«Сверчок» для негодяя

«Сверчок» для негодяя

Flottentender «C»

Сколько уже было размышлений и мнений на тему о роли личности в истории. Сколько говорено и написано…

Что было нужно для того, чтобы такая пассионарная нация, как немцы, давшая человечеству множество учёных, композиторов, педагогов, врачей и философов, исторгла на свет из неведомых пучин хаоса и безвременья невзрачную личность – ефрейтора-пехотинца, израненного, травленного газами на полях сражений мировой войны?

Что нужно для того, чтобы совершенно безграничную власть в стране смогли захватить мерзавцы и негодяи?

Всего-то ничего: нация, поставленная в унизительное положение, харизма лидера и деньги…

В Германии в промежутке меж двух мировых сложились такие условия, которые позволили нацистам прийти к власти. С поражением немцы смириться не смогли. Массами овладевала мысль, что демократия – это система, навязанная германскому народу, противоречащая его традициям и характеру, а положения Версальского договора, запрещающие иметь нормальную армию, и выплаты непомерных репараций расценивались как вопиющая несправедливость. Нация была унижена – дальше некуда.

Фюреру оставалось лишь играть на настроениях общества.

Призывы вернуть Германии её бывшее величие ложились бальзамом на души немцев. Население было готово терпеть любые ограничения ради возрождения Великой Германии.

Основой политики нацистского режима стала подготовка к реваншу за проигранную Первую мировую войну. В таком же духе велась и пропагандистская обработка населения.

Харизмы лидера хватило бы на троих.

А деньги дадут банкиры и крупные промышленники после победы его партии на выборах в рейхстаг в 1933 году. И на реконструкцию промышленности, и на развёртывание большого строительства, и на создание стратегических резервов. Они первыми учуют, что запахло барышами и к чему тут дело клонится…

В 1934 году немецкие промышленники решили сделать подарок новоиспечённому рейхсканцлеру и фюреру Германии в одном лице.

Для этой цели в Гамбурге на верфи судостроительной компании Blohm & Voss было заложено в июне 1934 года судно типа авизо под временным названием Flottentender «C».

«Сверчок» для негодяя

«Сверчок»

Немцы умели строить быстро, и 15 декабря того же года оно был спущен на воду с названием Grille.

Имя было призвано подчеркнуть преемственность поколений, поскольку еще в 1857 году прусский флот имел в своём составе королевскую яхту под названием Grille.

«Сверчок» для негодяя
Ее имя было выбрано королем Фридрихом Вильгельмом IV по пьесе Шарлотты Берч-Пфайффер Grille («Сверчок»).

Это был первый пароход прусского военно-морского флота, оснащенный гребным винтом, а не гребными колесами, как более ранние суда. Он был исключен из военно-морского регистра лишь 7 января 1920 года. К тому времени он прослужил почти шестьдесят три года, что было самым продолжительным сроком службы среди всех судов имперского флота.

«Сверчок» для негодяя

«Сверчок» для негодяя
Новый Grille официально был легковооруженным учебно-навигационным кораблём, предназначенным для экспериментов при испытании турбинных двигателей высокого давления. Лодка также могла быть использована как минный заградитель, так как располагала местом для хранения 280 мин и соответствующего оборудования.

Общая конструкция корабля была простой.

«Сверчок» для негодяя
Яхта имела 115 метров (377 футов) в длину по ватерлинии и 135 метров (443 футов) в длину. Она имела ширину 13,5 м (44 фута) и осадку 4,2 м (14 футов). Её стандартное водоизмещение составляло 2 560 длинных тонн (2 600 т), а при полной нагрузке водоизмещение увеличилось до 3 430 длинных тонн (3 490 т).

1 английская тонна = 20 длинным хандредвейтам = 2240 торговым фунтам = точно 1016,0469088 килограммам.
Экипаж состоял из 248 матросов и офицеров.

