В 1950-е годы система дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами была отработана настолько, что она позволяла не только совершать самостоятельный взлёт и маневрировать в полёте, но приземляться после выполнения полётного задания.
В первые послевоенные десятилетия от воздушных мишеней требовалось как можно ближе имитировать самолеты, имеющиеся в распоряжении потенциального противника, летать с околозвуковой и сверхзвуковой скоростью на средней и большой высоте. Переход тактической и палубной авиации к действиям на малых высотах привел к необходимости иметь мишени, способные имитировать маневры истребителя-бомбардировщика на небольшой высоте и выполнение бомбометания с применением вертикального маневра.
Для имитации воздушных целей в промышленно развитых государствах проектировались специальные беспилотные аппараты, также широкое распространение получила практика переоборудования откровенно устаревших или выработавших свой ресурс боевых самолётов.
Американские воздушные мишени, созданные на базе реактивных истребителей
Первая американская дистанционно управляемая воздушная мишень с турбореактивным двигателем QF-80 была создана путём переоборудования истребителя Р-80 (F-80) Shooting Star.
Беспилотный QF-80 взлетал по командам наземного пункта управления. В воздухе мишенью руководил оператор, находившийся в кабине двухместного реактивного самолета-наводчика DT-33 (построен на базе УТС Т-33).
В дальнейшем эта практика получила широкое распространение. Очень многие, снятые с вооружения реактивные истребители ВВС США, переделывались в радиоуправляемые мишени.
Радиоуправляемые мишени QF-100
В испытаниях нового оружия, процессе боевой подготовки расчётов ЗРК и экипажей перехватчиков широко использовались радиоуправляемые: QF-86 Sabre, QF-100 Super Sabre, QF-9 Cougar, QF-8 Crusader, QТ-33 Shooting Star, QF-102/PQM-102/QF-106 Delta Dart.
QF-106 Delta Dart
Обычно в мишени переоборудовались машины, взятые с длительного хранения. Ввиду физического и морального устаревания эти самолёты не имели дальнейших перспектив использования по прямому назначению, но в то же время ещё обладали определённым запасом ресурса основных агрегатов и планера.
В годы холодной войны самым известным и многочисленным американским истребителем, стоявшим на вооружении в военно-воздушных силах, в морской авиации США, а также поставлявшимся и производимым по лицензии в ряде стран-союзников, являлся сверхзвуковой F-4 Phantom II.
«Фантомы» различных модификаций использовались как истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики, охотники за радарами и разведчики. С 1958 по 1981 год всего было построено 5 195 самолётов этого типа.
В 1980-х американские F-4 Phantom II начали заменять истребителями 4-го поколения.
Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 1980-х были перевооружены на палубные перехватчики F-14A. В ударных палубных эскадрильях F-4S были окончательно вытеснены истребителями-бомбардировщиками F/A-18A/В Hornet в 1986 году.
До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. В истребительных авиакрыльях ВВС США «Фантомы» служили до 1990 года.
Последней войной 24 американских «охотников за радарами» F-4G и 6 разведывательных RF-4C стала антииракская операция «Буря в пустыне». Использование «Фантомов» было вынужденным шагом. На тот момент F-4G в ВВС США не имелось другого специализированного боевого самолёта, предназначенного для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C являлся единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенным камерами бокового обзора с высоким разрешением. До 1996 года «Фантомы» летали в воздушных силах Национальной гвардии, являющейся действующим резервом ВВС США.
Параллельно со службой в строевых подразделениях, самолёты F-4 использовались в различных исследовательских программах. Так, в конце 1960-х истребитель F-4A, снятый с вооружения, сопровождал на начальном этапе полёта ракетоплан Х-15. Несколько раз «Фантомы», разогнавшиеся до сверхзвуковой скорости, вели киносъёмку стартовавших с космодрома Канаверал ракет-носителей. В первой половине 1980-х разоруженные F-4C были задействованы в ходе медико-биологических исследований, выяснявших влияние разного рода перегрузок на организм человека.
Как и многие другие, выработавшие свой ресурс или безнадёжно устаревшие боевые самолёты, F-4 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени. В 1970–1980-е годы «Фантомы», благодаря высокой скорости полёта, тяговоруженности и большому практическому потолку, могли имитировать не только пилотируемые самолеты, но и крылатые ракеты.
