В 1970-е годы КВО боевых блоков баллистических ракет уменьшилось настолько, что появилась возможность внезапного удара, в ходе которого одна из сторон могла попытаться победить в глобальном конфликте, уничтожив стационарные шахтные пусковые установки МБР, координаты которых были известны.
Чтобы гарантировать «ядерное возмездие», стороны, помимо размещения ракет в высоко защищенных ШПУ, форсированно развивали мобильные платформы.
В СССР параллельно с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения строили подвижные грунтовые ракетные и боевые ракетные железнодорожные комплексы, а в США пошли по другому пути.
До середины 1970-х основные функции «ядерного сдерживания» несло Стратегическое авиационное командование ВВС США, и большая часть ядерных боеголовок стратегического назначения была развёрнута на дальних бомбардировщиках и межконтинентальных баллистических ракетах шахтного базирования.
В конце 1970-х число боевых блоков, развёрнутых на баллистических ракетах подводных лодок, сравнялось с количеством зарядов на носителях Стратегического авиационного командования.
Уже в начале 1980-х основой американских СЯС стали атомные подводные ракетоносцы, оснащенные ракетами с термоядерными боеголовками индивидуального наведения.
Причины создания новой баллистической ракеты для американских подводных ракетоносцев третьего поколения
В начале 1980-х командование ВМС США пришло к выводу о необходимости сокращения типов подводных стратегических ракетоносцев и унификации их вооружения.
Так, в 1985 году в составе американского флота имелись: ракетные подводные лодки первого поколения типа «Джордж Вашингтон» и «Этьен Аллен» с БРПЛ «Поларис А-3», типа «Лафайет» с ракетами «Посейдон», ПЛАРБ второго поколения типа «Джеймс Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейлон» и «Трайдент-1», а также шесть новых лодок третьего поколения типа «Огайо» с БРПЛ «Трайдент-1».
Наличие в строю ПЛАРБ трёх поколений, вооруженных различными ракетами, существенно затрудняло эксплуатацию, а также давало козыри сторонникам создания подвижных грунтовых и железнодорожных ракетных комплексов, которые, по заверениям разработчиков, требовали меньших капиталовложений, чем подводные ракетоносцы.
В отличие от ВМФ СССР, где до последнего держались за откровенно устаревшие АПЛ, американские адмиралы сделали ставку на новые лодки типа «Огайо», которые по основным показателям: скрытности, глубине погружения, межремонтному ресурсу и ударной мощи, существенно превосходили другие стратегические подводные атомоходы.
На фоне скорого списания безнадёжно устаревших и выработавших свой ресурс ракетных лодок первого поколения и отказа в ближайшее десятилетие от лодок второго поколения, был сделан вывод, что ПЛАРБ «Огайо» в среднесрочной перспективе в состоянии стать основой морской составляющей американских СЯС.
При этом высокий модернизационный потенциал и большой запас эксплуатационного ресурса лодок третьего поколения позволял эксплуатировать их в течение нескольких десятилетий, что в дальнейшем было подтверждено на практике.
Баллистическая ракета подводных лодок UGM-133A Trident II (D5)
Изначально характеристики БРПЛ UGM-96A Trident I ограничивались необходимостью вписаться в габариты ракетных шахт ПЛАРБ второго поколения, вооруженных ранее ракетами UGM-73 Poseidon C-3.
В ходе проектирования лодки третьего поколения был принят диаметр ракетной шахты 2,4 м и длина 14,8 м.
При этом ширина корпуса ракетоносцев типа «Огайо» в перспективе позволяла вооружить уже построенные и вновь строящиеся лодки новыми, гораздо более тяжелыми и длинными ракетами.
БРПЛ UGM-96A Trident I по дальности пуска превосходила ракеты UGM-73 Poseidon C-3 и UGM-27C Polaris A-3, но всё же уступала МБР шахтного базирования LGM-30G Minuteman III и LGM-118А Peacekeeper. Для сокращения отставания от баллистических ракет, имеющихся в распоряжении САК ВВС США, в конце 1970-х корпорация Lockheed приступила к разработке БРПЛ массой около 60 т.
