Первое опубликованное изображение GSD LuWa
В настоящее время в интересах Бундесвера разрабатывается перспективная десантируемая боевая бронированная машина GSD LuWa. В будущем ей предстоит поступить на вооружение воздушно-десантных частей и заменить устаревающую технику семейства Wiesel. Новый образец создается с заделом на длительную эксплуатацию, и потому в его конструкции использованы любопытные решения, за счет которых планируется получить высокие тактико-технические характеристики.
Техника будущего
В десантных подразделениях Бундесвера до сих пор имеется ок. 200 легких бронемашин Wiesel нескольких модификаций с разным вооружением и оснащением. Согласно актуальным планам, в ближайшие годы они пройдут модернизацию, благодаря которой смогут оставаться на службе. Эксплуатация «Визелей» будет продолжаться до 2030 г., причем в конце текущего десятилетия начнется процесс их замены новой техникой.
Работы по перспективной десантируемой бронемашине начались в 2019 г., когда Минобороны ФРГ открыло прием конкурсных заявок и выпустило тактико-технические требования. Согласно последним, армии необходима легкая бронемашина, пригодная для перевозки по воздуху в кабине вертолета CH-53 или существующих военно-транспортных самолетов.
Готовый демонстратор технологий
Также заказчик желал получить гибридную силовую установку и гусеничную ходовую часть с управляемой подвеской. В исходной версии проекта планировалось использовать боевой модуль с малокалиберной пушкой. В дальнейшем не исключается возможность интеграции других систем и вооружений.
В апреле 2020 г. контракт на разработку проекта, строительство и испытания макетного образца получила компания Industrieanlagen Betriebsgesellschaft MBH (IABG). В качестве разработчиков отдельных узлов и агрегатов планировалось привлекать другие немецкие и зарубежные организации. На текущем этапе проект получил рабочее обозначение GSD LuWs (Gesamtsystemdemonstrator für einen Luftbeweglichen Waffenträger – «Демонстратор технологий авиатранспортабельного носителя вооружений»).
Демонстрация технологий
Проектирование заняло около года, и прошедшей весной началась сборка первого «демонстратора технологий». Облик машины раскрыли в начале года, а в августе заказчику и широкой общественности показали готовый прототип. Тогда же раскрыли некоторые его характеристики и особенности.
Компоненты бронемашины
В середине октября на полигоне Лихтенау заказчику показали основные возможности прототипа. Бронемашина прошла по танковой трассе и показала свои огневые возможности. Кроме того, отдельно построенный бронекорпус испытали подрывом.
Сообщается, что проект GSD LuWa вновь получил высокие оценки, однако его разработка будет продолжаться. Пока речь идет только о макете для отработки основных решений. Если текущие работы завершатся с желаемыми результатами, IABG приступит к разработке полноценной бронемашины LuWa, пригодной для серийного производства и принятия на вооружение в будущем.
Перспективные решения
Представленное изделие GSD LuWa представляет собой компактную и легкую бронемашину с возможностью установки необходимого оборудования или вооружения. В соответствии с требованиями заказчика, боевая масса машины не превышает 6,2 т. Длина составляет 4,2 м, ширина – 2 м. Высота зависит от типа боевого модуля и режима работы подвески. Минимальная высота нынешнего прототипа не по крыше башни – всего 1,85 м.
Разработан оригинальный бронекорпус с выраженным носовым «капотом», лобовым остеклением большой площади и развитыми надгусеничными нишами. Корпус обеспечивает всеракурсную противопульную / противоосколочную и противоминную защиту, однако ее уровень пока не сообщается. На крыше корпуса имеется посадочное место для полезной нагрузки в виде боевого модуля.
Ходовая часть крупным планом
По требованию заказчика, GSD LuWa использует гибридную силовую установку, включающую агрегаты нескольких немецких производителей. В корме корпуса установлен дизель-генератор неназванной мощности и сопутствующие агрегаты. В носовом кожухе и в корме помещаются тяговые электромоторы. В прочих объемах корпуса размещены аккумуляторные батареи. На правом борту корпуса имеется крупный радиатор для охлаждения двигателя и электросистем.