Благодаря реальному тепловому и радиолокационному портрету, использование истребителей, конвертированных в радиоуправляемые мишени, даёт возможность повысить достоверность испытаний. Кроме того, мишень на базе «Фантома» позволяла достоверно оценить поражающие факторы боевых частей различных ракет при контактном и дистанционном подрыве, так как истребители F-4 обладали немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в бою. На списанных «Фантомах» отрабатывали сухопутные и морские ЗУР, а также новые УР «воздух-воздух».
Испытания УР AIM-54 Phoenix в 1983 году
Флот и ВВС независимо друг от друга трансформировали F-4 ранних модификаций в радиоуправляемые мишени, но при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало.
После окончательного вывода из эксплуатации «Фантомы» поздних модификаций, обладавшие большим лётным ресурсом и имевшие дальнейшие перспективы использования, были слишком ценны, чтобы их расстреливать. Самолёты передавали союзникам или отправляли на хранение на базу «Дэвис-Монтан», расположенную недалеко от города Тусон в штате Аризона. Сухой климат и твёрдая почва позволяют после проведения определённых консервационных мероприятий хранить здесь самолёты под открытым небом.
После распада СССР и снижения градуса международной напряженности про законсервированные «Фантомы» на некоторое время забыли. Американским ВВС, ВМС и КМП с избытком хватало уже построенных истребителей 4-го поколения, а «естественную» убыль в ходе авиационных происшествий и по причине выработки ресурса покрывали ранее заключёнными контрактами.
Использование списанных «Фантомов» в роли самолётов-мишеней и прорывателей ПВО
Про хранящиеся на «кладбище костей» самолёты F-4 вспомнили после того, как в ВВС США стали заканчиваться беспилотные мишени QТ-33 и QF-106 – переделанные из учебно-тренировочных самолётов и сверхзвуковых истребителей-перехватчиков.
К началу XXI века в странах-союзниках, где имелись «Фантомы», их стали заменять современными боевыми самолётами, и стало ясно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё вполне пригодных для дальнейшего использования истребителей – нет, и дальше хранить их бессмысленно.
В 2005 году на консервации имелось около 500 «Фантомов» различных модификаций. В беспилотники решили переделывать наиболее свежие истребители-бомбардировщики F-4Е, «борцы с ПВО» F-4G и разведчики RF-4C. Ранние модификации, истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S использовались как источник запчастей.
В рамках реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (Full-Scale Aerial Target), инициированной боевым авиационным командованием, персонал 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group – AMARG) в «Дэвис-Монтан» приводил самолёты в лётное состояние.
В процессе переделки в мишени с самолетов демонтировали часть ненужного для беспилотного полёта оборудования: БРЛС, 20-мм пушку, навигационную аппаратуру системы TACAN и топливоприёмники для дозаправки в воздухе. Консоли крыла и хвостовое оперение самолётов-мишеней для облегчения их визуальной идентификации окрашивали в красный цвет.
В ходе мероприятий по переоборудованию «Фантомов» в мишени американская система хранения и восстановления выведенных в резерв боевых самолётов в очередной раз подтвердила свою эффективность.
В лётное состояние удалось вернуть около 350 самолётов, выпущенных в 1960–1970-е годы и хранившихся на базе в Аризоне более 20 лет.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F-4 Phantom II и F-16 Fighting Falcon на авиабазе «Дэвис-Монтан»
Контракт на переделку расконсервированных «Фантомов» в мишени выиграл американский филиал британской корпорации BAE Systems – BAE Systems North America.
С авиабазы «Дэвис-Монтан» самолёты перегонялись на аэродром «Мохаве» в Калифорнии, где на них устанавливался комплект цифрового оборудования для дистанционного управления.
Спутниковый снимок Google Earth: дистанционно управляемые самолёты QF-4 на аэродроме «Мохаве»
Аэродром «Мохаве» является очень интересным объектом.
В связи с тем, что это первый американский аэродром, лицензированный в США для горизонтальных запусков космических аппаратов многоразового использования, здесь находятся объекты частных компаний, реализующих космические программы.
Cамолёты F-4 рядом с ангаром BAE Systems Inc на аэродроме «Мохаве»
В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование «Фантомов», осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности истребителей МиГ-29 и Су-27, полученных из стран Восточной Европы и СНГ.
QF-4, взлетает с аэродрома «Мохаве», на заднем плане видны гражданские авиалайнеры, находящиеся здесь на хранении
В северо-восточной части аэродрома расположена площадка, на которой хранится несколько десятков гражданских авиалайнеров, ранее эксплуатировавшихся в американских авиакомпаниях. Эти самолёты ждут там своей очереди на реставрацию. После восстановительного ремонта и покраски они летают в странах третьего мира. Немало транспортно-пассажирских самолётов, взятых с хранения в «Мохаве», бороздят воздушное пространство над бывшим СССР.