Наличие на борту ПЛПРБ ракет с дальности стрельбы более 10 000 км давало возможность вести боевое патрулирование в районах, непосредственно примыкающих к американским территориальным водам, вне зоны действия советского флота и противолодочной авиации. Это повышало боевую устойчивость подводных ракетоносцев и давало возможность отказаться от использования передовых пунктов базирования за рубежом.
Кроме того, при проектировании новой ракеты, получившей обозначение UGM-133A Trident II (D5), ставилась задача увеличения забрасываемого веса, что позволяло оснастить её большим числом боевых блоков с индивидуальным наведением и средствами преодоления противоракетной обороны.
БРПЛ UGM-133A Trident II
Первоначально новую БРПЛ планировали делать на базе МБР LGM-118А Peacekeeper. Однако расчёты показали, что, в случае создания «единой» ракеты, не удастся уложиться в заданные массогабаритные параметры, и от унификации в итоге отказались.
Впервые ракета «Трайдент-2» стартовала с испытательной площадки Восточного ракетного полигона на мысе Канаверал в 1987 году.
Испытательный запуск ракеты UGM-133A Trident II на мысе Канаверал
Весной 1989 года новую БРПЛ запустили с борта ПЛАРБ USS Tennessee (SSBN-734). Эта девятая в серии лодка типа «Огайо», переданная ВМС США в декабре 1988 года, изначально строилась под новую ракету «Трайдент-2».
Запуск БРПЛ UGM-133A Trident II с борта лодки, находящейся в подводном положении
До принятия на вооружение с наземной испытательной площадки было произведено 19 стартов, а с подводной лодки запустили 9 ракет.
В 1990 году ракету UGM-133A Trident II (также используется обозначение Trident D5) официально приняли на вооружение.
По сравнению с «Трайдент-1», новая БРПЛ стала намного крупней и тяжелей. Длина возросла с 10,3 до 13,53 м, диаметр – с 1,8 до 2,3 м. Масса увеличилась примерно на 70 % – до 59,08 т. Забрасываемый вес – 2 800 кг. Дальность пуска с минимальной боевой нагрузкой (три боевых блока Mk.5) – более 11 000 км. С максимальной нагрузкой (восемь боевых блоков Mk.5) – 7 600 км.
При проектировании БРПЛ «Трайдент-2» новые технические решения удачно совмещались с уже имеющимися, хорошо себя зарекомендовавшими наработками. Это позволило создать весьма совершенную ракету с высокими служебно-эксплуатационными и боевыми характеристиками, которая продолжает оставаться актуальной и через три десятилетия, прошедших с момента её принятия на вооружение.
Двигатели первой и второй ступени создавались компаниями Hercules Inc. и Thiokol, уже имевшими опыт проектирования и производства двигателей для твердотопливных МБР и БРПЛ.
Корпуса двигателей первой и второй ступени изготовлены по технологии, отработанной в более ранних моделях ракет, из углеродно-эпоксидного композита.
Корпус двигателя третьей ступени, разработанный компанией United Technologies Corp., первоначально выполнялся из кевларовой нити с проклейкой эпоксидной смолой. Но после 1988 года его также стали изготавливать из углеродного волокна и эпоксидной смолы.
Твёрдое топливо представляет собой смесь октогена, перхлората аммония, полиэтиленгликоля, полиуретанового каучука и алюминиевой пудры.
С целью сделать ракету компактней, в двигателях всех трёх ступеней применены утопленные сопла, со вставками, выполненными из термостойкого и износостойкого материала на основе углеродного композита. Управление по тангажу и рысканью осуществляется с помощью наклона сопел.
Для снижения аэродинамического сопротивления при движении в плотных слоях атмосферы используется выдвигающаяся телескопическая аэродинамическая штанга с диском на конце.
Выдвижение штанги происходит с помощью порохового аккумулятора давления, вскоре после выхода ракеты из воды и запуска двигателя первой ступени. Применение «аэродинамической иглы» позволило значительно увеличить дальность полёта ракеты.
