Не так давно мы обсуждали строительство «Александритов» и насколько эти корабли нужны не только на Балтике, где до сих пор под волнами много наследия Второй мировой болтается, но и в Тихом океане.
Радует, что многие у нас понимают важность наличия во флоте кораблей противоминной обороны. И одновременно пришло известие с Запада от потенциальных. Они тоже понимают. И принимают меры.
На верфях французской фирмы «Пириу» в городке Конкарно (недалеко от знаменитого Лориэна) начато строительство корабля «Остенде» для военно-морского флота Бельгии.
Событие не то чтобы знаковое, но вызывает интерес тем, что кораблик очень непростой.
Но сперва стоит сделать небольшой экскурс в историю. Вообще ни для кого не секрет, что Балтийское море в целом, а огромный Финский залив в частности – то еще место. Там на протяжении почти 200 лет ставили мины все, у кого была такая возможность.
Первыми, кто выставил мины, видимо, были мы.
Великий изобретатель Борис Семенович Якоби (Мориц Герман фон Якоби) прославился не только изобретением гальванопластики, электродвигателя с непосредственным вращением вала и печатающего телеграфного аппарата. Он изобрел поистине великолепные морские мины с гальваническими взрывателями. Эти мины во время Крымской войны 1853—1856 года на Балтике отправили на дно четыре новейших британских пароходо-фрегата. И в Адмиралтействе решили, что атаковать с моря Санкт-Петербург себе дороже.
Мины Якоби реально отвели угрозу от российской столицы.
А затем Балтика на долгие годы стала этаким полигоном для испытания минного оружия. Особенно во время Второй Мировой войны, когда в общей сложности воюющими и невоюющими сторонами в Балтийском море было выставлено более 650 000 морских мин.
Минные поля не зря принесли Балтийскому морю звание «супа с клецками». На этих «клецках» во время войны подорвалось более 12 000 кораблей и судов, 4 000 погибли.
Окончание войны принесло только работу для тральщиков. Несмотря на то, что тральные соединения стран региона пахали, как проклятые, в течении 20 лет после окончания войны на Балтике подорвалось на минах 436 кораблей, судов и катеров, 227 из которых пошли на дно.
Советские тральщики типа "Фугас
"Да что говорить, даже сегодня минная опасность существует. В августе прошлого года, при выполнении стандартных программ, российские тральщики «Александр Обухов» и «Леонид Соболев» обнаружили и уничтожило более 20 мин времен Второй Мировой войны. И это спустя 80 лет с момента окончания войны.
20 мин – это много? Вообще более чем достаточно. Над «наследием» Второй Мировой до сих пор работают все страны Балтийского региона, у которых есть такая возможность. Но даже такие «крупные» морские державы региона, как Литва и Латвия, имеют в своем составе минные тральщики.
Но это речь идет о минах фактически вековой давности. Что же касается современных мин, то это совсем иной разговор.
Современная морская мина действительно заслуживает отдельного разговора, ибо это далеко не то устройство, которым оперировали участники Второй Мировой войны. Новые виды взрывчатых веществ, корпуса из плохо обнаруживаемых материалов, сложные взрыватели – все подчинено одной цели – как можно сложнее в обнаружении, как можно более эффективнее в подрыве.
В НАТО всегда уделяли большое внимание противоминной борьбе. Особенно – на Балтике, где можно легко и непринужденно (как это было в двух войнах прошлого) запереть российский флот в Финском заливе именно с помощью минных постановок. И, соответственно, можно ожидать подобных действий и со стороны противника.
Балтийское море вообще прекрасно приспособлено для осложнения обстановки именно с помощью минных постановок.
Сейчас мы поговорим о двух странах НАТО, которые всегда принимали активное участие в противоминной борьбе в акватории Балтийского моря. Это Нидерланды и Бельгия. Страны, которые издавна оперировали на Балтике.