Благодаря установке компьютеризированной аппаратуры дистанционного управления Gulf Range Drone Control (GRDCS), беспилотный «Фантом» получил возможность выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и изменение курса и высоты полёта на маршруте в беспилотном режиме могут осуществляться как в рамках дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливается транспондер и система спутниковой навигации с трансляцией данных на наземный или воздушный пункт управления.
Сообщается, что в ходе переделки самолётов F-4 в беспилотные аппараты специалисты компании BAE Systems North America монтируют систему автоматического распознавания угроз, что позволяет максимально приблизиться к боевой обстановке в ходе контрольно-учебных стрельб. Подвесная аппаратура с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту самолёта, и вырабатывает манёвр уклонения.
На самолётах QF-4 параллельно с установкой цифровой аппаратуры дистанционного управления сохранена возможность пилотируемого полёта, что позволяет производить безопасный перегон на значительные расстояния и расширяет сферу применения. В частности, пилотируемые QF-4 способны активней маневрировать, чем беспилотные самолёты, и вести учебный воздушный бой с состоящими на вооружении истребителями. Самолеты, регулярно совершающие пилотируемые полёты, не имеют окрашенных в красный цвет законцовок крыла.
QF-4, используемый для регулярных пилотируемых полётов 82-й эскадрильи беспилотных мишеней
Для пилотируемых полётов используются наименее изношенные переоборудованные F-4G Wild Weasel, построенные в конце 1970-х. Начиная с 2005 года, эти самолёты, помимо «боевой» службы, регулярно принимали участие в различных авиашоу на территории США.
Пилотируемые «Фантомы» сберегают ресурс строевых боевых самолётов, тестируя радиолокационные системы, тренируя расчёты ПВО и пилотов перехватчиков, без применения оружия. По состоянию на 2012 год к полётам на QF-4 были допущены 6 пилотов ВВС и 10 отставников, работающих по контракту. Все они очень опытные лётчики, налетавшие в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1 000 часов.
После облёта и контрольных тестов дистанционно управляемые самолёты QF-4 передаются в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе «Холломан» в штате Нью-Мексико, и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе «Тиндалл» в штате Флорида.
QF-4, принадлежащий 53-й группе оценки и испытания вооружения
В прошлом на авиабазе «Тиндалл» также проходили оценочные испытания полученных из стран Восточной Европы истребителей МиГ-23 и МиГ-29.
Самолёты QF-4 на авиабазе «Тиндалл»
Обслуживание и эксплуатация «Фантомов» осуществлялись по-разному. На авиабазе «Тиндалл», где QF-4 в основном летали в беспилотном режиме и зачастую «в один конец», меньше внимания уделяли поддержанию в лётном состоянии всего парка мишеней. К полёту готовили конкретные машины, нередко заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. При этом текущий ремонт и обслуживание QF-4 проводили в основном военнослужащие.
В 82-й эскадрилье беспилотных мишеней к QF-4 относились бережней. На авиабазе «Холломан» к обслуживанию «Фантомов» привлекались такие же немолодые, как и самолеты, пенсионеры, работающие по контракту.
Здесь больше внимания уделяли поддержанию в лётном состоянии машин, на которых осуществлялись пилотируемые полёты. В то же время менее многочисленный (по сравнению с авиабазой «Тиндалл») парк «краснокрылых» мишеней имел более высокий процент готовых к полёту самолётов.
На авиабазах «Холломан» и «Тиндалл» для управления полётом беспилотных аппаратов, преобразованных из снятых с вооружения истребителей, используются различные системы.
Оператор наземной системы GRDC
Над полигоном, расположенным в окрестностях базы «Холломан», беспилотные QF-4 управляются с помощью наземной системы GRDC, а при полётах во Флориде и в других районах США используются два специально переоборудованных самолёта E-9A. Эти машины созданы компаний Boeing на базе гражданского турбовинтового авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.
Самолёт E-9A
На E-9A установлено две РЛС: бокового обзора – с правой стороны фюзеляжа и поисковая – в нижней части. Также имеется аппаратура для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет. В ходе полёта операторы Е-9А при помощи бортовых радиолокаторов способны на дальности несколько сотен километров наблюдать за воздушной обстановкой и управлять полётом самолёта-мишени.
