Вертолет MD 530F в гражданской версии
Удачный в техническом и эксплуатационном отношении вертолет может раз за разом проходить модернизацию и оставаться в производстве и в строю в течение длительного времени. Хорошим примером подобной конструкции является американский многоцелевой вертолет Hughes / McDonnell Douglas MD 530F. Он был создан в начале восьмидесятых на базе достаточно старой машины, но до сих пор производится и становится основой для новых модификаций.
Длинная родословная
История проекта MD 530F восходит к началу шестидесятых годов, когда армия США запустила конкурс по разработке «легкого вертолета для наблюдения» Light Observation Helicopter (LOH). Победителем этой программы стала компания Hughes Helicopters со своим проектом Model 369. Этот вертолет в 1966 г. был принят на вооружение под официальным обозначением OH-6A Cayuse.
Параллельно с работами по будущему военному вертолету шло проектирование унифицированной гражданской машины Model 500. Уже в 1967 г. ее вывели на рынок, и вскоре началось выполнение первых коммерческих контрактов. Кроме того, почти сразу стартовала разработка новых модификаций с теми или иными особенностями. В результате к началу восьмидесятых сформировалось полноценное семейство техники под общим названием Hughes 500.
В начале восьмидесятых «Хьюз» разработала новую модификацию вертолета – Hughes 530F с улучшенной силовой установкой и новым приборным комплексом. 22 октября 1982 г. опытный образец этого типа впервые поднялся в воздух. Испытания и сертификация завершились в середине 1983-го, и уже в начале следующего года первые серийные вертолеты отправились к заказчикам.
В январе 1984 г. компанию Hughes Helicopters купила корпорация McDonnell Douglas. Через несколько месяцев ее переименовали в McDonnell Douglas Helicopter Systems. Вместе с компанией название сменили и вертолеты. Так, новейшая машина теперь обозначалась как MD 530F – и под этим названием получила самую широкую известность.
В дальнейшем бывшее вертолетное производство «Хьюз» еще несколько раз меняло хозяев и реорганизовывалось. Так, в 1997 г. оно вместе с «Макдоннелл-Дуглас» вошло в состав Boeing, а затем гражданское производство вновь продали. По результатам всех этих преобразований образовалась современная компания MD Helicopters, Inc. При этом обозначения техники больше не изменялись.
Разведывательно-боевые MD 530F Cayuse Warrior в полете
Новые версии
При всех своих преимуществах, к концу девяностых годов вертолет MD 530F морально устарел. В связи с этим MD Helicopters провела его первую глубокую модернизацию. Фюзеляж, силовая установка, несущая система и ряд общевертолетных систем остались без значительных изменений. В то же время, кардинально переработали и обновили приборное оснащение. При этом улучшенный MD 530F не рассматривался как новая модификация.
Следующим шагом в развитии семейства стало создание разведывательно-боевого вертолета MD 530F Cayuse Warrior. Он отличается новым набором авионики и средств связи для решения боевых задач. Кроме того, предусмотрена установка ствольного и ракетного вооружения.
В 2013 г. в воздух впервые поднялся опытный вертолет MD 530G. Он отличается более развитым прицельно-навигационным комплексом с возможностью работы в темное время суток. Также были интегрированы некоторые образцы управляемого вооружения и увеличен перевозимый боекомплект.
В 2015 г. компании MD Helicopters и Boeing представили опытный вертолет Unmanned Little Bird. Он сохранил все характеристики, но получил новые системы управления. В зависимости от поставленной задачи, такой вертолет может летать с пилотами в кабине или в беспилотном режиме.
Весьма вероятно, что на этом развитие вертолета MD 530F не остановится. Эта машина по-прежнему показывает высокие характеристики и остается достаточно удачной многоцелевой платформой. Кроме того, процессы обновления MD 530F могут положительно сказаться на дальнейшем развитии других машин семейства MD 500 – и повлиять на их коммерческие успехи.
Современная разработка
MD 530F во всех вариантах представляет собой легкий многоцелевой вертолет, внешне и по конструкции похожий на других представителей семейства «500». Вертолет построен на основе каплеобразного фюзеляжа с тонкой хвостовой балкой, Т-образным хвостовым оперением и лыжным шасси. Основная часть агрегатов выполнена из алюминиевых сплавов.
Доставка вертолетов Cayuse Warrior армии Афганистана
Главное отличие MD 530F от предыдущих модификаций заключалось в использовании газотурбинного двигателя Alisson / Rolls Royce 250-C30 мощностью 650 л.с. За счет такой силовой установки был получен прирост высотных характеристик и улучшена экономичность. Через главный редуктор мощность раздается на пятилопастной несущий винт диаметром 8,33 м и двухлопастной рулевой винт.
Большую часть объемов фюзеляжа занимает кабина. В ее передней части, имеющей остекление большой площади, помещаются два пилота. За ними предусмотрен объем для двух или трех пассажиров либо груза. Полезная нагрузка вертолета базовой модификации достигает 738 кг. Для боевой версии Cayuse Warrior этот параметр доведен до 979 кг.
