Израильский БПЛА Harop стартует с морской платформы. Графика IAI
В последние годы наблюдается повышенное внимание к направлению т.н. барражирующих боеприпасов. Разрабатывается большое количество новых образцов этого класса, они выходят на рынок и борются за контракты. Некоторые из таких образцов уже успели принять участие в реальных конфликтах. В целом речь уже идет о формировании полноценной отрасли со своими особенностями, правилами и тенденциями.
Путь к успеху
Первые барражирующие боеприпасы были созданы в Израиле во второй половине восьмидесятых годов. В дальнейшем эту концепцию пытались развивать и другие страны, что привело к появлению нескольких новых проектов. Однако в течение длительного времени концепция беспилотника-камикадзе не получала особой поддержки и практически не развивалась.
Ситуация начала меняться только в последние годы. Боеприпасы нескольких типов нашли применение в локальных конфликтах и показали достаточно высокую эффективность. Подобные успехи существующих изделий закономерно привлекли внимание. Постепенно это привело к запуску массы новых проектов, и часть таких БПЛА позже была принята на вооружение.
На данный момент барражирующие боеприпасы официально состоят на вооружении почти десятка стран мира. На рынке вооружений присутствуют десятки изделий с разными характеристиками и возможностями, разрабатываемые разными странами. При этом с завидной регулярностью анонсируются новые проекты и появляются новости о подписании контрактов на поставку.
Модернизированный аппарат Harpy NG. Графика IAI
Кроме того, поставленные изделия применяются по реальным целям в ходе локальных конфликтов. Это вновь привлекает внимание к теме и делает рекламу как конкретным образцам, так и всему направлению. Также на репутацию концепции положительно влияет интерес со стороны развитых стран с мощными армиями.
В результате отрасль постоянно растет в количественном и качественном отношении. Теперь размеры и объемы отрасли и рынка уже позволяют не только рассматривать отдельные образцы или семейства. Появляется возможность поиска и изучения общих тенденций развития.
Причины интереса
Причины интереса к барражирующим боеприпасам достаточно просты. В них сочетаются сильные стороны сразу нескольких классов техники и вооружения. Это позволяет получить высокие боевые качества в целом и обеспечить преимущества перед другими образцами. Впрочем, сочетание разных особенностей и функций может накладывать ограничения, но грамотное применение БПЛА позволяет минимизировать их влияние.
Изделия семейства UVision Hero. Фото Wikimedia Commons
Характерной особенностью барражирующих боеприпасов является меньшая стоимость в сравнении с другими средствами поражения. Они значительно дешевле управляемых вооружений сухопутного и воздушного базирования с сопоставимыми показателями точности. Стоимость БПЛА и управляемого артиллерийского снаряда сопоставима, однако для применения последнего необходимы дополнительные средства разведки. Беспилотник-камикадзе сам решает такие задачи.
Применение барражирующего боеприпаса резко ускоряет и упрощает поиск и поражение целей. Такое изделие должно вести патрулирование в заданном районе и имеет возможность сразу поразить найденный объект. Соответственно, не теряется время на передачу данных к другим огневым средствам и организацию удара.
При этом большинство таких БПЛА имеет характерные недостатки. Это ограниченная дальность полета, уступающая другим ударным средствам, небольшая масса боезаряда и т.д. За счет этого барражирующий боеприпас не может полноценно заменить весь спектр вооружений, хотя и занимает свое место над полем боя.
Тенденции развития
В настоящее время на рынке представлены боеприпасы разных размеров и массы с соответствующим могуществом. Созданы и предлагаются изделия от сверхлегких квадрокоптеров с маломощной боевой частью до крупных БПЛА, несущих десятки килограммов взрывчатого вещества. В большинстве случаев такие аппараты выполняются по самолетной схеме или напоминают крылатую ракету. Техника вертолетного типа, при всех ее преимуществах, имеет ограниченное распространение.
Российский аппарат из линейки «Ланцет». Фото Zala Aero
Любопытно, что тяжелая категория не пользуется особым интересом и представлена всего несколькими образцами. Прежде всего, это изделия Harpy и Harop от израильской компании IAI. При размахе крыла более 2 м и массе не менее 120-130 кг, они несут БЧ до 32 кг. Такая техника показала свои возможности в реальных конфликтах, но проявилась и сложность эксплуатации.