Вооруженная модификация беспилотного самолёта QF-4
Помимо тестирования систем ПВО и радаров в пилотируемом режиме и использования в роли беспилотных мишеней, для QF-4 нашлось ещё одно применение.
В январе 2008 года запущенная с беспилотного самолёта противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM, оснащённая боевой частью, впервые поразила источник высокочастотного излучения на полигоне «Неллис».
В зарубежных источниках говорится, что беспилотные «Фантомы» могут нести корректируемые бомбы JDAM калибром от 230 кг (500 фунтов – GBU-38) до 910 кг (2 000 фунтов – GBU-31). При этом имеется возможность уничтожения стационарных объектов с заранее известными координатами. Бомбы, оборудованные комплектом JDAM, направляются к цели интегрированной инерциальной системой наведения в паре с GPS-приёмником, обеспечивая дальность действия до 28 км от точки сброса. Величина КВО, продемонстрированная на испытаниях – 11 метров.
Таким образом, конвертированные в беспилотники реактивные истребители демонстрируют способность подавлять средства ПВО противника. Предполагается, что беспилотные самолёты, оснащённые ПРР, корректируемыми бомбами и средствами радиотехнической разведки, двигаясь в первой волне, способны принять на себя основной удар зенитных ракет, выявить и частично уничтожить демаскированные позиции РЛС и ЗРК. Это, в свою очередь, существенно уменьшит потери среди пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.
Закат карьеры самолётов-мишеней QF-4
В настоящее время на базе хранения «Дэвис-Монтан» осталось приблизительно 60 F-4. Но это уже непригодные к восстановлению самолёты, в воздух они больше не поднимутся и подлежат утилизации. В связи с этим объявлено, что ВВС не будет больше заказывать переоборудование истребителей F-4 в дистанционно управляемые дроны.
Наибольшая численность пригодных для полётов самолётов QF-4 в ВВС США имелась в 2011–2012 годы, достигая приблизительно 200 единиц. Использовались они весьма интенсивно. Ежегодно с участием дистанционно управляемых мишеней на полигонах проходило несколько десятков стрельб.
Во Флориде над водами Мексиканского залива по беспилотным мишеням QF-4 велись испытательные пуски новых модификаций ракет «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM, а на полигоне «Уайт Сэндс» в Нью-Мексико корпорация Lockheed Martin испытывала на «Фантомах» модернизированные ЗУР для ЗРК Patriot Advanced Capability (PAC-3). В 2013 году во время испытаний ЗРС средней дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) на ракетном полигоне «Уайт-Сэндс» практически одновременно были уничтожены QF-4 и ОТР «Ланс», летящие на сверхзвуковой скорости с разных направлений.
Но это не означает, что каждые испытания с боевой стрельбой заканчиваются потерей мишени. Благодаря установленной на «Фантомах» системе BAE Systems Common Missile, им зачастую удавалось уклониться от ракет с радиолокационной системой наведения в 10 –20 % пусков, а от AIM-9X Sidewinder при массированном применении тепловых ловушек в 25–30 % случаев. Как правило, во время испытаний использовались ракеты с инертной боевой частью, и разрушение мишени QF-4 происходило только при прямом попадании. Но даже в этом случае повреждённым «Фантомам» иногда удавалось вернуться на свой аэродром, где их ремонтировали и возвращали в строй.
В конце 2016 года на авиабазе «Холломан» состоялся последний пилотируемый полёт «Фантома», после чего все имеющиеся QF-4 использовались только в беспилотном варианте.
Процедура прощания с QF-4 на авиабазе «Холломан»
С учётом того, что в среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно-испытательных ракетных стрельбах составляла по 10–15 мишеней в «Тиндалл» и 4–5 в «Холломан», по состоянию на сегодняшний день летающих «Фантомов» в ВВС США не осталось.
Спутниковый снимок Google Earth: «Фантомы», используемые как наземные мишени, на полигоне в окрестностях авиабазы «Холломан»
Известно, что по состоянию на 2021 год 13 уцелевших QF-4 в ВВС США больше не эксплуатируются. С этих самолётов демонтирована аппаратура управления и навигации, электронные системы оценки угроз и постановки помех, узлы и агрегаты, представляющие ценность, слиты технические жидкости и топливо из баков. После этого «Фантомы» отбуксированы на полигон в окрестностях авиабазы «Холломан», где служат наземными мишенями для отработки стрельбы из пушек и бомбометания по наземным целям.
