Мы все привыкли уже к понятию «наемник». Оно, понятие, прочно вошло в нашу по крайней мере, информационную жизнь и нет в ней ничего сверхудивительного.
«Группа R» (Fort Defense Group Corporation, FDG Corp.), MRPI, G4S и, конечно же, «Academi» (бывшие «Blackwater»).
Да, сегодня частный воин, оснащенный ничуть не хуже элитного бойца армии – данность. Там, где армию использовать неудобно или некорректно, там всегда найдется пара чемоданов долларов для лихих ребят в непонятной форме.
То, что ЧВК имеют в своем распоряжении легкую бронетехнику, вертолеты, транспортную авиацию – никого этим не удивить.
Но вот частные ВВС – это нечто новое.
То образование, о котором мы будем говорить, а начнем мы немного с истории, специалистам весьма известно. Это «Draken International», известная в мире частная компания, у которой в собственности есть военные самолеты.
Фирма, которая позиционирует себя на рынке, как поставщик тактических услуг. То есть, если ВВС страны хотят отработать боевые действия против какой-то страны третьего мира (почему третьего – объясним чуть ниже), то «Draken International» предоставят вам на маневры истребители, которые будут изображать противника, причем, максимально приближенно.
Базируется «Draken International» в приличном и теплом местечке, в международном аэропорту имени Пола Линдера (не путать с великим Максом Линдером, это США) в городе Лейкленд, штат Флорида. Плюс операционная база в не менее уютном местечке: базе ВВС Неллис, штат Невада.
Что могут предложить «Дракены» тем, кто может оплатить их услуги? Различные тесты, мастер-классы, благо, в составе «Draken International» достаточно просто превосходных пилотов с огромным опытом, моделирование угроз, тактическую поддержку наземным частям при проведении маневров.
«Draken International» работает не только с американскими военными структурами, куда входят ВВС, КМП, Национальная гвардия, но и вполне плодотворно сотрудничают с ВМФ Франции.
Руководит компанией некто Джо Форд, в прошлом пилот морской авиации США. А основал компанию Джаред Айзекман, довольно богатый человек из плеяды «золотых бизнесменов».
Айзекман смог превратить хобби (полеты на старых самолетах) в источник заработка, потому как только за контракт по обучению и тренировкам пилотов 57-й тактической группы на базе Неллис Пентагон платит 280 миллионов долларов.
Пилоты «Draken International» - это отдельная песня. Большие деньги – большие зарплаты, потому кадровых проблем в компании нет. В «Draken International» очень рады уволенным в запас или резервистам из числа пилотом ВВС, ВМФ, КМП и АНГ (авиация Национальной гвардии). Был бы опыт, где применить найдется.
В 2013 году, когда все только начиналось, парк «Draken International» состоял из 70 самолетов, в числе которых были:
— A-4 «Скайхок» – 13 шт;
— L-159A ALCA – 23 шт;
— Dassault Mirage F1 – 21 шт;
— МИГ-21бис – 25 шт;
— Atlas Cheetah – 12 шт.
Развитие идет дальше. Парк самолетов постоянно обновляется, кстати, вызывает удивление отсутствие в парке «Draken International» таких самолетов, как МиГ-29 и Су-27. Приобрести незадорого можно весьма просто, а пользы было бы очень много. Возможно, здесь проблема в обслуживании и ремонте, хотя сам Айзекман запросто летает на МиГ-21.
Экскурс закончен. Теперь говорим о нашем времени.
В наше время «Draken International» активно занимается скупкой самолетов по всему миру.
В Чехии были приобретены 28 самолетов Aero L-159. Испания продала 22 «Миража» F1B.
В 2020 году «Draken International» заключает договор на приобретение 25 самолетов «Mirage» F1 у Королевских ВВС Иордании. Приобретение логичное, «Миражи» последних модификаций до сих пор применяются в различных локальных конфликтах странами третьего мира. Последний раз «Мираж» был сбит в мае 2019 года в Ливии, так что эти самолеты еще долго будут воевать. Ресурс позволяет.
Под конец 2021 года стало известно о приобретении 12 самолетов F-16АМ/ВМ у Нидерландов, а жемчужиной стала новость о контракте на покупку 28 единиц F-16 у Норвегии.
Руководство «Draken International» вместе с соответствующими официальными представителями министерств обороны Нидерландов и Норвегии подтвердили факт заключения договоров. Естественно, не указывая сумм, которые будут выплачены за самолеты.
Эксперты немецкой «Flugrevue» мягко говоря, недоумевали, оценивая эти сделки. Если учесть, что F-16 достаточно в самих США, то зачем приобретать самолеты, которые эксплуатировались в других странах?
Издание напоминает о еще одной интересной сделке, когда центр подготовки пилотов, расположенный в аэропорту «Скай-Харбор» в Финиксе, штат Аризона, так называемый «Центр передового опыта F-16», «Top Aces», получил в свое распоряжение 29 списанных F-16А от ВВС Израиля.
Все это очень замысловато, так что попробуем разобраться.
Наличие в структуре «Draken International» откровенно древних самолетов как бы предполагает отработку с их помощью действия американской авиации там, где эти самолеты стоят на вооружении.
С «Миражом» все понятно, на этих самолетах (и F1, и 2000), летают и в Африке, и в Азии, и в Южной Америке.
И наличие «Миражей» понятно и оправдано, это самолет для стран с ограниченным военным бюджетом, как ни крути. Плюс те, кто не желает искать себе приключений, покупая МиГи и Су.
Но F-16 – это самолет, который изначально стоял на вооружении только у «своих». И потому как-то даже странно смотрится применение этого самолета в качестве «чужого» и обучение своих пилотов противостоянию F-16 в поединках.
Хочется спросит: против кого дружить собираетесь, господа?
Правда, учитывая частный статус компании «Draken International», на ум сразу приходит несколько иное применение частных ВВС.
Да, все так. На тех полях, где воюют частные армии. Действительно, те же парни из «Академии» будут просто счастливы, если на ливийских, нигерийских, ангольских и прочих просторах у них вдруг появится поддержка с воздуха.
И здесь появление частных ВВС на самолетах, которые пилоты знают «до винтика» более чем оправдано. Я бы даже сказал – логично.
Если есть частные армии с частной артиллерией и вертолетами, то почему не появиться частным наемным ВВС? И движения, которые предпринимает «Draken International», как нам кажется, лучшее тому подтверждение.
Более того, а какой простор для фантазии в плане различных провокаций… Какой-то не пойми чей самолёт вдруг выпускает ракеты по объекту в регионе и регион загорается, как спичка. А если это нефтеносный район – и вообще прелесть.
Сейчас некоторые могут спросить: а как туда попадут F-16? Ну сухогрузы никто не отменял, да и украинцы с «Мриями» помогут запросто. Был бы кошелек соответствующий, остальное сложится.
Впрочем, это реально фантазии. Правда, есть старая русская пословица насчет того, что «сказка ложь, да в ней намек…».
Но то, что частные ВВС, вооруженные истребителями-бомбардировщиками дня вчерашнего – это случившийся факт, спорить сложно. Более того, по мере развития, кто сказал, что они не смогут приобрести и самолеты дня сегодняшнего?
Так что наемники в воздухе – это вполне осязаемо в самом ближайшем будущем. Тем более, с таким оснащением, потому что как ни крути, а F-16 — это сегодня вполне боеспособная машина.
Источник: topwar.ru