Сегодня в составе флотов этих стран осталось 11 боеспособных тральщиков типа «Трипартит» совместной разработки Франции, Нидерландов и Бельгии из 21 первоначально построенных.
Это небольшие корабли с немагнитным пластиковым корпусом, полным водоизмещением 605 тонн, максимальной скоростью в 15 узлов и дальностью хода около 3 000 миль. Вооружение кораблей состоит из 20-мм автоматической пушки и 2-3 пулеметов калибра 12,7-мм. Ну и различного поискового оборудования, включая самые современные беспилотные подводные аппараты поиска и уничтожения мин и безэкипажные катера.
Несмотря на разработку в 80-е годы прошлого века, тральщики типа «Трипартит» все еще способны выполнять боевые задачи по поиску, обнаружению и уничтожению мин и сегодня.
Однако в НАТО понимают, что бесконечно модернизировать корабли, которым от 30 до 40 лет, просто нереально и в любом случае, необходимо двигаться дальше. А потому соответствующие структуры Нидерландов и Бельгии совместно разработали программу обновления трального флота и заказали по шесть новых кораблей Франции.
В итоге контракт более чем на 2 миллиарда евро получили весьма известные в морском мире компании «Naval Group» и «ECA Group». «Naval Group» займется проектированием и постройкой кораблей, а «ECA Group» обеспечит системы вооружения, в том числе и новый комплекс противоминного вооружения.
Работы начались в 2019 году, и сегодня стали известны некоторые результаты. Результаты вызвали неподдельное удивление.
Российские тральщики типа «Александрит» имеют водоизмещение 900 тонн. «Яхонты» проекта 1265, которые все еще служат, меньше – 450 тонн. Немецкие тральщики типа «Франкенталь» - 650 тонн. Уже упоминавшийся тип «Трипартит» - 600 тонн. То есть, примерно одного класса корабли, ну разве что «Александрит» вышел «потолще».
Водоизмещение нового тральщика согласно проекту около 2800 тонн. Это как бы многовато для корабля такого класса, тральщик выходит весьма «фрегатный». Тот же фрегат «Карл Дорман» «весит» 3 320 тонн, германский «Бремен» - 3 750, есть, конечно, и фрегаты, которые поболее некоторых эсминцев будут, тот же германский «Баден-Вюртемберг», но с классами сейчас полная неразбериха получается в плане водоизмещения.
Так что новый бельгийско-голландский тральщик получается между корветом и фрегатом в плане размеров. И это неспроста.
О ТТХ. Длина 82,6 м, ширина 17 метров. Скорость хода нормальная для тральщика, то есть, 15 узлов. Дальность плавания более 3500 миль, автономность 40 суток.
Вооружен корабль будет 40-мм артиллерийской установкой BAE Systems Bofors Mk 4 и 2-4 пулемета калибра 12,7-мм в дистанционно управляемых модулях.
Экипаж 63 человека. Это для тральщика очень много. На наших кораблях, к примеру, экипаж 44 человека. Возникает вопрос: кто эти люди и чем они станут заниматься?
Секрета нет. Большой экипаж и увеличенное водоизмещение свидетельствуют о том, что эти тральщики будут оснащены не так, как обычные корабли этого класса.
Для того, чтобы четко все понять, стоит посмотреть на заявленные приобретения в плане противоминного вооружения. А на 12 кораблей Бельгия и Нидерланды заказали 10 комплектов систем борьбы с минами от указанной выше компании «ECA Group». Все логично, 5 кораблей в боевой готовности, оборудованные и готовые выйти в море, один корабль на плановом ремонте или обслуживании.
10 комплектов – это сотня беспилотных подводных аппаратов и безэкипажных катеров ПМО. Тральщики нового поколения будут представлять собой плавбазу управляемых беспилотных надводных и подводных искателей мин. Это значительно расширяет возможности в плане противоминной обороны, но требует как места на корабле, так и технического состава для обслуживания.
Так что увеличенные размеры корабля и экипажа выглядят вполне обоснованно.