Замена QF-4 Phantom II самолётами-мишенями QF-16 Fighting Falcon
В 2012 году стало ясно, что пригодные для конвертации в мишени самолёты F-4 Phantom II заканчиваются, и командование ВВС США инициировало создание беспилотников на базе истребителей F-16 Fighting Falcon ранних модификаций.
По мнению высших американских офицеров, отвечающих за боевую подготовку, дистанционно управляемая мишень, созданная на базе истребителя 4-го поколения, благодаря более высокой манёвренности и лучшим разгонным характеристикам, более реалистично имитирует современные воздушные цели и позволяет поднять уровень квалификации лётчиков-истребителей и расчётов ЗРК.
19 ноября 2012 года на авиабазу «Тиндалл» для испытаний прибыл первый QF-16. Как и в случае с QF-4, самолёт был взят с хранения в «Дэвис-Монтан» и восстановлен специалистами 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники.
Первый QF-16, совершивший посадку на авиабазе «Тиндалл»
На первом этапе облегчённые QF-16, с демонтированным вооружением и БРЛС, использовались в пилотируемом варианте, имитируя воздушные цели в миссиях без использования реального оружия.
Конкурс на переоборудование истребителей 126 F-16А/С/D в беспилотники (cтоимостью $69,7 млн) выиграла компания Boeing. В дальнейшем были заключены ещё несколько контрактов. Согласно прогнозам американских авиационных экспертов, численность конвертируемых в мишени и беспилотные носители оружия истребителей F-16 может превысить 300 единиц. Показательным фактом является то, что наибольшим остаточным ресурсом обладают истребители F-16А, которые имели минимальный налёт и были быстро вытеснены в строевых подразделениях поздними модификациями.
В рамках контракта QF-16 оборудован линией передачи данных аппаратуры управления беспилотным аппаратом GRDCS (Gulf Range Drone Control System), системами визуального дополнения VAS, командной телеметрии CTS и управления полезной нагрузкой PCS. Для постановки помех на внешних узлах подвески могут размещаться контейнеры с аппаратурой АN/ALQ-188 и АN/ALQ-167.
Первый беспилотный полёт QF-16
В сентябре 2015 года QF-16 82-й эскадрильи беспилотных мишеней совершил свой первый беспилотный полет, взлетев с ВПП базы ВВС «Тиндалл» во Флориде. Как и в случае с QF-4, внешними опознавательными признаками самолёта-мишени QF-16 служат окрашенные в красный цвет части крыла и хвостовое оперение.
Спутниковый снимок Google Earth: QF-16 буксируется тягачом на авиабазе «Тиндалл»
Массовые поставки беспилотных QF-16 начались в конце 2015 года, после чего было принято решение об отказе от QF-4. Некоторое время самолёты QF-4 и QF-16 в составе 82 ATRS и 53 WEG эксплуатировались параллельно.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты QF-4 и QF-16 на авиабазе «Холломан»
В настоящее время ВВС США могут располагать более чем сотней дистанционно управляемых QF-16, которые в основном используются как беспилотные мишени в процессе боевой подготовки и в ходе испытаний новых образцов вооружений. Но в случае необходимости, эти беспилотные самолёты также могут нести вооружение и участвовать в прорыве системы ПВО противника.
История и перспективы использования дистанционно управляемых боевых самолётов, переделанных из снятых с вооружения истребителей в нашей стране
В СССР начали использовать в качестве радиоуправляемых мишеней снятые с вооружения боевые самолёты практически одновременно с США.
В советское время очень широко применялись самолёты-мишени, созданные на базе реактивных истребителей. В большинстве случаев переоборудование осуществлялось на авиаремонтных заводах.
В частности, Львовский АРЗ долгое время занимался переделкой истребителей МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 в мишени М-15, М-17 и М-21. Переоборудовались такие самолёты и на авиазаводе в Тбилиси. В Казанском опытно-конструкторском бюро «Сокол» истребители МиГ-17 и МиГ-19, а также УТС L-29 трансформировали в мишени М-17, М-19 и М-29. В мишени Як-25МШ также переоборудовали двухместные перехватчики Як-25М.
Радиоуправляемый самолёт-мишень Як-25МШ
Для управления самолётами-мишенями использовались мобильные наземные командные пункты, а также воздушные КП на базе двухместных cамолётов: УТИ МиГ-15, L-39 и МиГ-23УБ.
Наиболее совершенные воздушные мишени М-21 (М-21М) выпускались на базе МиГ-21. Первоначально для этого использовались выработавшие свой ресурс фронтовые перехватчики МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ. Позже в дело пошли «двадцать первые» последующих модификаций.
