«Эх, путь-дорожка фронтовая. Не страшна нам бомбёжка любая...» – эту песню военного шофёра знают многие, да и речь сейчас пойдёт не о шофёре. А о том, на чём он едет.
Сегодня почему-то принято больше говорить о танках, САУ, самолетах. Увидев здесь статью про паровозы, решил не смолчать. Конечно, парни из ВОСО – это стальные катки, но мы, водилы на больших зеленых машинах, ничем не жиже. И где нет рельсов – там мы. Так что паровоз или там тепловоз – они довезут до точки «Б» любой груз, но вот дальше… Тушняк до кухни, а снаряды до пушки – это, извините, мы. Вечно сонные парни с вечно грязными руками.
Служил я в ФСО, заместитель командира автовзвода. Почему я поменял контрабас на джип – отдельная история, к которой, может быть, мы еще обратимся.
Но сегодня я хотел бы предложить поговорить на такую специфичную тему, как профпригодность.
То есть, можно ли при необходимости усадить водятлом военного грузовика человека, который агрегатом сложнее «Киа Рио» не управлял?
Прошедших школу Тольяттинского автомобильного завода я душевно прошу не заводиться, вы как раз запросто освоите что угодно.
И вот вам вопрос: сможет ли при должном обучении наш боец быстро, в течение нескольких минут, понять технику врага? В смысле – при необходимости, говоря возвышенно, освоить, грубо говоря – угнать и использовать?
Не «затупить» в такой ситуации, когда надо на автомате руками и ногами работать, без головы. Ну почти без головы.
Давайте поговорим о грузовиках.
Как легко их освоить, укатить при желании, хотелось бы на таком служить. Все проще, чем ведро бензина слить.
На кого будем смотреть?
Первая страна, естественно, наша.
Ну, во-первых, мы тут живём и нам интересно положение вещей в нашей армии, а во-вторых (вот сейчас приуменьшу), чуть-чуть мы соображаем в военной технике.
Вторая страна, где тоже не дураки в технике – Германия.
Далее возьмем извечное наше противостояние – США.
Но взгляд надо повернуть и на людей с другим менталитетом – азиатским. Раз мы пограничники между мирами Запада и Востока, а у нас уже есть две западные машины, то берем и две восточные – Страна восходящего солнца и Поднебесная.
Итак, заводим.
Япония
Силы самообороны. karhu53.livejournal.com
Как повелось, японские военные грузовики – это автомобили марки Isuzu.
Сложилось так исторически и сверху добили послевоенными решениями. Toyota, Mitsubishi и Hino демонтировали свои заводы по репарациям. Nissan и Toyota упрашивали американскую администрацию производить легковые автомобили, а вот компания Isuzu по-тихому делала грузовички. Но спросу не было особо. И тут – вот вам, корейская война.
Кому война, а кому и мать родная. Вот он всплеск экономики, спроса. И до наших дней дошел гигант – автоконцерн, поставляющий технику для сил самообороны. Используются машины Тип 73 и Тип 81 (информации крайне мало).
Давайте рассуждать.
Тип 73. Фото deviantart.com
Тип 81. Фото wikimedia.org
Что заботит военного водителя?
Всё верно, как и любого другого солдата – хочется жить.
Так вот, бескапотные машины оставляют меньше шансов на жизнь водителю. Вот почему в Афганистан массово завозились ЗиЛы и «Уралы», а отзывались КамАЗы. Из соображений шоферосбережения.
А тут имеем еще и полустеклянную кабину, чтобы парковаться на параде удобнее было. Согласен.
А безопасность? Или бабы новых солдат нарожают?
Не лучший подход, как по мне.
Вы заметили этот клиренс? Ну как так-то?
Издевательство.
Постоянно с тросом и лебедкой бегать, да «товарищ прапорщик, меня дернуть надо…». Бр-р-р, аж неприятно представлять крики над колонной застрявшего взвода водителей. А дуром ехать ещё хуже, мосты вон, посмотрите, низко-низко.
Спаренные колеса? Серьёзно?
Я согласен, что спаренные колеса позволяют увеличить комфорт езды и грузоподъемность, но… на ровной дороге.
Да и к чему комфорт солдату?
А на бездорожье, а где же ему ещё ездить, это, наоборот, плохо. Проходимость хуже, замена сложнее, да и про подкачку колес, судя по фото, решено забыть.
В кабине. Фото wikimedia.org
Внутрянка.
Все просто и по-военному сдержано. Но цепкий взгляд видит отсутствие люка. А вот это плохо. Вентиляция лишняя, да и вообще из опрокинутой машины еще один способ свалить будет.
Но тут доходит – крыша тентованная, т. е. защита головы водителя – брезент?
Это каску надо всегда носить. Удобно.
Рычаги. Фото wikimedia.org
Теперь органы управления.
Руль – круглый, тут вопросов нет, приборная панель читаема. Коробка ровно посередине – машина-то двухместная. Очень напоминает по типу наш ГаЗ-66, только руку выворачивать не надо так.
Кстати, устаревший «Исузу» сейчас проходит испытания на Украине, где готовится заменить ГаЗ-66, но на испытаниях в песке как-то застревает. А устаревшая «шишига» проезжает дальше. На списание.