Основу ПМО новых супертральщиков составят два катера «Inspector 125» все той же ЕСА.
Это безэкипажные катера, но на них есть место для людей, если присутствие на борту будет необходимо. И «инспекторы» в свою очередь, несут НПА (необитаемые подводные аппараты), которые смогут отрабатывать поиск мин на приличных расстояниях от тральщика.
И получается, что новые тральщики смогут расчищать от мин весьма большие акватории, не подвергая риску самих себя в первую очередь.
Несколько слов о катерах.
Вообще с «Инспекторами» от фирмы ЕСА у нас знакомы. Еще когда мы почти дружили с Западом, французы продали нам три катера предыдущего поколения «Inspector Mk.2». Безэкипажные катера пошли на оснащение именно тральщиков типа «Александрит», но… все оказалось не так хорошо, как планировалось.
Да, «Inspector Mk.2» может действовать на удалении до 10 км от корабля, управляемый как людьми, так и дистанционно. Может взять на борт до 600 кг полезной нагрузки. Имеет бортовую ГАС для поиска мин по курсу и буксируемую ГАС бокового обзора.
Все хорошо, но катера вызвали критику в плане мореходности. Они зарывались носом в волну и рыскали по курсу, что не очень хорошо при проведении противоминных операций.
И для «Александрита» катер оказался великоват. Не знаю, как так вышло, как проектировали, как рассматривали, но факт: на палубе тральщиков проекта «Александрит» места для катеров типа «Inspector Mk.2» места не было. И здесь всего два варианта: буксировать за тральщиком, что при волнении не очень умно, либо размещать на других кораблях или судах, что однозначно неудобно.
Конечно, наши выкрутились. Так появился «Сканда», безэкипажный катер на основе надувной моторной лодки. Да, не так шикарно, как «Инспектор», зато можно перемещать на палубе «Александрита» и поднимать/опускать на воду с помощью штатной кран-балки.
БЭК «Inspector 125» - это такая глобальная работа над ошибками в исполнении ЕСА. Его создали на базе прекрасно зарекомендовавшего себя спасательного катера «Mauric» V2 NG, быстрого и весьма мореходного.
Получился довольно крупный безэкипажный катер полным водоизмещением 18,1 т. Длина – 12 м, ширина – 4 м, максимальная скорость хода – 25 узлов, автономность – 40 часов.
«Инспектор 125» может действовать на удалении в 12 миль от корабля-носителя.
Нагрузить «Инспектора» можно целым арсеналом средств противоминной обороны:
— автономные поисковые необитаемые подводные аппараты A18-M;
— буксируемые ГАС T18-M;
— буксируемые магнитные и акустические тралы;
— телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «K-Ster Inspector» или «Seascan»;
— телеуправляемые уничтожители мин «K-Ster Mine Killer».
Учитывая, что «K-Ster Inspector» или «Seascan» имеют рабочую глубину погружения до 300 метров, становится очевидно, что вполне возможен поиск и обнаружение мин на большой глубине залегания. А «K- Ster Mine Killer» может уничтожать мины на таких глубинах – от 5 до 300 метров глубины и до 1000 метров удаления от корабля-носителя.
Фактически это самоходный заряд взрывчатки, который со скоростью 6 узлов может подойти к обнаруженной мине и ликвидировать ее путем самоподрыва. Одноразовый, но тем не менее, вполне эффективный убийца мин.
В принципе, новый «Инспектор 125» выглядит не как катер, способный доставить в район работы противоминные средства, а как посредник между тральщиком и используемыми беэкипажными средствами. Система, призванная максимально обезопасить именно людей.
Естественно, для всего этого тральщик будет напичкан различными комплексами передачи, приема и анализа данных. «Инспекторы» и носимые ими противоминные средства будут управляться через комплекс ПМО I4 Drones. А всеми процессами выполнения задач ПМО будет заведовать система MCM Umisoft.
