«Хаска-10» на форуме "Армия-2020
"
Продолжается разработка перспективного судна на воздушной подушке «Хаска-10». Этот многоцелевой транспорт с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками создается для использования в высоких широтах и должен обеспечить перевозку пассажиров и различных грузов. В первую очередь, судно предназначается для гражданских заказчиков, однако интерес к нему проявляет и военно-морской флот.
Транспорт для Арктики
В течение нескольких последних лет министерством промышленности и торговли осуществляется программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013—2030 годы». В начале 2018 г. в рамках этой программы была запущена опытно-конструкторская работа по созданию многофункционального судна на воздушной подушке с шифром «Хаска-10».
Контракт на разработку проекта и последующее строительство новых судов получило АО «Рыбинская верфь», входящее в состав концерна «Калашников». Проектно-конструкторский отдел завода достаточно быстро справился с поставленными задачами и подготовил первый вариант проекта.
Уже в начале 2020 г. стало известно о запуске строительства первого судна «Хаска-10». Сообщалось, что работы ведутся в рамках кооперации. Основные мероприятия оставила за собой «Рыбинская верфь», а сборку части конструкций поручили соседнему заводу «Вымпел».
В августе того же года готовое судно впервые показали специалистам и публике на форуме «Армия-2020». Опытный образец закономерно привлек внимание, причем не только российских структур. Сообщалось, что новым судном заинтересовались зарубежные страны, заинтересованные в получении многоцелевого водного транспорта. Вследствие этого руководство концерна «Калашников» назвало «Хаску-10» одной из наиболее перспективных разработок с точки зрения экспорта.
Работы продолжаются
ОКР «Хаска-10» все еще продолжается, и в ее рамках проводятся различные мероприятия. Последние новости проекта стали известны на днях. 31 января телеканал «Звезда» показал очередной выпуск программы «Военная приемка», темой которого стали современные российские суда на воздушной подушке. Одним из «героев» передачи стал проект «Хаска-10».
В рамках перспективного проекта до сих пор проводятся различные научные исследования. Так, «Военная приемка» показала испытания модели судна в бассейне Крыловского государственного научного центра. Там ведется отработка конструкции подводной части корпуса и скегов. По результатам исследований были предложены определенные доработки конструкции, направленные на повышение ее характеристик.
Также показали некоторые детали конструкции и процесса сборки судна на «Рыбинской верфи». В кадр попали ферменные конструкции днища корпуса, элементы надстройки перед монтажом на корпус и т.д. Кроме того, прозвучали любопытные заявления о перспективах проекта.
Ранний вариант облика судна
Генеральный директор предприятия Сергей Антонов напомнил, что «Хаска-10» разрабатывается по заказу Минпромторга в качестве гражданского транспорта. Однако интерес к этому проекту проявляет и военно-морской флот. Многоцелевое транспортное средство с высокими ходовыми характеристиками, способное работать в широком диапазоне условий, может найти место в вооруженных силах.
Впрочем, подробная информация о коммерческих перспективах, о наличии заказов и т.д. пока отсутствует. Также не уточняется, когда будут завершены текущие этапы проекта и начнутся полноценные испытания опытного судна. Соответственно, неизвестны и сроки запуска серии с последующей передачей готовых изделий заказчикам.
Особенности и преимущества
«Хаска-10» представляет собой многоцелевое судно на воздушной подушке, в конструкции которого используются новые для нашей промышленности решения. Впервые в отечественной практике на судне таких размеров и водоизмещения применяется ограждение воздушной подушки на основе гибких скегов. Эта особенность корпуса дает заметные преимущества перед судами иных конструкций.
Судно строится на основе плоского корпуса с вертикальными бортами, напоминающего катамаран. Сверху на таком корпусе монтируются надстройки с рубками, двигательными отсеками и другим необходимым оснащением. На палубе между надстройками помещается полезная нагрузка. В носовой и кормовой частях палубы предусмотрены рампы для погрузки или заезда.
Актуальная версия
На бортах корпуса закрепляются гибкие скеги – резинотканевые баллоны большого удлинения. На носу и корме между жесткими элементами корпуса находится гибкое ограждение воздушной подушки. Подобная конструкция ограждений позволяет создавать подушку с необходимыми параметрами. Одновременно с этим новая конструкция бортовых агрегатов улучшает курсовую устойчивость судна: боковой ветер не мешает его движению.
Проект предусматривает использование двух двигателей мощностью по 1500 л.с. При помощи особой трансмиссии их мощность должна распределяться на подъемные вентиляторы и маршевые винты. Расчетная максимальная скорость с такой силовой установкой достигает 40 узлов. Дальность плавания – 400 миль с автономностью 3 суток.
Размеры палубы позволяют перевозить различную полезную нагрузку – автомобили, в т.ч. грузовые, контейнеры и поддоны и т.д. Возможна разработка пассажирской кабины в виде отдельного модуля. В целом способы применения и решаемые задачи судна зависят только от потребностей и пожеланий эксплуатанта.
Сферы применения
«Хаска-10» имеет особые ходовые характеристики, обусловленные применением воздушной подушки. При этом оно способно перевозить широкий спектр грузов общей массой до 10 т. Эти и другие особенности конструкции позволяют судну эффективно решать транспортные задачи разного рода в различных регионах.
Согласно изначальным планам Минпромторга, перспективное судно должно работать в Арктике и обеспечивать перевозку людей и грузов. Также упоминалась принципиальная возможность применения «Хасок-10» на морских и речных транспортных линиях Дальнего Востока, Сибири и Волго-Камско-Балтийского региона. Во всех случаях суда должны вносить заметный вклад в логистику и положительно влиять на развитие промышленности и экономики.
Сообщается, что на проект обратил внимание ВМФ России. Он заинтересован в получении новых транспортных средств для Крайнего Севера, в т.ч. для его районов с неразвитой инфраструктурой. Гендиректор «Рыбинской верфи» упомянул, что «Хаска-10» может перевозить различные образцы армейской техники, в т.ч. бронеавтомобили «Тигр». При этом ясно, что применение в качестве боевой единицы исключается.
Как показали предыдущие выставки, судно на воздушной подушке интересно и зарубежным странам. Представители нескольких государств обратили внимание на «Хаску-10», и в будущем это может привести к старту переговоров по новым контрактам. Предполагается, что такое судно имеет большой коммерческий потенциал. При этом судно сможет продемонстрировать свои возможности не только в Арктике, но и в других регионах.
С прицелом на будущее
Судя по последним сообщениям, проект «Хаска-10» все еще находится на стадии разработки. Продолжаются необходимые исследования, но при этом начато строительство первых судов. Все это показывает, что в обозримом будущем проект будет завершен и готов к полноценной серии в интересах тех или иных заказчиков.
Когда, кто и в каких количествах закажет новые отечественные суда на воздушной подушке, пока не известно. Однако проект имеет большой коммерческий потенциал, и серийные образцы могут разойтись по стране и попасть за рубеж. При этом круг потенциальных покупателей постепенно расширяется – и это обязательно скажется на реальном портфеле заказов.
Источник: topwar.ru