Но речь не о том. А о современном грузовике.
Смог бы боец его угнать?
Да.
Сложно ли в управлении?
Я бы сказал неудобно немного (скорости переключать левой рукой), но через полторы минуты будет легче.
Почему?
Как понимаете, красный рычаг – это именно то, что надо переключить.
Куда?
Да вон, на торпедо схема. Но это устаревшая кабина, и нашему воображаемому бойцу-угонщику достанется:
АКПП. Фото wikiwand.com.
Вот почему я сказал – «будет сложно первые полторы минуты». Перевести в мозгу иероглифы в привычные понятия. Далее автомат передвинуть в режим «драйв» и «газ в палас». Но не быстро разгонитесь – стоит ограничение в 105 км/ч. Быстрее он не поедет. Хотя дизельный V8 мог бы разогнать машину и быстрее.
Но 8 570 кг масса автомобиля и 22 человека на борту будут не согласны ехать быстрее. 7 150 см длины кузова могут упереть 6 тонн груза на бездорожье. То есть, золото партии и архив смерти вывезти можно.
Теперь вернемся к первым вопросам.
Смог бы угнать?
Легко.
Хотел бы на таком проходить службу – нет. Тачка бесполезная. С задачами не справится. В городе, может быть, но… вы сами понимаете.
Германия
Бундес. Фото daydaynews.cc
Немец всегда умел делать вещи, но, как мы знаем, они хорошо горели в кювете. Но не ворошим мы старое, а смотрим – на современное.
Чем удивят?
Массовые грузовики, по моим данным, «Унимог» и МAN.
Давайте рассмотрим.
«Унимог». Мерседес-Бенц «Унимог». Поистине легендарная машина с достаточно известными характеристиками мостов и блокировок. А какие они делают гражданские кемперы, это вообще шоколад, но речь не о путешествиях, а о непростой солдатской лямке.
Unimog-1300L. Фото mobile.de
Крайне проходимая машина. Но речь идёт не о ТТХ аппарата, а напомню: «Смог бы поехать на такой без обучения (угнать) и хотел бы служить на такой?
Так вот. С виду – грузовик стандартный. И в чем-то даже симпатичный. Тут немцы исторически уделяли внешнему виду толику внимания. Машина должна быть такой, чтобы не стыдно и на странице журнала опубликовать, мол, «Нашь зольдат ехать с комфорт. Даст ист фесело и садорно»!
Автомобиль достаточно высокий, по внешнему виду – легкий, высокий, проходимый. (Штирлиц, будем брать).
На тему плавности линий кузова мы не будем переходить, а перейдем к насущному.
Удобно ли мне было, как солдату, в такой машине?
Перенесемся в кабину.
Unimog-1300L. Фото mobile.de
Так всё просто, как и должно быть в военной машине. Люк на крыше позволяет не только дышать воздухом, но и покинуть кабину, когда станет «совсем жарко» в ближайшей канаве. Рычаг КПП логичен.
Имеет 8 скоростей вперед и… А где R? Или немцы как камикадзе – только вперед?
Но ниже есть рычаг, как в байке (UP/DOWN), понятно (ладно, просто знаю, сиживал), что его надо перевести в нужное положение, и машина поедет вперед или назад. Как надо водителю (реже) и его командиру (чаще, но неприятнее).
Unimog-1300L. Фото mobile.de
Unimog-1300L. Фото mobile.de
Unimog-1300L. Фото mobile.de
Выводы очевидны.
Машина простая, как 5 копеек. Да, можно брать простого бюргера, и с небольшой подготовкой он сядет за руль. Всё интуитивно понятно. Даже АКБ находятся в тех же местах, что и на наших авто. Уехать на такой машине не представляет труда, да и служба, я не думаю, что была бы в тягость.
Машина по габаритам короче японской на метр. Грузоподъемность целых 7,5 тонн. А дизелёк кушает солярку не ниже Евро-5, что позволяет ему разгоняться до 80 км/ч.
Служить на такой машине было бы приятно, хоть комфорт и расслабляет солдата, но вот вопрос о качестве заливаемого ДТ остаётся открытым. Мы в свое время такое заливали, что наши грузовики вздрагивали от одного вида. Но – ехали. Коптили, воняли, но ехали.
MAN
MAN. Фото wikimedia.org
Еще один грузовик на службе вермахта.
Сам грузовик побольше «Унимога». Не такой, может, и проходимый, но большой и вместительней. Хотя версии 4×4, 6×6 и 8×8 также позволяют преодолевать бездорожье. Но основная задача этого грузовика – перевозить грузы, следуя за современными танками. Эдакая рикша на современный лад.
Он огромен, и в лесах ветками его не закидать. Следовательно, угонять такой грузовик из-под носа врага надо аккуратно. Если он груженый, то рядом где-то часовой, бдит, так сказать, а также не хотелось бы сдетонировать (смотря что в кузове) на ухабах.