Как и в случае с другими американскими БРПЛ, для запуска «Трайдент-2» используется «сухой» способ старта – из ракетной шахты, без заполнения её водой. Старт ракет может производиться с интервалом 15–20 секунд с глубины не более 30 метров, при скорости хода лодки около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов.
Теоретически все ракеты, имеющиеся на борту ПЛАРБ типа «Огайо», могут быть выпущены в одном залпе, но в реальности такие стрельбы никогда не проводились.
В течение всего полёта «Трайдент-2» управляется бортовой ЭВМ.
Автономная аппаратура управления производит выработку команд изменения угла вектора тяги двигателей, вводит данные в блоки подрыва боеголовок, производит их взведение и определяет момент отделения боевых блоков.
Положение в пространстве определяется при помощи гиростабилизированной платформы и аппаратуры астрокоррекции.
Ракета UGM-133A Trident II способна нести до 8 боевых блоков индивидуального наведения Mk.5, оснащённых термоядерными боеголовками W88 мощностью 475 кт или до 14 блоков Mk.4 с боеголовками W76 мощностью 100 кт.
По сравнению с другими американскими БРПЛ, точность наведения боевых блоков «Трайдент-2» существенно улучшена. КВО для блоков Mk.5 составляет 130 м.
Согласно американским данным, в случае использования в процессе наведения спутниковой навигационной системы, более половины боевых блоков попадает в круг диаметром 90 м.
Такая точность позволяет с высокой вероятностью уничтожать «закалённые» (по американской терминологии) цели, такие как: шахтные пусковые установки и подземные командные пункты.
При стрельбе по ШПУ МБР предусмотрено использование так называемого способа «два по одному» – при этом на одну цель наводятся два боевых блока с разных ракет.
По американским данным, вероятность уничтожения «закалённой» цели боевыми блоками Mk.5 при этом составляет не менее 0,95.
С учётом того, что флот заказал около 400 боевых блоков с боеголовками W88, большая часть ракет «Трайдент-2» несла боевые блоки Мk.4, которые ранее использовались на БРПЛ UGM-96A Trident I. В этом варианте вероятность уничтожения ШПУ при способе «два по одному» оценивается – не выше 0,84, что связано с меньшей мощностью заряда.
В первом десятилетии XXI века в рамках концепции Prompt Global Strike (быстрый глобальный удар) корпорация Lockheed Martin предложила создать конвенционный вариант БРПЛ, получивший обозначение CTM (Conventional trident modification).
Ракета, запускаемая с борта подводной лодки, должна была нести корректируемые на конечном участке траектории конвенционные боевые блоки. Командование ВМС надеялось с помощью нового боевого блока, корректируемого на атмосферном участке по данным GPS, получить КВО порядка 9 метров, что позволяло бы решать как тактические, так и стратегические задачи без использования ядерного оружия.
В 2008 году ВМС запрашивали на эту программу $200 млн, упирая на возможность использования конвенционных боеголовок при решении антитеррористических задач.
Американские адмиралы предлагали разместить на каждой ПЛАРБ типа «Огайо», находящейся на боевом патрулировании, две ракеты с конвенционными боевыми частями. Общая стоимость переоборудования 24 ракет по состоянию на 2008 год ориентировочно составляла $530 млн.
Технические подробности программы не разглашались, однако известно, что велись исследования по созданию двух типов боеголовок.
Для поражения защищённых целей планировалось создать бронебойно-фугасную боевую часть с возможностью воздушного подрыва, также рассматривался вариант кинетической стреловидной боеголовки из вольфрама.
Кинетические боевые части предусматривалось использовать для точечных ударов по укреплённым командным бункерам, подземным хранилищам и шахтным пусковым установкам.
По замыслу командования ВМС США, ракеты, несущие обычные высокоточные боеголовки, предназначались для тактических и стратегических целей. Что, в свою очередь, размывает грань между ядерным и обычным оружием, так как конвенционные БРПЛ получают возможность с высокой вероятностью уничтожать шахты МБР и осуществлять обезоруживающий удар.
Программа создания БРПЛ с обычными высокоточными боеголовками подверглась критике ряда американских экспертов, занимающихся проблемами международной безопасности.