Самолёт-мишень М-21
В ходе конверсии в мишень с МиГ-21ПФ/ПФМ снимали радиолокационный прицел, систему управления вооружением и один фюзеляжный топливный бак. Вместо них устанавливали автоматическую систему управления с автопилотом, аппаратуру активных и пассивных помех, включая кассету с ИК-ловушками, и оборудование для регистрации величины промаха и попадания снаряда. Кроме этого, для внешних траекторных измерений имелся трассер. Максимальная скорость полёта М-21 (М-21М) составляла 1 800 км/ч. Практический потолок – 14 400 м. Продолжительность полёта – 106 минут.
В настоящее время самолёты-мишени на базе МиГ-21 не используются и сохранились только в музейных экспозициях.
После обретения Россией «независимости» производство радиоуправляемых мишеней, созданных на базе выработавших свой ресурс боевых самолётов, прекратилось, хотя для этого имелись все условия.
В 1990–2000-е годы МО РФ «утилизировало» очень значительное количество «устаревших» перехватчиков, фронтовых истребителей, истребителей-бомбардировщиков и разведчиков.
В металлолом сдали около 2 000 боевых самолётов. Это были не только безнадёжно устаревшие МиГ-21, Су-7, Су-15 и Як-28, но и вполне дееспособные Су-17, МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-27. «Эффективные» менеджеры МО РФ во времена «сердюковщины» превратили базы хранения авиационной техники в пункты утилизации.
Спутниковый снимок Google Earth: разделка МиГ-27 на металл на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава
В одном только Липецком центре боевого применения и переучивания лётного состава в период с 2008 по 2011 год уничтожили более сотни истребителей и истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и МиГ-27.
Спутниковый снимок Google Earth: разделка МиГ-31 на металл на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава
Как это ни печально, но подобная практика продолжается до сих пор.
В настоящее время на военном аэродроме в Липецке на металл разделывают перехватчики МиГ-31.
Глядя на эти спутниковые снимки, невольно сравниваешь отношение к устаревшей и выработавшей большую часть своего ресурса авиатехники в США и КНР, где списанные истребители в массовом порядке конвертируют в беспилотники. Даже Вьетнам обошел в этом отношении поднявшуюся с колен Россию.
В 2020 году появилась информация, что Главное управление оборонной промышленности при Министерстве обороны Социалистической Республики Вьетнам совместно с государственной компанией Viettel Military Telecommunications Group начали работы по переоборудованию 35 истребителей МиГ-21бис и 15 МиГ-21УМ в БПЛА. Сообщается, что беспилотные МиГ-21 будут применяться в качестве мишеней на учениях войск ПВО и как ударные дроны.
Списанные МиГ-29 на авиабазе Домна
Наиболее перспективными в части превращения в дистанционно пилотируемые аппараты в ВКС РФ являются фронтовые истребители МиГ-29 и перехватчики МиГ-31. К сожалению, из-за хранения под открытым небом большая часть МиГ-29 по причине коррозии не пригодна к дальнейшей эксплуатации, хотя планеры далеко не всех самолётов выработали ресурс.
Согласно информации, имеющейся в открытых и общедоступных источниках, в ВКС РФ и в Морской авиации в 2020 году в лётном состоянии имелось приблизительно 130 истребителей МиГ-29 различных модификаций, ещё около полутора сотен самолётов в разной степени сохранности находилось на хранении.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29 на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава
Если верить тем же источникам, то модернизированных перехватчиков МиГ-31 в строю около 90 единиц. В опытно-боевой эксплуатации также имеется 10 МиГ-31К – носителей гиперзвуковой ракеты «Кинжал». В ближайшее время списанию подлежат около 150 МиГ-31, модернизация которых признана нецелесообразной.
Наверняка среди примерно 300 непригодных для дальнейшей службы МиГ-29 и МиГ-31 реально отобрать несколько десятков самолетов, которые можно переделать в сверхзвуковые беспилотники, пригодные для использования в роли мишеней и разведывательно-ударных дронов. При этом ссылки на нехватку финансирования несостоятельны.
Наша страна, несмотря на обострившиеся отношения с США, по-прежнему продолжает скупать доллары и хранить средства в американских ценных бумагах. Помощь в создании современной системы управления и поставку электронных компонентов для её локального производства на территории России мог бы оказать наш восточный «стратегический партнёр», в последние годы перешедший от массовых закупок российского оружия и техники военного назначения к приобретению единичных образцов с целью ознакомления.
Источник: topwar.ru