MAN. Фото wikimedia.org
Такой грузовик понравился не только бундесверу, но и другому члену НАТО – США. И часть грузовиков, исключительно с колесной формулой 8×8 таскали ядерные ракеты и двигатели к ним. Тяговитый дизельный «мановский» двигатель добротно тащил платформы с грузом.
Rheinmetall. Фото griephan.de
Но вот с ним так с разгона не управиться. Машина довольно сложная, и быстро разобраться в рычагах, кнопках и переключателях не получится.
Китай
«Норинко». Фото defence-blog.com
Вот тут я скажу так – всё сложно.
Почему?
Да то ли КамАЗ-«Тайфун» перед нами, то ли – «Норинко». Вот любят они копировать. А когда они старшину скопируют, вот тут будет сложно.
Как и у КамАЗа – днище имеет V-образный профиль и защиту от взрыва. Колесная формула и расположение оных – копия КамАЗа. Турбодизель несет эту бронировнную капсулу с 2 бойцами – в кабине и 16 – за спиной.
А что бы и не нести, воткнул D и попер на 600 км.
432-сильный двигатель урчит, колесики отмеряют километры, а водитель одной рукой рулит, другой слёзы счастья утирает, а как не утирать?
Автоматическая коробка – вещь удобная, но как она будет вести себя в условиях бездорожья, грязи, танковой колеи и пушки с полевой кухней на прицепе?
Вот тут вопрос.
Но китайцы не дураки. Знают, что копировать. 450-сильный двигатель ЯМЗ в паре с 8-ступенчатым автоматом на «Тайфуне» позволяет пробегать 1 200 км на одной заправке. Вот вам и копия с «Алиэкспресс».
Да и вообще сложно с ними (с китайцами): всё, что вы видели у других стран – то же самое и у них.
США
М923. Фото wheelsage.org
Вот она. «Эмка». А точнее – М939.
Массовый грузовик армии США. Грузовик имеет просто тьму модификаций. Бортовые и нет, тягачи и специализированные. Данные грузовики продолжают свою знаменитую серию.
Что сказать про них?
Достойные.
Капотный автомобиль, с поистине железной мордой, которая может внушить уважение на дороге.
Автомобили обладают надежными дизельными 250-сильными двигателями, достаточно большого объема: от 8,3 литра и до 14 литров. Автоматическая коробка. Внешне есть схожесть с советскими грузовиками – «Урал» и КрАЗ. Что-то навевает на мысли об этих автомобилях, глядя на «американца».
Казалось бы – грузовик как грузовик. Марка только другая, ан нет. Есть тут одна диковинка. Грузовики эти легко переоборудуются в разные модификации. Бортовой – вот он, техничка – да пожалуйста, самосвал – извольте.
Хотите на него поставить пулемёт Браунинга – пожалуйста. Ракетную установку – не отказывайте себе в этом. И вот тут самое интересное – ган-трак. Да, эти грузовики в них переоборудовались, и даже производились готовые комплекты для переоборудования в ган-трак.
Вооруженный бронированный грузовик. Этакая машина Апокалипсиса. Ну круто же.
И тут возникает вопрос – как так: чтобы у американцев, и всё так гладко?
А я отвечу – не всё так, к общей радости.
У машин были проблемы технического характера.
Половина аварий со смертельным исходом в армии – как раз на эти грузовики. То ABS сработает раньше, и машина заваливается на бок, то шины не позволяют передвигаться по дорогам.
Ведь при разработке грузовика планировалась эксплуатация по бездорожью в 90 % случаев, а на деле – с точностью до наоборот. Грузовик передвигается по асфальту. В связи с чем издан приказ – не гонять более 65 км/ч. Да уж.
Ну и наши ответы – угнал бы?
Легко.
Хотел бы на таком служить?
Нет. Страшновато ездить на такой машинке.
Россия
КамАЗ. Фото wikimedia.org
А что же у нас?
Помимо наследия прошлого, которое и сейчас заткнет за пояс современных конкурентов, мы имеем семейство КамАЗов – «Медведь», «Мустанг», «Тайфун» (хотя его, как и китайца, трудно отнести к грузовикам – больше бронеавтомобиль).
Ну и «Урал» – «Суша» и бескапотный «Мотовоз».
Урал-4320. Фото wikimedia.org
Данная техника нам знакома – проблем не вызывает, даже и говорить нечего. Всё предельно ясно и понятно.
Выводы?
На нашей технике и в огонь, и в воду. Доверие на все 100 %. Вывезет родимая. Да, понимаю, что это не «Унимог», в котором работает всё, как часы, потому что высокая точность деталей, а у нас бампер всё подогнать не могут, но мы же берем военную технику, а там это даже не считается за огрех. Тем более к маю всё равно гуталином мазать.
Но она простая и понятна даже медведю. Завести и поехать можно, даже если водил исключительно «пацанскую» «жигу».
Что касается меня лично, то по опыту своей службы «Урала» не променяю ни на один пусть и самый навороченный КамАЗ.
«Урал» – это такой тарахтельник, рядом с которым все эти зарубежные поделки смотрятся не очень серьезно. Суровая машина для реальных замесов.
Потому «Урал», а не «Мерс» или КамАЗ.
А вы как считаете?
Источник: topwar.ru