Двигательная установка корабля состояла из двух паровых турбин высокого давления производства Blohm & Voss, где пар подавался двумя водотрубными котлами Benson. Grille была оборудована этими турбинами, чтобы проверить их перед установкой на новые эсминцы. Двигатели были рассчитаны на 22 000 лошадиных сил на валу (16 000 кВт) для максимальной скорости 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). У нее был крейсерский радиус 9 500 морских миль (17 600 км; 10 900 миль).

К слову, те экспериментальные турбины высокого давления с котлами Benson оказались по какой-то причине непригодными для использования на военных кораблях, и Grille вернулась на пять месяцев в Blohm & Voss, чтобы заменить это оборудование. После чего в июле 1936 года корабль совершил дальний испытательный рейс в Исландию, который завершился без проблем.

Яхта была вооружена тремя морскими орудиями калибра 12,7 см (5 дюймов) SK C/34, производства компании Rheinmetall-Borsig AG, одно – в носовой части и два – на корме.

«Сверчок» для негодяя
Реальный калибр орудия С/34 составлял 128 мм, длина ствола – 45 калибров. Оно имело лейнированный ствол с вертикальным скользящим затвором, гидравлический откатный механизм и два пружинных накатника. Дальность стрельбы 28-кг снарядом достигала 94 кабельтова (17,4 км).

Выглядели они примерно вот так.

«Сверчок» для негодяя
Носовые орудия 12,7 cm SKC/34 эскадренного миноносца Z-21 Wilhelm Heidkamp
«Сверчок» для негодяя
Чертёж из описания конструкции.
Она также несла четыре 3,7-см (1,5 дюйма) зенитных орудия SK C/30 в двух сдвоенных установках.

«Сверчок» для негодяя
SK C/30
«Сверчок» для негодяя
Установка Dopp LC/30 с 37-мм/83 полуавтоматами SK C/30. Фрагмент подлинного чертежа.
«Сверчок» для негодяя
Спаренная установка Dopp LC/30 с 37-мм/83 полуавтоматами SK C/30. Музей Королевского Датского арсенала, Копенгаген.
На борту имелся также и комплект 2-сантиметровых (0,79 дюйма) зенитных орудий C/30 в счетверённой установке. Впоследствии их заменили на флотскую Vierling C/38.

«Сверчок» для негодяя
Интерьеры яхты были разработаны ведущим архитектором Фрицем Брейхаусом и художником Карлом Ольшевским.

Некоторые помещения корабля были специально оборудованы для фюрера: апартаменты-люкс с прихожей, спальней и ванной. Ванна была установлена заподлицо с полом. На полу было ковровое покрытие, письменный стол, диван и стулья, обитые голубой мягкой кожей, кремово-белая расцветка стен. Напротив, находился точный дубликат его апартаментов с преобладанием в интерьере красно-бордовых тонов для Евы Браун, хотя она никогда не посещала яхту.

К услугам почётных посетителей были 35 роскошных гостевых кают, полностью электрический камбуз, прачечная, лазарет, оборудованный по последнему слову медицинской техники того времени, и установка, способная опреснять 24 тонны воды в день.

Однако фюрер так и не смог полностью оценить все достоинства яхты.

Он пользовался ею, исключительно когда, как говорится, «ноблесс оближ» (положение обязывает), поскольку по своей сухопутной сущности был абсолютным «сапогом», в морских делах ничего не смыслил, а главное – жутко страдал от морской болезни. Он даже не мог на яхте правильно питаться и хорошо спать из-за этого. По воспоминаниям современников, бродил по ней совершенно зелёный, голодный и злой, цепляясь по пустякам к экипажу и раздражая гостей.

В качестве государственной яхты Grille использовалась несколько раз в официальных случаях, таких как военно-морской парад в честь празднования 20-летия морского сражения в Скагерраке 30 мая 1936 года, парусные соревнования на XI Олимпийских играх летом 1936 года, государственный визит венгерского регента вице-адмирала Миклоша Хорти летом 1938 года, государственный визит итальянского короля Виктора Эммануила III в августе 1939 года и государственный визит Бенито Муссолини летом 1942 года.

