Продолжается разработка перспективного отечественного многоцелевого вертолета VRT500. Согласно актуальным планам, в ближайшее время завершится сборка опытного образца, и в следующем году он впервые поднимется в воздух. Еще через несколько лет, после прохождения всех испытаний и сертификаций, машина пойдет в серию в интересах внутренних и иностранных заказчиков. Ожидается, что VRT500 будет выпускаться большими партиями и заметно повлияет на облик отечественного вертолетного парка.
Ответ на требования
Заметной популярностью на рынке пользуются легкие многоцелевые вертолеты взлетной массой до 2 т. Такая техника используется для перевозки пассажиров и грузов ограниченной массы, а также для решения специальных задач. В силу разных обстоятельств собственные вертолеты такого класса в нашей стране пока отсутствуют. Однако в ближайшем будущем эта ситуация должна измениться.
Заполнить пустующую нишу должен перспективный легкий вертолет VRT500. Его разработкой занимается конструкторское бюро «ВР-Технологии», созданное несколько лет назад в составе холдинга «Вертолеты России». Производство опытных и серийных машин возлагается на Улан-Удэнский авиационный завод. Кроме того, к проекту привлекаются иностранные поставщики комплектующих и сборочные предприятия.
Предварительное проектирование будущего VRT500 завершилось еще несколько лет назад, и на выставке HeliRussia-2018 впервые показали полноразмерный макет вертолета. В дальнейшем такой макет с теми или иными изменениями и нововведениями неоднократно демонстрировался на других мероприятиях. На фоне показов происходило подписание соглашений и меморандумов о сотрудничестве с разными заказчиками техники.
С 2018 г. «ВР-Технологии» и другие участники проекта проводили испытания различных узлов и элементов конструкции. В конце того же года прошли первые испытания в аэродинамических трубах ЦАГИ. К настоящему времени все подобные мероприятия успешно завершены, и проект перешел на новую стадию. Сейчас на УУАЗ осуществляется строительство первого опытного VRT500 для будущих летных испытаний.
Первый полет нового вертолета состоится в следующем году, но точная дата пока не названа. На испытания и отработку конструкции, а также на сертификацию и получение необходимых разрешений уйдет около двух лет. В 2023 г. «Вертолеты России» планируют запустить серийное производство для выполнения уже подписанных контрактов. При этом сборка новой техники, вероятно, будет выполняться не только в Улан-Удэ, но и на иностранной площадке.
Технический облик
Проект VRT500 предусматривает создание легкого и компактного вертолета с высокими летно-техническими характеристиками, способного решать широкий круг задач. Длина машины незначительно превышает 8 м, диаметр несущей системы – 8,4 м. Максимальная взлетная масса составляет 1600 кг. При этом вертолет сможет перевозить до 730 кг внутри кабины и до 900 кг на внешней подвеске. Максимальная скорость полета достигнет 250 км/ч, дальность – 860 км. Практический потолок – более 6 км.
Для нового вертолета разработан оригинальный каплевидный фюзеляж, выполненный из металлических и композитных деталей. Внутри фюзеляжа имеется грузопассажирская кабина объемом 5,3 м с доступом через боковые двери или хвостовой люк. Над кабиной размещена двигательная установка с редуктором. Фюзеляж оснащен тонкой хвостовой балкой с парой килей-шайб. Показанные макеты имели лыжное шасси.
На ранних этапах вертолет VRT500 будет получать один турбовальный двигатель Pratt & Whitney Canada PW207V мощностью 700 л.с. В отдаленном будущем планируется внедрить отечественный мотор ВК-650В с близкими параметрами. В обоих случаях будут обеспечены требуемые летно-технические характеристики. Возможно, в дальнейшем появятся и другие варианты силовой установки, что станет дополнительным конкурентным преимуществом.
Для VRT500 разработана несущая система с двумя винтами соосной компоновки. Она сочетает приемлемые размеры и высокие рабочие характеристики. Кроме того, с помощью двух винтов планируют получить дополнительные преимущества в сфере удобства и безопасности эксплуатации. В частности, вертолет будет менее требователен к посадочным площадкам, а отсутствие рулевого винта предотвратит несчастные случаи.
