Сегодня в мире происходят весьма странные вещи. Чего стоит только недавний призыв стран-участниц ядерного клуба о неуничтожении всего живого с помощью своих арсеналов. Это смотрелось весьма… своеобразно. Как рок против наркотиков, а пчелы против меда. Примерно так и смотрелось заявление держав, неуклонно наращивающих свои ядерные арсеналы.
Слава богу, мир пока еще не театр, и ружье на сцене не обязательно должно выстрелить. Пока.
Эти разнообразные договоры и соглашения, которые вроде бы призваны ограничить мировую гонку вооружений год от года выглядят все смешнее. А ведь уже сто лет как…
Хорошо, почти сто лет. Я не раз уже трогал в статьях про корабли ТО САМОЕ Вашингтонское соглашение. Ему, кстати, скоро как раз 100 лет стукнет. По факту – первая попытка хоть как-то ограничить стремление наклепать смертоубийственных машин числом поболее да калибром повнушительнее.
Да, 6 февраля 2022 года будет ровно 100 лет тому, как Великобритания, США, Франция, Италия и Япония решили не строить в огромных количествах линкоры и тяжелые крейсера. Нет, шаг, конечно, был большой, но…
Но все тут же бросились мухлевать. А некоторые строить не запрещенные договором авианосцы, легкие крейсера и эсминцы. А Германия, которая ничего не подписывала, но у которой был Версальский договор, построила такой подводный флот, что всем икалось очень долго.
Ну а в 1936 году, когда Договор перестал действовать, то все облегченно вздохнули и бросились строить все подряд. А потом все построенное топить. Преимущественно в Тихом океане.
Тихий океан…
В Первую Мировую в нем было относительно спокойно. Редкие операции немецких крейсеров и британского флота. Во Вторую было жарко. Япония против США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Голландии.
Сегодня противостояние намечается ничем не уступающее тому, что было во времена Второй Мировой войны. Вот только участников стало больше, участники обладают очень впечатляющими силами, да и сам регион противостояния стал больше. К Тихому океану добавилась акватория Индийского океана.
Сегодня эксперты вообще говорят о том, что скоро на военных картах появится Индо-Тихоокеанский ТВД. Именно здесь предсказывают противостояния Индии и КНР, США и КНР, Японии и КНР, Японии и России и так далее. Слишком много сильных игроков, слишком много интересов.
Плюс подогреваемый страх перед возможной экспансией Китая, которая начнется с захвата Тайваня.
Китай сегодня строит флот небывалыми темпами. К входу в строй готовятся 12 эсминцев, пять из которых (проект 055) очень даже сопоставимы с ракетными крейсерами. На Западе их таковыми и считают. Плюс третий авианосец и на подходе четвертый.
Япония ничуть не уступает Китаю. Построенные новые эсминцы класса «Майя» (которые тоже мало чем уступают «Арли Берку»), плюс переделка вертолетоносцев «Идзумо» в авианосцы – очень многообещающе выглядит.
Причем, флоты КНР и Японии явно строятся с опережением. Для охраны/защиты границ такого количества кораблей более чем избыточно.
Примерно, как у США.
Кстати, американский флот тоже «в замесе». Корабли ВМФ США, которые вынуждены дежурить во всех регионах, явно не выдерживают этой гонки. Корабли проводят в море очень много времени, что вынуждает сокращать до минимума сроки обслуживания и ремонтов.
Демонстрация силы Китаем вынуждает отвечать, но то, что КНР демонстрирует силу – фактически это просто ответ на то, что в США и у сателлитов сегодня Китай изображается как Империя Зла со всеми выходящими последствиями.
Экспансия Китая, агрессия против Тайваня с его последующей аннексией – об этом говорили очень громко и много, но… Ничего не вышло. Аннексия пока под большим вопросом, равно как и возможность США защитить своих союзников.
Но альянсы – это вообще дело тонкое. Как показали события вокруг австралийских контрактов на подводные лодки, отношения между союзников можно запросто торпедировать с помощью денег. И резкий разворот Австралии от Франции к Великобритании в целом ничем особым не угрожает альянсу, а вот в частности – покажут дальнейшие события.