С августа 1935 года по декабрь 1938 года задокументировано несколько путешествий и ночевок рейхсканцлера на борту корабля.

В мае 1936 года он взял с собой адмирала Эриха Редера, командующего кригсмарине, в Лабё для открытия военно-морского мемориала. В октябре – генерал-фельдмаршала Вернера фон Бломберга, военного министра, с визитом в Норвегию, совершив круиз на север до Нордкапа. Бломберг также посетил с официальными визитами ряд портов, включая Фуншал, Мадейру и Понта-Делгада.

«Сверчок» для негодяя
Grille везла делегацию вермахта, которая представляла Германию на коронации короля Георга VI и королевы Елизаветы в середине мая 1937 года. Во время путешествия корабль посетил Саутгемптон и Спитхед. В начале июня она служил флагманским кораблём командующего немецким флотом адмирала Рольфа Карльса во время учений флота в Северном море.

«Сверчок» для негодяя
Рольф Ганс Вильгельм Карл Карльс
На ней прибывали официальные представители государства на торжествах, посвящённых спуску на воду круизного судна «Вильгельм Густлофф», тяжёлого крейсера Prinz Eugen и учебно-парусного корабля Horst Wessel.

«Сверчок» для негодяя

«Сверчок» для негодяя

«Сверчок» для негодяя
С началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года Grille была мобилизована на военную службу. С 1 по 9 сентября командующий броненосными силами флота Вильгельм Маршалл использовал её в качестве временного флагмана.

«Сверчок» для негодяя
Вильгельм Маршалл
В середине сентября яхту вернули на Балтику, где ее направили на патрулирование торговых судов противника.

В ночь на 14 января 1940 года Grille ненамеренно протаранила небольшое датское грузовое судно Axel у берегов Киля, которое вскоре затонуло. Носовая часть яхты была повреждена и потребовала ремонта, который был завершен 5 февраля.

Затем Grille была переведена в Северное море для помощи в установке минных полей для защиты от британских атак. Она осуществила две операции по установке минных заграждений в компании с легким крейсером Köln и несколькими эсминцами, первую – 17–18 мая, вторую – 19–20 мая. Затем Grille была прикреплена к артиллерийской школе в учебных целях.

К началу подготовки операции «Морской лев» – запланированного вторжения в Великобританию на 275-мильном фронте от Рамсгейта до Портленда, в сентябре 1940 года Grille была назначена флагманским судном у Вальтера Крастеля, заместителя командира противоминных кораблей в командовании морской группы «Север».

В начале сентября она была передана в Восточную группу в Остенде, Бельгия. Восточной группе было поручено прикрыть места высадки германских сил путем установки минных полей с обеих сторон, чтобы не допустить вмешательства британского королевского флота.

Первый этап плана операции заключался в сокрушении британского флота в Северном море и Ла-Манше с последующей оккупацией южных графств Англии.

Второй этап предназначался для триумфального прибытия фюрера Германии в лондонский порт на борту яхты Grille, чтобы лично принять капитуляцию Британии в Парламенте на Уайтхолле.

На третьем этапе после победоносного прибытия в Лондон он должен был без промедления отправиться на моторной лодке в Виндзорский замок, который уже был назначен его «лондонским домом».

Grille несла на своих палубах три небольшие лодки с дизельными двигателями. Все они были построены верфью Lürssen в Бремене и назывались Motorbooten 1, 2 и 3.

Вторжение было отложено «до дальнейшего уведомления» 17 сентября, а через три дня Grille и другие суда были переведены в Роттердам, Нидерланды. На следующий день немецкое командование полностью отменило операцию, и Grille перевели обратно в артиллерийскую школу.

