВМС США работают над программой с таким же названием. При этом они отличаются в плане требований, а непосредственно флотский истребитель шестого поколения имеет условное обозначение F/A-XX.
Как бы там ни было, чаще говорят о перевооружении Военно-воздушных сил, которые, как стало известно, ждёт сокращение типов используемых машин. Из всех своих истребителей ВВС хотят оставить только F-35, F-15 и F-16. Место F-22, который в обозримом будущем отправят на покой, займёт Next Generation Air Dominance.
Это, конечно, условное обозначение. Более того, сейчас нельзя ответить наверняка, будет ли машина пилотируемой или беспилотной. В секрете держат её характеристики, а единственным свидетельством прогресса NGAD стало прошлогоднее заявление ВВС США об испытаниях «полномасштабного демонстрационного образца», который «побил множество рекордов». Тогда же в Военно-воздушных силах выразили максимальную готовность к созданию перспективного истребителя.
Концепт Northrop Grumman
Официальных (с некоторыми условностями) изображений перспективного самолета становится всё больше, и, нужно сказать, они вызывают много вопросов. Недавно любители авиации активно обсуждали ролик корпорации Northrop Grumman — одной из ведущих оборонных компаний США, создавшей когда-то бомбардировщик B-2 и работающей сейчас над его преемником в лице B-21 Raider.
Northrop Grumman показало видео с ангаром, где стоят самолеты. На переднем плане слева находится концепт чрезвычайно крупного малозаметного истребителя без вертикального оперения и с воздухозаборниками, расположенными в верхней части (на изображении мы видим только один из них). Сложно сказать, что именно показала Northrop Grumman. Однако самым логичным (с учётом недавнего заявления ВВС про испытание истребителя шестого поколения) видится предположение, что это Next Generation Air Dominance.
Показанный самолет сравнили с экспериментальной крылатой машиной Scaled Composites Model 401, которую создала Scaled Composites — дочерняя компания Northrop Grumman. Его воздухозаборник находится сверху за кабиной, а в центральной части фюзеляжа имеются отсеки для размещения оборудования.
Однако с выводами спешить рано. Хоть мы не знаем, кто именно работает над «шестеркой» для ВВС, однако всё говорит не в пользу Northrop Grumman. Как уже отмечалось выше, сейчас компания занята разработкой B-21. Кроме того, у её конкурента в лице Lockheed Martin гораздо больше опыта в разработке малозаметных истребителей: именно она создала F-22 и F-35.
«Финансовый директор Lockheed Martin намекнул, что аэрокосмический гигант работает над новой авиационной программой — и подсказки предполагают, что это может быть новый секретный истребитель ВВС», — писало в прошлом году издание Popular Mechanics.
В представлении ВВС США
Масла в огонь подливают сами Военно-воздушные силы США. Очередное видение того, чем может быть перспективный истребитель шестого поколения, ВВС показали весной 2021-го. Пилотируемая машина получила два двигателя и вертикальное оперение. Воздухозаборники, что примечательно, находятся сверху, как у концепта Northrop Grumman.
Ещё один малозаметный истребитель (впрочем, с более «традиционным» расположением воздухозаборников) показали в прошлом году в материале, посвящённом 73-летию Военно-воздушных сил США. Самолет имеет треугольную форму и отдалённо похож на изображения полумифической «Авроры», которые можно встретить в Сети.
Самым примечательным здесь видится наличие летчика. Не секрет, что многие рассматривают истребитель шестого поколения в качестве БПЛА. В то же время нельзя исключать, что Next Generation Air Dominance будет опционально-пилотируемой машиной.
Реальный облик
В этом году на предприятии корпорации Lockheed Martin, недалеко от штаб-квартиры её подразделения Skunk Works, обнаружили модель неизвестного летательного аппарата, которую некоторые идентифицировали как NGAD.
Если это действительно так, самолет очень похож на концепты «шестерок», которые можно встретить в Интернете уже много лет, в частности, минималистический концепт Boeing.
Лишённый вертикального оперения самолет лучше вписывается в требования малозаметности, в то же время это может сказаться на управляемости и маневренности летательного аппарата. Последнее, нужно полагать, уже не так значимо, как раньше. В силу развития ракетных вооружений.
Но так ли важен сам облик летательного аппарата?
Газета.ru приводит слова научного сотрудника Центра оборонных и внешнеполитических исследований Городского университета Нью-Йорка Рика Уормолда:
«NGAD это больше не самолет. Истребитель только часть системы. Будущая война в воздухе будет представлять собой совместное использование передовых сетей и взаимосвязанных семейств разного рода аппаратов.»
По его словам, возможно, летчик Next Generation Air Dominance будет вообще не нужен. Однако нужно помнить, что вместе с развитием БПЛА прогрессируют и средства борьбы с ними. И судя по концептам, которые мы видели, полностью отказываться от пилота создатели шестого поколения не планируют.
«Шестерка» для ВМС
Этой осенью мы стали свидетелями ещё одного концепта шестого поколения, который, впрочем, касался уже не ВВС, а Военно-морских сил США. Слово «концепт» в данном случае звучит даже чересчур громко. По сути это лишь изображение, на котором можно увидеть разве что общие очертания истребителя.
Самолет показали в документе под названием «Видение авиации ВМС, 2030—2035». Истребитель имеет весьма оригинальную конструкцию крыла и переднее горизонтальное оперение. Также, вероятно, имеется V-образное оперение (по изображению об этом довольно сложно судить). В любом случае машина сильно отличается от того, как показывали F/A-XX раньше.
Напомним, ранний концепт Boeing выполнен по схеме «бесхвостка»: сообщалось, что самолет хотят видеть в пилотируемой и беспилотной версиях. В облике 2013 года истребитель имел переднее горизонтальное оперение и был лишён вертикального.
Почему же произошли такие метаморфозы? Возможно, создатели решили выбрать более «классическую» компоновку. Нечто подобное случилось в 90-е, когда более традиционный Lockheed YF-22 предпочли Northrop/McDonnell Douglas YF-23. В любом случае мы почти наверняка сможем в ближайшие годы увидеть демонстратор шестого поколения, после чего многие вопросы автоматически сойдут на «нет». Будет ли это аппарат для ВВС или ВМС США — не так важно.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru
Источник: topwar.ru