Рабочие места пилотов оснащены общей Т-образной доской управления с многофункциональными экранами, индикаторами иных типов и различными органами управления. Двигатель и винты контролируются при помощи простой механической проводки. Набор бортовой аппаратуры зависит от модификации вертолета. К примеру, боевой вертолет оснащается комплексом управления вооружением Mission Configurable Armament System (MCAS) с двумя индикаторами-прицелами на лобовом стекле и прочими приборами.
Часть афганского вертолетного парка
MD 530F в исходной конфигурации имеет длину (с учетом винта) ок. 10 м и высоту менее 2,7 м. Масса пустого вертолета – ок. 720 кг. Максимальная взлетная определена в 1700 кг. Максимальная скорость превышает 280 км/ч, дальность – 480 км. Практический потолок – более 4300 м.
Разведывательно-боевой вертолет Cayuse Warrior имеет схожие характеристики. При этом он лишен пассажирской кабины, что дало экономию массы. Вместо дверей кабины устанавливаются заглушки, на которых закреплены плоскости с двумя точками подвески. Вертолет может нести контейнеры HMP400 с крупнокалиберными пулеметами M3 (боекомплект 400 патронов) либо упрощенные системы подвески пулеметов. Также вертолет несет блоки M265 под
70-мм неуправляемые ракеты.
Вертолет MD 530G отличается наличием оптико-электронной станции L-3 Wescam MX-10D, «шар» которой подвешен под носом фюзеляжа. Она имеет дневной и ночной каналы, а также лазерный дальномер-целеуказатель. Размах крыла увеличен, что позволило установить две дополнительные точки подвески. Благодаря ОЭС вертолет может применять управляемое оружие с лазерными головками самонаведения.
Опытный MD 530G
Заслуженная популярность
Первые заказы на поставку Hughes / MD 530F были получены еще на стадии разработки и испытаний. Эту технику построили и передали покупателю уже в 1984 г., чуть больше чем через год после первого полета. В дальнейшем поступали новые заказы на крупные партии вертолетов. Их появлению помогала уже сложившаяся репутация семейства Hughes 500.
По разным данным, к настоящему времени общее число вертолетов линейки вышло на уровень 5,5-6 тыс. и продолжает расти. Значительная часть этих поставок пришлась на модификацию MD 530F. Ее заказывали армии разных стран, силовые структуры в США и за рубежом, а также различные коммерческие организации.
Подобные тенденции наблюдаются и сейчас, однако в последние годы основную массу продаж обеспечивают военные заказчики в лице Пентагона и иностранных структур. К примеру, с 2011 г. США в порядке военно-технической помощи закупали и передавали Афганистану вертолеты MD 530F в многоцелевом и боевом исполнении, а также другие образцы 500-го семейства. Планы предусматривали передачу более 200 вертолетов в течение длительного времени. На практике успели передать менее сотни, из них треть составили MD 530F. После известных событий поставки прекращены.
Вариант боевой нагрузки
В 2017 г. новые MD 530F Cayuse Warrior в особой комплектации получила Саудовская Аравия. В тот же период сообщалось о наличии заказов от Иордании, Кении и некоторых других зарубежных стран. Часть новых контрактов заключалась на коммерческой основе, а другие экспортные поставки планировались в порядке помощи от США.
Ранее, в 2015 г. был подписан первый контракт на вертолеты модификации MD 530G. Стартовым заказчиком этой техники стала Малайзия. Армейская авиация ее вооруженных сил получила и начала осваивать такие вертолеты в 2017-18 гг. На фоне этих событий США заявили о скорой поставке шести машин версии «G» вооруженным силам Ливана – вновь по программе помощи.
Беспилотная модификация Unmanned Little Bird заинтересовала армию Южной Кореи, и в сентябре 2016 г. был подписан меморандум о сотрудничестве и продолжении разработки этого проекта. В случае успеха Сеул планировал заказать значительное количество новых вертолетов, и поставки могли начаться после 2021-22 гг. Однако пока о завершении разработки и подписании контракта не сообщалось.
История продолжается
Многоцелевой вертолет MD 530F представляет интерес, как минимум, своей историей. Он появился почти 40 лет назад и стал продолжением семейства, которое к тому времени успело отметить свое 15-летие. Несмотря на солидный возраст, и семейство в целом, и вертолет MD 530F продолжают развиваться, производиться и поставляться заказчикам.
Количество выпущенных и проданных вертолетов семейства в целом и основных его модификаций продолжает расти. Однако к настоящему времени появилось множество конкурирующих образцов, и представителям линейки MD 500 не всегда удается выиграть выгодный контракт. Вследствие этого в последние годы основная масса экспортных поставок военных вертолетов осуществляется за счет Пентагона и в рамках помощи.
Компания MD Helicopters делает все возможное и постоянно улучшает свои вертолеты, чтобы заинтересовать новых заказчиков и удовлетворить требования уже имеющихся. Удастся ли ей сохранить или улучшить свое положение на рынке – неизвестно. Но очевидно, что длительная история и положительный опыт эксплуатации недостаточны для победы над конкурентами.
Источник: topwar.ru