Конечно, США все равно у кого будут построены лодки, лишь бы дело не стояло. Усиливать группировку в Тихом океане придется, но здесь явно просматривается то, что в одиночку Штаты не в состоянии этого сделать. Нужны союзники.
Однако, как показывает практика, далеко не все союзники могут на поверку оказаться такими исполнительными, как Япония. Есть и те, кто в первую очередь думает о своей выгоде, нежели об общей.
Между тем, в регионе есть и новый игрок. Это Индия.
Построив еще один авианосец, «Викрант», индийское командование думает о третьем корабле этого класса. Плюс Индия сосредоточила усилия на создании большого количества подводных лодок, как своего производства, так и полученных, например, от России.
Нагнетание идет. Великобритания отправила в регион свою группировку кораблей во главе с авианосцем. Даже обиженная Франция и Германия, которой вообще до того региона нет по идее никаких дел, отправляли свои корабли.
Демонстрация флага? Ну конечно. Понятно, что никто войны не хочет, даже не планирует. Но все так усиленно готовятся к борьбе за мир, что иной раз становится страшновато.
Да, век назад можно было посчитать морские силы государств по тоннажу, численности кораблей, калибрам орудий. Сегодня все нивелировано.
Однако, судьба мира запросто может быть решена на море. Хотя бы потому, что в морском сражении можно нанести урон противнику, не уничтожая городов с населением. Это, конечно, вилами на воде написано, но морские сражения, как ни крути, а все-таки происходят. От аргентино-британских разборок за Фолкленды до индо-пакистанских войн.
Морское пространство – уникальная вещь. Суша вся разделена между государствами, ревниво отстаивающими свой суверенитет над территориями. Воздух над сушей тоже поделен границами, которые охраняются не менее ревностно, чем сухопутные границы государств. А море/океан все еще свободны.
Сегодня корабли (в том числе и военные) любой страны могут пока еще беспрепятственно приближаться и даже проходить через территориальные воды других государств. Плюс любая страна, у которой есть военный флот, может запросто спроецировать силу в тот район, который омывается морями, вне зависимости от того, где этот район располагается.
Фото: mil.ru
Все моря и океаны так или иначе соединены друг с другом.
Так что Фолкленды и война в Заливе очень хорошо показали, какие задачи может решить хороший военный флот. Вплоть до уничтожения государственности отдельно взятой страны.
Сегодня противостояние на море сильно отличается от гонки дредноутов времен начала прошлого века или авианосцев и линкоров середины. Возможность применения ядерного оружия (которую мы не рассматриваем, предпочитая говорить о ведении войн в рамках конвенций) налагает отпечаток на то, как противостояние может протекать.
Как горячая фаза «холодной» войны.
И здесь количество военных кораблей – важный элемент. Но не менее важны такие вещи, как наличие вспомогательного флота. Китай, например, запросто может выставить около тысячи своих рыболовецких кораблей в качестве противолодочных. Сонару, простите, без разницы, кого отрабатывать, косяк трески или подводную лодку.
Наличие за спиной такой мощи может весьма облегчить жизнь своему флоту и затруднить действия кораблям противника.
Инфраструктура портов. Само наличие большого количества портов, способных осуществлять заправку кораблей, погрузку продовольствия и боеприпасов – весьма значимая составляющая.
И в самом недалеком будущем, походы дооборудованных рыболовецких сейнеров будут иметь не менее важное значение, чем рейды АУГ. А портовая инфраструктура, отлаженная должным образом, сможет постоянно поддерживать присутствие в море большого количества кораблей, которые будут контролировать воды заданного региона.
Ну а если еще вспомнить, как отдельно взятые страны из пустынного рифа вчера сегодня создают остров с аэродромом…
Естественно, все надо рассматривать в комплексе. На воде, под водой, на берегах и в воздухе над кораблями. Сложнее, специфичнее, поскольку в отличие от сухопутных противостояний здесь существует еще одно измерение под водой.
