Современный армейский УАЗ-315108. Образец эстетики советского периода. Источник: autodata1.com
MWM Spartan EV как начало конца
В предыдущей части истории шла речь о славном прошлом ульяновского автозавода. В дальнейшем мы обязательно поговорим о небезынтересных моделях УАЗа, случившихся в истории предприятия.
Но сейчас о современном плачевном состоянии производителя внедорожной техники.
80-летний юбилей – это весомая дата, требующая от юбиляра чего-то экстраординарного. От автозавода в Ульяновске ничего такого не требовали, ожидали лишь новую машину. Не очередную модернизацию «Патриота», являющуюся, по сути, слегка причесанной версией УАЗ-3151, а именно новую машину, способную конкурировать хотя бы с подержанными иномарками своего класса.
В итоге заводчане выкатывают электрическую реинкарнацию древнего УАЗ-469 (в современном прочтении «Хантер») под именем MWM Spartan EV. На первый взгляд, вот долгожданный прорыв – в Ульяновске осваивают производство техники нового поколения.
Однако дальнейшее расследование дает неожиданные результаты.
Во-первых, электрический «уазик» далеко не серийный экземпляр, а лишь «протокол о намерениях». Построена всего пара штук.
Во-вторых, собран он не в Ульяновске, а в недружественной Чехии. Получилась своеобразная сборная солянка: кузов и отдельные элементы трансмиссии – из России, батареи и электромоторы – из Китая, собрано воедино и настроено – в чешском местечке Черновице.
Электрический «Хантер» из Чехии. Источник: spartan.mwmotors.cz
Дальше еще увлекательнее – большую часть техники MWM Spartan делает не для Чехии, а переставляет руль и продает в Великобританию.
Переделанный в электромобиль «Хантер» в Европе готовы продавать по цене от 40 тыс. евро, что эквивалентно 3,2 млн российских рублей. Есть еще и бензиновый MWM Spartan RHD Petrol с правым рулем и ценой от 19,7 тыс. евро (около 1,6 млн рублей).
Такая техника, может, и пользуется определенным спросом в Туманном Альбионе, но у нас будет явно никому не нужна.
В общем, схема, как минимум запутанная и не имеющая ни при каких условиях внятных рыночных перспектив. Тем не менее уазовские менеджеры не постеснялись показать это предсерийное чудо на юбилейных мероприятиях.
Вопросов, помимо заоблачной цены, к чешскому электрическому «Хантеру» очень много.
Прежде всего, куда можно уехать на 150-километровом запасе хода?
Этот тяжелый рамный внедорожник с армейскими корнями, преодолевающий в лучшие годы пустыню Каракумы, вынуждают кататься вокруг ближайших зарядок. Разработчики MWM Spartan EV особо не утруждали себя инженерными изысками, просто удалили штатный двигатель ЗМЗ-40906 и установили 163-сильный электромотор с литийионной батареей. КПП, раздаточная коробка, мосты и карданы – остались родные уазовские. Только вот крутящий момент у китайского мотора почти в три раза больше штатного, и это не далеко не самым лучшим образом скажется на долговечности трансмиссии. Как говорят очевидцы, уазик с электрическим сердцем моментально рвёт с места, подвергая узлы ударным нагрузкам.
MWM Spartan EV на юбилейном показе. Источник: autoreview.ru
Такой прытью чешские инженеры наделили MWM Spartan EV не случайно.
Тяговые возможности электромобилей находятся в прямой зависимости от уровня заряда батарей – чем больше разряд, тем меньше момента передается на колеса. Для компактных городских электрокаров это не является критической проблемой и влияет в основном на приёмистость машины.
А вот внедорожнику сложнее. Представьте, что до заветной зарядной колонки еще километров 20, при остатке в батарее всего на 30 км.
Сможет ли машина преодолеть очередную раскисшую лесную колею на издыхающей батарее?
Поэтому чехи и снабдили MWM Spartan EV избыточно мощным мотором и батареей, в надежде нивелировать критическое падение тяги в конце 150-километрового пробега на одной зарядке. К слову, мощный трехфазный электромотор, установленный чуть выше переднего моста, очень неоднозначное решение для машины, способной преодолевать полуметровый брод.
В общем и целом, демонстрация электрического «Хантера», да еще и собранного в стране НАТО к 80-летию автозавода, выглядит если не усмешкой, то точно пренебрежением к истории.
Впрочем, показывать ульяновцам больше и нечего.
Упущенные возможности
Основная проблема УАЗа – отсутствие в гамме модели с запасом на модернизацию.