Сообщается о наличии нескольких режимов работы. Большую часть времени электромоторы должны получать энергию напрямую от дизель-генератора, который также будет заряжать аккумуляторы. При необходимости возможно движение на аккумуляторах с отключенным дизелем, что резко сокращает производимый шум. При этом ходовые характеристики пока не сообщались.
Для повышения проходимости и получения иных преимуществ разработана оригинальная ходовая часть с двумя парами гусениц. Передняя пара таких движителей имеет по три опорных катка на борт и переднее ведущее колесо. Задние гусеницы отличаются кормовым расположением ведущих колес и наличием ленивца впереди. Каждое ведущее колесо соединено с собственным тяговым электромотором. Катки оснащаются управляемой гидропневматической подвеской, позволяющей изменять клиренс.
Макет отделения управления
Предложенная четырехгусеничная ходовая часть по характеристикам подвижности и проходимости не уступает традиционным конструкциям. При этом она отличается повышенной живучестью: разрыв одной ленты и/или потеря прочих элементов не лишает машину подвижности. Раздельный привод всех гусениц от электромоторов позволяет эффективно распределять крутящий момент и получать оптимальные характеристики.
Нынешний макетный образец получил дистанционно управляемый боевой модуль ASGARD от словенской компании Valhalla Turrets. Он несет 27-мм пушку Mauser BK 27 и оптико-электронный прицел. В перспективе планируется установить ракетный комплекс EuroSpike. Возможно, в будущем GSD LuWa сможет получить ДУБМ других типов или модули с иным целевым оборудованием.
Экипаж GSD LuWa состоит всего из двух человек. Водитель размещается в передней части обитаемого отсека. Позади него находится рабочее место командира-оператора с приборами, соответствующими полезной нагрузке. Доступ внутрь опытной машины обеспечивается люком в крыше боевого модуля.
В процессе проверки
С технической точки зрения проект GSD LuWa представляет большой интерес. Для выполнения достаточно строгих требований заказчика предложено несколько смелых идей и решений. Ожидается, что они позволят получить все требуемые технические и эксплуатационные характеристики – но успех пока не гарантирован.
В нынешнем виде проект компании IABG отличается высокой степенью новизны и, как следствие, высокими техническими рисками. По этой причине сейчас проект находится на стадии испытаний макетного образца, направленных на демонстрацию и отработку новых технологий. Только после завершения этих работ и определения реального потенциала использованных решений можно будет перейти к проектированию полноценной бронемашины для серийного производства и поставок в армию.
Насколько известно, пока работы по GSD LuWa идут гладко и без каких-либо трудностей. Уже проведена часть испытаний. Кроме того, макет дважды показали представителям заказчика и получили хорошие отзывы. Возможно, разработчики проекта все же сталкиваются с какими-либо трудностями, но с ними удается справляться и продолжать работы. Вместе с этим нарабатывается опыт, который будет использован в следующих проектах.
Удастся ли компании IABG и ее субподрядчикам выполнить все требования заказчика и довести нынешний смелый проект до принятия на вооружение, неизвестно. Пока нельзя исключать, что проект GSD LuWa столкнется с серьезными проблемами, и это приведет к смещению сроков. Кроме того, могут проявиться фатальные недостатки, которые приведут к отказу от проекта.
Пока Бундесвер и разработчики перспективной бронемашины имеют достаточный запас времени. «Авиатранспортабельный носитель вооружений» должен пойти в серию не ранее середины двадцатых годов, и к этому сроку без спешки можно будет завершить работы по нынешнему макетному образцу, довести все новые технологии и затем разработать полноценный проект. Впрочем, разработчикам не следует медлить или проявлять излишний оптимизм – чрезмерная новизна и связанные с нею риски могут проявиться в любой момент.
Источник: topwar.ru