Так что возможности военно-морских сил любой страны – это очень важная деталь в политических и военных противостояниях.
Фото: mil.ru
А если посмотреть на итоги ушедшего года, нашим ВМС до идеала весьма и весьма далеко. Особенно на Тихом океане.
Когда в 2020 году новый вирус начал свое шествие по планете, то на секунду даже показалось, что вот она, та угроза, перед лицом которой все человечество может забыть о возможности уничтожения мира, поскольку на этот раз мир уничтожат без помощи человека. Ну, почти без помощи. С одной стороны, да, вирус одинаково угрожал всем: и китайским рисоводам, и дельцам из Сохо.
Но нет, наоборот, вирус стал поводом для ухудшения с одними, и теплой дружбы против других.
Вполне естественно, что теперь каждая крупная (да и не крупная тоже) страна стремится создать вокруг себя некий кокон безопасности. В котором можно относительно безопасно переждать новомодные явления типа вирусов, беженцев из нищих стран и так далее.
Все уже слышали, в том числе и из уст российских политиков, такой термин, как «зона влияния». На самом деле – периметр «только для своих». И многие активные игроки разрабатывают такие схемы.
Китай реализует концепцию «Азиатское Средиземноморье». Турция – проект «Голубая Родина». Индия – проект SAGAR. Австралия, Аргентина, Бразилия. Бразильские военные корабли вообще очень часто стали видеть у африканских берегов в Южной Атлантике, где бразильцы вроде бы занимаются борьбой с пиратами.
В целом, практически у каждой страны, обладающей приличным военным флотом, можно найти сходные проекты. Исключения, пожалуй, составляют США и Россия. Для первых зоной интересов и так является весь мир, Россия… Пожалуй, даже странно, что у нас нет в разработке такой концепции.
Между тем, право контролировать ключевые акватории морей – это очень серьезно. Мы в этом отношении очень сильно отстаем от ключевых морских игроков, Китая, Японии, США. А между тем, наш флот выглядит год от года все более несерьезно на фоне того, что творится в КНР и Японии.
Мы реально докатились до того, что пытаемся решить наши проблемы в морях с помощью модернизаций сорокалетних кораблей еще советской постройки. И выдаем (благо, патриочески настроенная часть общественности приветствует это аплодисментами) за достижение такие модернизации.
Российские флоты, мало того, что разобщенные и раскиданные по морям, не смотрятся сегодня силой, способной контролировать хотя бы что-то. Максимум – да, продемонстрировать где-то флаг, не более того.
Почему-то в нашей стране, не только на уровне обывателя, принято считать, что флот – некая такая дорогая игрушка для адмиралов, обеспечивающая им карьерный рост. И не более того.
Скоро у нас такими темпами приличного военного флота не станет вообще. И второй минус современности – это реальное отсутствие морской политики.
И здесь возникает неприятный вывод: если флот – роскошь, то и морская политика – непозволительная роскошь, поскольку она подразумевает сильный флот.
А между тем именно флот, сильный, мощный и современный флот, это то, что способно отодвинуть угрозу от границ страны подальше. Не военный союз Беларуси и России, более чем сомнительное на мой взгляд, дело, а флот. То, что на территории Беларуси могут быть размещены, например, ракеты или противоракеты, это смех. Все это нивелируется такими же ракетами и противоракетами на территориях Молдовы, Польши, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы.
Два десятка подводных крейсеров, набитых крылатыми ракетами с ядерными боеголовками – это то, что намного более эффективно заставит те же США задуматься о том, что реальная угроза находится непосредственно у их границ. Да, морских. Но чем более ценна ракета, которую запустят с суши, нежели та, что стартует из-под воды?
Россия не может позволить себе не иметь такой важной стратегической составляющей, как флот. Не имеет право на отсутствие морской концепции и активной морской политики. Мы не имеем права на беспомощность.
У кого нет силы – тот обречен на поражение.
Источник: topwar.ru