По мнению этих специалистов, запуск с подводной лодки, ведущей боевое патрулирование, баллистической ракеты, может спровоцировать начало ядерного конфликта.
Данная точка зрения основана на том, что системы раннего ракетного предупреждения России и Китая не способны определить обычные или ядерные боеголовки несёт баллистическая ракета межконтинентальной дальности.
В итоге от оснащения БРПЛ конвенционными БЧ официально отказались.
Однако корпорация Lockheed Martin продолжила в инициативном порядке исследования, направленные на разработку высокоточных боевых частей, предназначенных для ракет «Трайдент-2».
В настоящее время американские БРПЛ UGM-133A Trident II несут по 4 боевых блока Mk.5 с боеголовками W88 и Mk.4А c боеголовками W76-1, прошедшими через программу продления продолжительности жизненного цикла.
Модернизированная боеголовка W88 ALT 370
В июле 2021 года стало известно о выпуске первой модернизированной боеголовки W88 ALT 370, срок службы которой должен составлять не менее 20 лет.
Кроме того, в 2019 году на части ракет установили боевые блоки улучшенной точности с боеголовками W76-2 мощностью 5–6 кт.
ПЛАРБ USS Tennessee (SSBN-734)
Первой лодкой, вышедшей осенью 2019 года на боевое патрулирование с ракетами, оснащёнными боеголовками W76-2, стала USS Tennessee (SSBN-734).
По мнению ряда американских экспертов, высокоточные боеголовки меньшей мощности, способные заглубляться в грунт, в случае необходимости могут использоваться против объектов, расположенных на территории «стран-изгоев», и в какой-то степени призваны компенсировать отставание США в тактическом ядерном оружии. Такие боеголовки вполне пригодны для «хирургических» ударов по шахтам межконтинентальных баллистических ракет, хранилищам химического и бактериологического оружия, а также для уничтожения подземных командных пунктов.
Корпорация Lockheed Martin в период с 1989 по 2007 год поставила 425 ракет «Трайдент-2» ВМС США и 58 ракет ВМФ Великобритании.
Ракета «Трайдент-2» является основой морской компоненты американских СЯС и будет пребывать в данном статусе ближайшие 10 лет.
В связи с длительным нахождением на боевом дежурстве с 2007 по 2012 год реализовалась программа комплексной модернизации. В частности, внедрялась новая аппаратура управления и астрокоррекции с быстродействующими радиационно-стойкими микропроцессорами. Кроме того, осуществлялась замена твёрдого топлива.
Недавно стало известно, что корпорация Lockheed Martin получила контракт стоимостью $559 млн на модернизацию существующих ракет до уровня Trident II D5LE, что позволит использовать их до конца службы американских стратегических атомных подводных лодок типа «Огайо».
Первые усовершенствованные «Трайденты» уже загружены в ракетные шахты ПЛАРБ, выходящих на боевое патрулирование. Обновлённые ракеты должны постепенно заменить все старые БРПЛ на американских и британских лодках.
Некоторые «патриотично» настроенные читатели «Военного обозрения», упирая на то, что «Трайдент-2» приняты на вооружение более 30 лет назад и не оснащены средствами преодоления противоракетной обороны, называют их «устаревшим хламом».
О программе обновления и модернизации ракет «Трайдент-2» уже было сказано выше, а на их способности преодолевать нашу ПРО остановимся отдельно.
Действительно, в открытых источниках не имеется достоверной информации о том, что американские БРПЛ несут средства прорыва ПРО.
Но нужны ли они им?
Единственным российским городом, прикрытым системой противоракетной обороны, предназначенной для перехвата боевых блоков на атмосферном участке, является Москва.
С учетом того, что для противодействия вражеским боеголовкам у нас используются противоракеты, оснащённые ядерными боевыми частями, система ПРО Москвы в состоянии отразить ограниченный удар – например, случайный запуск МБР.
При ядерном взрыве на некоторое время образуется не просматриваемая для радаров ионизированная зона, через которую свободно проходят боевые блоки ракет стартующих позже.