Во время операции «Барбаросса», немецкого вторжения в Советский Союз, Grille снова была назначена флагманом минных заградителей. Она участвовала в установке минных полей на Балтике.

Затем вернулась обратно в артиллерийское училище, где прослужила следующие семь месяцев. В этот период яхта также использовалась в качестве корабля-мишени для экипажей подводных лодок.

С марта1942 года она служила в качестве штабного корабля командующего военно-морскими силами в оккупированной Норвегии и оставалась в норвежских водах до конца войны.

1 мая 1945 года гросс-адмирал Дёниц поднялся на борт Grille и там, на носовой палубе, объявил о смерти фюрера Германии. В судовом журнале записано, что

«он, действуя по приказу фюрера, принял на себя руководство германской нацией и верховное командование вооружёнными силами».
«Сверчок» для негодяя
Последней немецкой записью в журнале было:

«2–4 мая: приспущен флаг в память о геройской смерти нашего фюрера»...
Несколькими днями позже Grille была захвачена англичанами как военный трофей и с пятнами ржавчины на сером корпусе, с одним работающим котлом отплыла из Тронхейма. Со своим последним немецким экипажем под командованием британских офицеров она бросила якорь в Шотландии, в Росайте – городе, расположенном на берегу залива Ферт-оф-Форт в трёх милях к югу от Данфермлина на бывшей Королевской военно-морской верфи. Корабль был разоружён, а все оборудование военного назначения вывезено.

Ещё через пару месяцев яхту отбуксируют к старому угольному доку в Хартлпуле, графство Дарем, и год спустя выставят на продажу любому, кто бы предложил самую высокую цену на открытом аукционе...

«Игрис»

В августе 1946 года адмиралтейство объявило, что покупатель, выигравший на аукционе – канадский судовладелец и финансист, живущий в Байфлите, графство Суррей, заплатил за нее около 125 000 фунтов стерлингов и планирует отправиться на ней по всему миру, продвигая британский экспорт.

Два года спустя корабль снова был выставлен на продажу по цене 400 000 фунтов стерлингов, и в конечном итоге его купил господин Джордж Арида, ливанский производитель текстиля, за 357 000 фунтов стерлингов.

Тот самый Джордж Арида, который во время войны продавал материал для тропической формы британских войск, а также лично участвовал в финансировании и развитии строительства британского истребителя «Спитфайр» и получивший за свои заслуги перед Британией звание и должность почётного консула.

Арида тайно представлял короля Египта Фарука I, который не хотел публично участвовать в покупке «нацистской яхты».

«Сверчок» для негодяя
Фарук I (11 февраля 1920 – 18 марта 1965) – король Египта и Судана в 1936–1952 годах.
Фарук и так со всех сторон подвергался критике за свои реверансы Германии.

Вскоре после войны он принял к себе на службу очень многих бывших германских офицеров, в том числе военных преступников, бежавших от денацификации, и инженеров, участвовавших в военных проектах нацистской Германии. Они верой и правдой служили Египту до середины 60-х в армии, контрразведке, в пропагандистских структурах, на военных заводах и даже участвовали в создании ракетного оружия. Но это уже совсем другая история…

Арида привёл яхту в порядок, пригласил специалистов из Blohm & Voss и многое отремонтировал за свой счёт, дал ей новое название – «Игрис».

«Сверчок» для негодяя
«Игрис». Бейрут. 1948 год.
Так бы и отправилась красавица-яхта к египетскому королю, если бы кто-то не надул в уши израильтянам, что яхту готовятся вооружить и использовать в ВМФ Египта против новорожденного еврейского государства.

В самый разгар войны за независимость Израиль позволить такого не мог, и решено было яхту потопить. Так гласит основная версия событий тех далёких дней 1948 года.