Ощущается превращение обычного тральщика, небольшого и незаметного трудяги противоминной обороны в некую сетецентрическую единицу, управляющую целой (пусть и небольшой) эскадрой надводных и подводных аппаратов.
Будет неудивительно наблюдать на этих кораблях антенные комплексы, сопоставимые в антеннами кораблей радиотехнической разведки.
Но это еще не конец!
Комплекс борьбы с минами кроме надводных и подводных БЭК будет иметь свою авиацию. На макете корабля видно, что крыша ангара представляет собой вертолетную площадку, с которой, естественно, могут взлетать и БПЛА.
А если взять, например, шведский БПЛА вертолетного типа UMS Skeldar V200, который способен нести различные системы обнаружения, то искать мины можно и с воздуха. Что ничуть не менее эффективно, чем использование других поисковых систем.
И последнее: «Остенде» — это не тральщик, способный работать в относительно спокойных водах Балтики. Этот корабль будет нормально работать и в океанской зоне.
Есть мнение, что все страны НАТО будут с интересом наблюдать за тем, как строятся и испытываются корабли нового класса. «Остенде» должен будет войти в строй ВМС Бельгии в 2024 году. За ним последуют остальные корабли серии, названные в честь бельгийских и голландских городов.
И вполне возможно, что к перевооружению своих противоминных сил подключатся и другие страны североатлантического блока. Это сулит новые заказы французским кораблестроителям с одной стороны, и усиление возможностей противоминной борьбы флотам, оснащенным новыми кораблями.
Нам тоже стоит обратить самое пристальное внимание на то, что делают «партнеры». Особенно в реалиях Балтики, где российский флот можно очень легко и непринужденно заблокировать в Финском заливе именно минами. Как это уже было в истории.
А уж учитывая наличие таких приятных соседей, коими являются страны Балтии…
Можно только догадываться, зачем военное ведомство Эстонии закупило в Финляндии партию донных мин «Блокатор» финской оружейной фирмы «Forcit Defence».
Мины просто прекрасные: 560 кг пластической взрывчатки, эквивалентные 1000 кг тринитротолуола, комбинированный программируемый неконтактный трехканальный взрыватель, способный работать в акустическом, магнитном и гидродинамическом режимах – очень серьезная мина.
Но мы не будем ничего фантазировать, а скажем прямо: эти мины предназначены для российских кораблей и судов. Очень сомнительно, что Эстония разругается с Латвией настолько, что бросится минировать Рижский залив.
Да и на учениях BALTOPS, которые проводятся недалеко от Калининградской области, почему-то всегда отрабатываются именно масштабные постановки мин.
Если учесть, насколько серьезно относятся к этому виду оружия в США, и какие там идут работы в плане усовершенствования этого оружия, можно уверенно сказать, что на Балтике дела в этом плане у нас не очень хороши.
Взять те же реализованные проекты «QuickStrike».
На базе авиационных бомб весом 500 фунтов (227 кг) американцы создали донные мины GBU-62 «QuickStrike-ER» и оснастили их модулем коррекции и набором для планирования. Получилась донная мина, которая при сбросе с самолета, способна пролететь в режиме управляемого планирования до 50 км.
О чем это говорит? О том, что тот же старик В-52 способен осуществить минирование, например, Лужской губы, находясь в воздушном пространстве той же Эстонии. Понятно, что это практически есть объявление войны, но мины у;е будут лежать на грунте и ждать.
Кроме того, не стоит забывать об основной работе тральщиков. Естественно, это не поиск мин прошлой войны, а вывод атомных подводных лодок и обеспечение их безопасности при выходе из баз.
В общем, вывод такой: тральщик с безэкипажными средствами поиска, обнаружения и уничтожения мин – это очень серьезный корабль будущего. Европейцы сделали большой шаг в направлении обеспечения своей безопасности в плане борьбы с минами. Что-то в ответ необходимо будет предпринимать и нашей стороне.
Учитывая, какие задачи возлагаются на наш флот, нам такие корабли будут очень нужны.
Источник: topwar.ru