После детонации боевой части противоракеты, боеголовки следующего эшелона будут до последнего момента невидимы для радиолокаторов, и противоракетная оборона, в которой используются перехватчики со «специальными» боевыми частями, будет «продавлена» последовательным пуском нескольких БРПЛ, и вполне в состоянии обойтись без специальных средств прорыва ПРО.
Именно в связи с возникновением не просматриваемых для РЛС ионизированных зон американцы строят противоракеты с кинетическими боеголовками, рассчитанными на прямое столкновение с целью.
Впрочем, создание на 100 % эффективной противоракетной обороны, призванной защитить от ответного массированного ракетно-ядерного удара в настоящее время является неразрешимой задачей.
Структура и состояние морской компоненты американских стратегических ядерных сил
Первая лодка USS Ohio (SSGN-726) была принята в эксплуатацию в конце 1981 года. Самая новая американская подводная лодка стратегического назначения USS Louisiana (SSBN 743) вступила в строй в сентябре 1997 года.
ПЛАРБ USS Louisiana (SSBN 743)
На этапе проектирования срок службы лодок типа «Огайо» был рассчитан на 20 лет с одной перезарядкой реактора. Однако большой запас прочности и значительный модернизационный потенциал позволили существенно продлить эксплуатационный ресурс.
В середине 1990-х была запущена программа поэтапной модернизации, осуществляемой в ходе двухгодичных капитальных ремонтов, совмещённых с заменой ядерного топлива. В ходе реализации данной программы и обследования лодок, поставленных на капитальный ремонт, специалисты пришли к выводу, что имеющиеся в строю ПЛАРБ могут эксплуатироваться 42–44 года. При этом замена ядерного топлива должна производиться раз в 20 лет.
В настоящее время задачи ядерного сдерживания возложены на 16 лодок типа «Огайо». Ещё четыре подводных атомохода, ранее вооруженных ракетами «Трайдент-1», переоборудованы в носители крылатых ракет UGM-109 Tomahawk и средства доставки боевых пловцов.
При этом из четырнадцати имеющихся в боевом составе ПЛАРБ, две лодки находятся в плановом капитальном ремонте.
Согласно информации, опубликованной в свободном доступе, в ВМС США имеется 240 баллистических ракет с подводным стартом, каждая из которых может нести 4 боевых блока.
С учётом того, что в рамках договора СНВ-3 на американских ПЛАРБ количество шахт с загруженными БРПЛ ограниченно 20 единицами, в суммарном залпе ракет одной лодки должно быть не более 80 термоядерных боеголовок.
По статистике, подводные стратегические ракетоносцы ВМС США совершают в среднем по 3–4 боевых службы в год. Ежегодно каждая американская атомная лодка стратегического назначения, находящаяся в строю, проводит на боевом патрулировании приблизительно 220 суток.
После прибытия лодки в базу БРПЛ выгружаются из ракетных шахт и после диагностики и техобслуживания устанавливаются на другие лодки, выходящие в море.
Таким образом, на боевом дежурстве в мировом океане может находиться 8–9 субмарин с 160–180 ракетами на борту, несущими 640–720 боевых блоков.
В настоящее время американские ПЛАРБ по большей части патрулируют у своих берегов.
Боевое дежурство осуществляется в районах, для которых существуют точные гидрологические карты. Благодаря этому, навигационные системы лодок, находящихся на боевом патрулировании в подводном положении, получают от бортового гидроакустического комплекса все необходимые данные для корректировки погрешности в отслеживании своих координат.
Однако приблизительно 25–30 % времени на боевом патрулировании американские ПЛАРБ осуществляют в удаленных районах мирового океана.
В настоящее время восемь ПЛАРБ типа «Огайо» приписаны к тихоокеанской базе Бангор, шт. Вашингтон, а шесть – к атлантической Кингс-Бей, шт. Джорджия. Инфраструктура каждой военно-морской базы позволяет обслуживать до 10 лодок.