Не стану вдаваться в частности, поскольку эта история за последние лет 70 обросла кучей совершенно невероятных подробностей, сплетен, домыслов и баек, как старая баржа – ракушками. Причём обросла до такой степени, что эти самые ракушки утопили несчастную баржу.

Если коротко, то дело обстояло так.

Спецслужбы Израиля только формировались. Специалистов в области подводного минирования, которые могли бы выполнить подрыв судна, не нашлось. К делу привлекли добровольца – девятнадцатилетнего юношу, который ещё неделю назад даже не умел плавать. Какие-то старики-водолазы ускоренными темпами обучили его азам подводного плавания и подрывного дела. На базе каких-то ремонтных мастерских народные умельцы смастерили две пятикилограммовые магнитные мины с часовым механизмом. Словом, дилетантизм свирепствовал вовсю.

29 ноября 1948 года парнишку высадили со сторожевого катера «ПАЛЬМАХ» в районе Бейрута. Там его встретили и отвезли в порт поближе к месту, где у причала стояла «Игрис».

Наш герой со всяческими сложностями и приключениями преодолел 500 метров до судна и прикрепил к борту две магнитные мины. Причём детонатор одной из них он случайно утопил…

В назначенное время вторая тоже не взорвалась.

Пришлось возвращаться, чтобы снова приплыть и установить новые мины, но из опасения, что может сработать старая, операцию в последний момент отменили.
Мина сработала сама 17 декабря. Почему – никто не знает.

Яхта получила пробоину, начался пожар, но команда и вовремя подоспевшие моряки с соседних судов быстро справились с огнём и сохранили корабль на плаву.

Как бы там ни было, но передача яхты в Египет не состоялась, король внезапно потерял интерес к своей покупке, оставив мистеру Ариде, уже ненавидящему море, корабль и неоплаченные счета.

Неуёмный Арида снова привёл яхту в порядок и перегнал её в Нью-Йорк, где надеялся найти кого-нибудь, кто был бы заинтересован в превращении ее в роскошный круизный лайнер или плавучее казино.

Вот яхта в Нью-Йорке. Последние документальные съёмки.


Однако яхта оказалась очень дорогой игрушкой.

В апреле 1951 года, через четыре года после покупки, он продал её на металлолом за 35 000 фунтов стерлингов, что меньше одной десятой того, что он заплатил, и судно было отбуксировано на верфь на реке Делавэр, где яхта была утилизирована.

Охотники за сувенирами сняли с судна туалет яхты, и теперь унитаз, на котором восседал сам рейхсканцлер Германии, стал реликвией для поклонников бесноватого фюрера.

В октябре 2020 года аукционист из Мэриленда объявил, что выставит на продажу большой алюминиевый бар в форме шара с пятью барными стульями с этой яхты.

P. S.


По официальной версии, израильтяне решили подорвать яхту из опасений, что она существенно усилит вражеский флот. Однако уже в наше время журналист и писатель Матти Фридман, автор книги об израильской разведке «Безродные шпионы», озвучил другую версию. Один из разведчиков, который давал Фридману интервью, так сформулировал ее: «Яхта фюрера неожиданно «всплыла» в бейрутском порту – и не просто всплыла, а готовилась вновь принять участие в уничтожении евреев. Всем казалось, что Гитлер, да будет стёрто имя его и память о нём, будто шлет нам проклятие с того света. Он переворачивается в своей могиле, так и не смирившись с существованием Государства Израиль – и посылает на бой с нами свой личный военный корабль. Яхту было необходимо взорвать, как символ зла».
Источники:
Revel Barker. Aviso Grille (1935–1951)
Дж. Ф. Леманн, Эрих Грёнер. Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том 2,
Williamson, Gordon. Kriegsmarine Coastal Forces.
М. Блоков. Охота на яхту Гитлера.
Все изображения в статье взяты с медийного склада «Википедии», ресурса свободно распространяемых изображений Flikr и тому подобных, если прямо не указано иное.

Источник: topwar.ru

Добавить комментарий