Вертолет получает современный комплекс бортового оборудования и «стеклянную кабину». Кроме того, кабина летчиков имеет остекление большой площади, улучшающее обзор. В некоторых модификациях пилотажная аппаратура дополняется специальными приборами. К примеру, полицейская модификация вертолета может оснащаться оптико-электронным блоком с пультом управления в кабине.
Оснащение грузопассажирской кабины зависит от решаемых задач, и уже представлено несколько вариантов разного назначения. Так, пассажирский вертолет, в зависимости от требований заказчика, может иметь от двух до пяти мест. Грузовой вертолет использует максимально доступный объем кабины, а также имеет внешнюю подвеску. Также представлены медико-эвакуационный вариант и полицейская модификация с соответствующими наборами оборудования.
Путь на рынок
С целью совершенствования своего вертолета и улучшения позиций на рынке компания «ВР-Технологии» сотрудничает с иностранными организациями. Так, несколько лет назад она купила итальянское КБ Vertex Aero, имеющее разрешения на разработку и испытания авиационной техники. Привлечение этой организации, как ожидается, ускорит европейскую сертификацию и приблизит начало серийного выпуска. Кроме того, в 2019 г. появились договоры с компаниями Mecaer Aviation Group (Италия) и Liebherr-Aerospace Toulouse (Франция) на разработку авионики и других компонентов. Также развивается сотрудничество с другими компаниями в области целевого оснащения.
Рекламная кампания VRT500 на выставках уже дала результаты. Всего через год после первого показа вертолета, на салоне МАКС-2019 были подписаны первые соглашения. Малазийская компания Ludev Aviation пожелала получить пять вертолетов, а также планирует заняться продвижением российской техники на местном рынке.
Тогда же «ВР-Технологии» и «Яндекс.такси» договорились о совместных работах по теме городского воздушного такси. В перспективе VRT500 сможет взять на себя городские перевозки и даже войти в целую экосистему, включающую разные образцы авиационной техники.
Осенью 2019 г. появился заказ от шведской компании Rotorcraft Nordic AB на 10 вертолетов. Как и малазийский перевозчик, она планирует не только эксплуатировать технику, но и продвигать ее на региональном рынке.
Первый контракт с отечественным заказчиком подписали в мае этого года на выставке HeliRussia-2021. Перевозчик «Русские вертолетные системы» желает получить пять новых VRT500 с поставкой до конца 2024 г. В его парке такая техника дополнит другие образцы разных классов отечественной и зарубежной разработки, заняв одну из важнейших ниш.
В марте перед проектом VRT500 открылись новые выдающиеся перспективы. Им заинтересовался инвестиционный фонд Tawazun из ОАЭ. Вскоре появился договор о создании совместного российско-эмиратского предприятия Aeroter с регистрацией в Сингапуре. В ближайшем будущем Tawazun планирует заказать до 200 новых вертолетов для поставки ряду государственных организаций ОАЭ. Также возможна закупка частными заказчиками.
Поводы для оптимизма
Проект VRT500 имеет большое значение для российского авиастроения. Впервые за долгие годы в нашей стране появилось совершенно новое вертолетное конструкторское бюро. Впервые за несколько последних лет оно предлагает и разрабатывает новую винтокрылую платформу с высокими характеристиками и широкими возможностями. Такая платформа представляет большой интерес для отечественного заказчика и имеет большие экспортные перспективы.
Следует учесть, что пока речь идет только о расчетных характеристиках и заявленных возможностях. Первый опытный VRT500 на данный момент строится и еще не поднимался в воздух. Однако летные испытания должны начаться в течение нескольких следующих месяцев и достаточно быстро покажут реальный потенциал новой конструкции. При этом наличие первых контрактов и договоренностей уже говорит о больших коммерческих перспективах проекта. Оправдаются ли эти ожидания, станет известно в ближайшие годы – после проведения испытаний и запуска серии.
Источник: topwar.ru