Спутниковый снимок Googlе Еаrth: ПЛАРБ типа «Огайо» на стоянке военно-морской базы Бангор
В пунктах базирования Бангор и Кингс-Бей имеется развитая инфраструктура, позволяющая производить полноценное обслуживание и текущий ремонт: пирсы с кранами, крытые крупногабаритные эллинги и сухие доки.
Обе американские базы находятся в зонах с мягким климатом, что существенно облегчает несение службы и удешевляет эксплуатацию лодок.
Спутниковый снимок Googlе Еаrth: ПЛАРБ типа «Огайо» на стоянке военно-морской базы Кингс-Бей
На военно-морских базах Бангор и Кингс-Бей имеются арсеналы и укреплённые хранилища для обслуживания, ремонта и размещения ракет.
Спутниковый снимок Googlе Еаrth: хранилище и зона обслуживания БРПЛ и ЯБЧ на военно-морской базе Бангор
Всего вместе с развёрнутыми боевыми блоками и боеголовками, находящимися на хранении в ВМС США, в 2021 году имелось около 1 900 ядерных зарядов для ракет «Трайдент-2».
Спутниковый снимок Googlе Еаrth: хранилище и зона обслуживания БРПЛ и ЯБЧ на военно-морской базе Кингс-Бей
Во время морских походов лодки типа «Огайо» для пополнения запасов, мелкого ремонта и краткосрочного отдыха экипажей посещают военно-морские базы Гуам и Пёрл-Харбор.
На этих базах также имеется необходимая инфраструктура, хотя, конечно, и не столь развитая, как в Бангоре и Кингс-Бей.
Спутниковый снимок Googlе Еаrth: судно снабжения и американские АПЛ на военно-морской базе Гуам
На военно-морской базе Гуам на ротационной основе находятся суда снабжения, с которых осуществляется погрузка на американские атомные лодки припасов и возможно пополнение боекомплекта.
Спутниковый снимок Googlе Еаrth: пирсы и хранилища боеприпасов на военно-морской базе Пёрл-Харбор
Военно-морская база Пёрл-Харбор, расположенная на Гавайях, оборудована лучше.
Здесь имеется полноценный арсенал с ангарами для обслуживания ракет, а также подземные укреплённые хранилища для минно-торпедного и ракетного вооружения с примыкающими к ним пирсами.
Планы по модернизации морской компоненты американских стратегических ядерных сил
В США опубликованы планы, согласно которым вывод первой лодки типа «Огайо» из боевого состава намечен на 2027 год, последняя лодка данного типа должна быть списана к 2040 году.
На смену лодкам типа «Огайо» придут ПЛАРБ четвёртого поколения типа «Колумбия».
1 октября 2020 года на верфи Electric Boat в штате Коннектикут состоялась официальная закладка головной лодки USS Columbia (SSBN-826). Эту лодку планируется ввести в строй в 2031 году. После чего последует серия ещё из 13 стратегических подводных ракетоносцев.
При проектировании ПЛАРБ типа «Колумбия» использованы технические решения, ранее реализованные в подводных атомоходах типа «Огайо» и «Вирджиния», но при этом скрытность новых лодок должна быть выше.
Хотя подлодка типа «Колумбия» сможет нести только 16 баллистических ракет Trident II D5LE, её размеры будут почти такими же, как у «Огайо».
Длина лодки – около 170 м. Диаметр корпуса – около 13 м. Подводное водоизмещение – 20 800 т. Субмарина сможет развивать скорость более 20 узлов и работать на глубине 250 м. Срок службы – 42 года. В течение всего срока службы повторная перезагрузка реактора не предусмотрена.
Стоимость разработки и строительства первой лодки оценивается в $12 млрд.
Строительство каждой из четырнадцати стратегических субмарин в ценах 2021 года – более $5 млрд.
На весь проект «Колумбия», с учётом оборудования мест базирования, будет потрачено не менее $100 млрд.
Затраты на вооружение и поддержание жизненного цикла могут превысить $600 млрд.
Хотя первоначально озвучивались планы по созданию новой баллистической ракеты с подводным стартом, известной как Trident E-6, на первом этапе ПЛАРБ 4-го поколения будут нести модернизированные БРПЛ Trident II D5LE.
Источник: topwar.ru