«Хантер» сейчас даже автомобилем в привычном смысле слова не является, а представляет собой, на пару с «Буханкой», грузовик категории N1G. Такая хитрость позволила оставить машину на рынке и не оснащать обязательной для легковой техники подушкой безопасности.
Объемы производства гражданского «Хантера» стоимостью под 1 млн рублей настолько малы, что маркетологи не решаться адаптировать под машину новые узлы – КПП и двигатель. В следующем году одобрение типа транспортного средства «Хантера» истекает и, вполне вероятно, внедорожник уйдет со сцены. На конвейере останется только армейский вариант УАЗ-315108 с турбодизелем и традиционным мягким верхом.
В тупике сейчас и семейство «Патриот», перебивающееся мелкими модернизациями уже больше 20 лет. Последним важным изменением стала автоматическая КПП PUNCH Powerglide 6L50 родом из Франции. Стоимость нового «Патриота» с такой трансмиссией уже превысила 1,5 млн рублей.
Вот, собственно, и все.
Дальше любые модернизации повлекут за собой серьезную перестройку конструкции, а значит – и технологии производства. По данным издания autoreview.ru, адаптация фордовского дизеля Puma потребует переделки рамы. Импортный дизель, к слову, сейчас готовятся выпускать на заводе компании «Соллерс» в Набережных Челнах. «Соллерс» контролирует УАЗ, а заодно и Ford Sollers, для которого и осваивает новый дизель.
Призрачной надеждой может быть китайский 110-сильный дизель Weichai, который вроде бы входит в подкапотное пространство «Патриота». Но, кроме выставочной машины на нынешней экспозиции «Комтранса», никаких подробностей больше нет.
Семейство «Патриот» – нарядное, но тупиковое направление развития. Источник: avtovesti.com
Еще четыре года автомобильные эксперты с надеждой говорили о грядущем «Русском Прадо», плоде совместной работы УАЗа и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Первые прототипы должны были появиться еще в прошлом году, однако до сих пор нет даже компьютерных изображений. И, вероятнее всего, не будет – сейчас УАЗ лишен собственного научно-технического центра, а в головном «Соллерсе» упразднен инжиниринговый центр.
Во многом это связано с небольшими объемами производства – при плановой ежегодной мощности в 100 тыс. машин из ворот УАЗа выходит не более 30–40 тыс. При этом на легковые (то есть уже грузовые) «Хантеры» и «Патриоты» приходится не более 17 тыс. – все остальное техника для госструктур и коммерческие грузовички.
Автозавод с 2017 года демонстрирует медленное, но верное падение объемов производства.
Кто же здесь захочет вкладываться в новые модели?
Несостоявшийся убийца «Газели» – УАЗ «Профи». Машине, прежде всего, не хватает современного дизеля. Источник: mir-auto24.ru
Нельзя сказать, что руководство не пыталось вытащить УАЗ из ямы, в которую он медленно, но верно спускается.
Несколько лет назад решили создать конкуренцию «Газели» из Нижнего Новгорода. Смастерили грузовичок «Профи», убрали передний ведущий мост и… провалились в продажах. Бодаться на высококонкурентном рынке с самим ГАЗом сейчас не решаются даже иностранцы, не говоря уже о новичках в этом сегменте.
В итоге ульяновцы потеряли время и средства, которые вполне могли бы вложить в модернизацию.
Например, в России до сих пор нет замены и даже конкурента «Буханке». Не на что менять в армии уже упоминаемый выше УАЗ-315108.
Многие скажут, что военным вполне сойдет архаичная конструкция почти шестидесятилетней давности. Действительно, армейская среда славится своей консервативностью, но не до такой же степени.
Сравнивать отечественную технику с импортными аналогами не всегда удобно, но нередко бывает очень наглядно.
Немецкий уазик. Источник: autoreview.ru
Пример эволюции армейской конструкции демонстрируют немцы с новейшим Mercedes-Benz G-класс семейства 464.
G-класс гораздо моложе капотного УАЗа – первые прототипы появились в 70-х годах, но варианты для военных к 2021 году успели превратиться в высокотехнологичные рабочие инструменты. И пусть полная масса G-класса почти на тонну больше уазовской, они вполне могут считаться условными аналогами.
«Немец» оснащен турбодизелем в 249 л. с., восьмиступенчатой АКПП и может поставляться в армию как в пятидверном исполнении, так и в варианте шасси для надстроек.
Кстати, именно на конкурента из бундесвера в конце 80-х годов ориентировались ульяновцы, когда разрабатывали внедорожники в рамках ОКР «Вагон». По понятным причинам эту тему забросили в 90-е, но по совсем непонятным – так и не возродили в сытные 2010-е годы.
Продолжение следует...
Источник: topwar.ru