Вероятно, именно с последней связано отсутствие заметного прогресса в тяжелом классе. Основная масса современных боеприпасов относятся к легкому и среднему. Именно они имеют оптимальное сочетание технических, боевых и эксплуатационных параметров.
Боевое применение, испытания и исследования рынка показали, что наибольший интерес для заказчиков представляют БПЛА массой до 12-15 кг с полезной нагрузкой не более 3-5 кг. Кроме того, имеет смысл создание унифицированных семейств, включающих несколько изделий с разными характеристиками. В качестве примера таких тенденций можно рассматривать израильские аппараты семейства UVision Hero или российские Zala «Ланцет».
Барражирующий боеприпас не нуждается в выдающихся летных характеристиках. В большинстве случаев максимальная скорость полета не превышает 100-120 км/ч. При этом делается акцент на продолжительности полета, которая обычно составляет 30-40 мин. Выгодное сочетание летных характеристик и массы достигается за счет применения электрических двигательных установок.
Легкий барражирующий боеприпас «Куб-БЛА» со спутниковым наведением. Фото Zala Aero
В теории, барражирующий боеприпас может нести средства разведки и обнаружения разных типов. Однако к настоящему времени стандартным решением стал оптико-электронный блок с дневным и ночным каналом. Такая аппаратура отличается компактностью, легкостью и относительной простотой, что снижает требования к носителю. При этом оптика позволяет оператору наблюдать за местностью, находить цель и наводить на нее БПЛА. Управление аппаратом силами оператора значительно упрощает комплекс в целом.
Тем не менее, существуют и другие решения. Так, израильское изделие Harpy имело автопилот, совершающий полет по заданной программе, и пассивную радиолокационную ГСН. На более позднем Harop использовали оптику и радиолокатор. Современные боеприпасы от российской компании Zala Aero и некоторые зарубежные разработки помимо оптики используют спутниковую навигацию и могут атаковать цели с известными координатами.
В составе ударных беспилотных комплексов разрабатываются пусковые средства разных типов. В основном используются рельсовые пусковые установки или транспортно-пусковые контейнеры. В случае с легкими и средними комплексами такие изделия являются переносными или возимыми. Наиболее крупные БПЛА приходится использовать с самоходными шасси соответствующей грузоподъемности, и на одном шасси могут ставиться целые батареи из ТПК. Так, тайваньский комплекс «Цзян Сянь» включает полуприцеп с пусковой установкой на 12 беспилотников.
Отдельно следует рассмотреть «направление» барражирующих боеприпасов кустарного производства. В локальных конфликтах находят применение простейшие изделия, изготовленные из коммерческих БПЛА или комплектующих. Такие беспилотники чаще всего оснащаются боевой частью в виде готового валового боеприпаса подходящих размеров и массы. Надежность и эффективность таких БПЛА обычно невысоки, но малая стоимость и простота изготовления полностью компенсируют все недостатки.
Тайваньский комплекс «Цзянь Сян». на заднем плане — пусковая установка. Фото Taiwan Public Television Service
Развитие продолжается
Таким образом, развитие направления барражирующих боеприпасов уже привело к формированию оптимального облика такого комплекса. Он сочетает наиболее выгодные тактико-технические характеристики и достаточно высокий коммерческий потенциал. Впрочем, некоторые образцы не укладываются в эти тенденции и все равно показывают заметные результаты.
«Среднестатистический» современный беспилотник-камикадзе представляет собой компактное изделие массой не более 15 кг с фугасной боевой частью в несколько килограммов, электрическим двигателем и оптико-электронными средствами разведки. Такой БПЛА, средства запуска и управления могут переноситься силами расчета или перевозиться на любом транспорте. Этот облик комплекса прошел многократную проверку испытаниями и реальными операциями.
По всей видимости, большинство новых проектов барражирующих боеприпасов теперь будет строиться именно по такой концепции, с теми или иными изменениями или нововведениями. Впрочем, продолжится поиск альтернативных решений, в т.ч. в рамках других классов техники. Это обязательно приведет к появлению оригинальных БПЛА и их необычных носителей.
Будущее барражирующих боеприпасов очевидно. Это направление получит дальнейшее развитие, в результате чего регулярно будут появляться новые образцы разного рода. Также следует ожидать их принятие на вооружение, причем список эксплуатантов тоже будет постоянно расти. Когда подобные процессы роста прекратятся по объективным причинам, неизвестно. Но в ближайшие годы этого ожидать не следует.
Источник: topwar.ru